Ход урока
I. Оформление доски.
1. Рисунки учащихся (шляпа с обвислыми полями, портрет Евдокии Савельевны)
2. Кроссворд (проверка знания текста, составляли дети) (Приложение)
Вопросы:
- Где работали родители?
- Как Оля называла свою подругу?
- Какая фамилия была у Люси?
- Какая фамилия была у Бори?
- Кого считала святым “безумная Евдокия”?
- Какая фамилия была у Мити?
- Что Оля успела набросать в блокноте?
- Какое слово постоянно повторял Митя Калягин?
- С чем пришла Оля?
- Как долго был доктором дядя Мити?
- Какая профессия была у дяди Мити Калягина?
- Какое отчество было у мамы Оли?
3. Рекомендуемая литература:
- Ю. Поляков “Работа над ошибками”
- Ю. Бондарев “Простите нас!”
- А. Кузнецова “Земной поклон”
II. 1. Вступительное слово учителя
Анатолий Георгиевич Алексин – замечательный советский писатель, автор многих интересных книг для детей, юношества и взрослых. Произведения писателя учат добру и справедливости, повести, рассказы, публицистика исследуют процесс становления личности молодого человека.
А. Алексин обладает талантом видеть мир глазами юности. Юный человек всегда на рубеже. Куда шагнуть? Бывает много и неверных шагов. Нужно учиться делать выбор, нравственный выбор. Алексин ставит своих героев в такие ситуации.
Юный человек с его вечно неутолимой жаждой сейчас и немедленно разобраться в самом главном в жизни, получить честные, исчерпывающие ответы на вопросы, которые разрешаются порой лишь поколениями, и художник, чей талант самой своей сутью направлен на нравственное усовершенствование человека, - они неизбежно идут навстречу друг другу.
2. Если позволяет время, можно выслушать сообщение учащихся о писателе.
III. Беседа по вопросам к повести:
- С каких слов начинается повесть “Безумная Евдокия”?
- Какова композиция произведения? (“Я должен восстановить разрозненные детали” - чередуются воспоминания с событиями, происходящими в реальности)
- Перечислите главных героев (Оленька, её мама, папа, Люся Катунина, Боря Антохин, Евдокия Савельевна)
- К какому герою всё время притягивается наше внимание? (Оленька)
- Как вы думаете, какой герой более интересен самому автору? (обратите внимание на название повести)
- Расскажите, кто такая Оленька. Какая она?
- Когда Евдокия Савельевна, Люся и Боря сообщают о том, что Оля потерялась, папа Оли кричит: “Оля просто не вынесла. Всему есть предел!” О чём это он?
- Вы согласны с ним?
- Как воспитывала Евдокия Савельевна свой 9 Б?
- Правильно ли поступала Евдокия Савельевна , когда заставляла всех быть вместе?
- Зачем Евдокия Савельевна устраивала встречи со своими бывшими учениками?
- Почему Евдокия Савельевна выделяла незаметных (привести примеры) и не замечала способности Оленьки?
- Как выглядела Евдокия Савельевна?
- Куда и зачем отправились ребята, когда Оленька потерялась?
- Можно ли Люсю и Бориса считать настоящими друзьями Оленьки?
- Почему Оля стала дружить с Люсей? (“Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. Какая женщина устоит перед таким обожанием? Оленька стала дружить с Люси. Хотя времени на дружбу у неё было мало”.
- А у Люси было много времени?
- Почему Люся не разрешила Оле защитить её на собрании? (Отец влюбился в другую женщину. “Обыкновенная история”, - сказала Оля. Равнодушие. А каково Люсе? Девочка сумела быть чуткой и по отношению к матери, и по отношению к отцу).
- Почему у Бори столько фотографий Оленьки?
- Отец Оли произносит фразу: “Я понял, что наша дочь впервые столкнулась с предательством”. Кто кого предал?
- Подумайте, почему мы всё время на стороне Оленьки?
От чьего имени ведётся повествование? Кто рассказчик?
Автор мастерски владеет данным приёмом: поручает повествование какому-нибудь герою. Мы принимаем точку зрения данного героя как должное, идём за ним, соглашаемся с ним. И довольно долго не замечаем тех деталей повествования, за которыми стоит авторская позиция.
Например, попробуйте ответить на вопрос:
- Волнуется ли Евдокия Савельевна, когда разыскивает Олю по телефону? (“Только пальцы, когда она крутила диск, не вполне были ей послушны. Она не туда попадала, извинялась и вновь набирала номер”)
- А что думает по этому поводу рассказчик? (“Я слышал Евдокию Савельевну. Меня раздражало, что организаторский талант её оставался прежним, а голос нарочито спокойным и ровным, как бы старавшимся заглушить совесть”)
- Может быть, есть ещё подобные детали? (Евдокия Савельевна засмущалась, когда Митя Калягин сказал, что лучшего ожидает приз. Мы не понимаем, почему Евдокия Савельевна не даёт Мите говорить. А призом-то оказалась фотография, свидетельство того, что Евдокия Савельевна в войну спасла 2-х солдат)
- Расскажите о родителях Оленьки. Поразмышляйте об их способах воспитания дочери. (“…иметь дочь стало нашим главным желанием”, “спасибо ей” за то, что родилась. А жизнью-то рисковала мама. Папа не заметил, как мама перестала петь и как он сам перестал писать рассказы в журналы. Всё – для Оли. Точка зрения Оли всегда правильная. “Только не рифмуй”)
- О чём сейчас, когда разыскивают и ждут Олю, думает Надя? (“Это я уговорила её”. Опять берет вину на себя)
- Где же была Оленька? Почему она пошла одна? (Желание любой ценой быть первой)
- Какой приз достался Оленьке? Почему Евдокия Савельевна не рассказывала о своём подвиге во время войны?
- Какой вывод делает отец? (“Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека…”)
- Почему повесть называется “Безумная Евдокия”? (“Судьба отомстила нам за это глупое прозвище… Безумие пришло в наш дом”)
- О чём беспокоится Евдокия Савельевна, когда все возвращаются из больницы? (“Оля может принять всю вину на себя, эта ноша окажется для неё непосильной!”)
- Так какая же всё-таки Оленька? (талантливая, но эгоистка)
- А какая Евдокия Савельевна? (талант человечности)
- Какие фразы автора мы можем выписать в качестве уроков, которые можно вынести из этой повести?
“Жить только собой – это полбеды… Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”
“Если нет времени разобраться, лучше и не берись. А не пытайся небрежно, одной рукой разводить чужую беду!”
Д/з: написать сочинение-рассуждение: “Жить только собой – это полбеды”, “Талант человечности”, “Был ли в моей жизни некрасивый поступок, из которого я уже сумел извлечь урок?”