Урок внеклассного чтения "Чудо Рождества" по рассказу А.Куприна "Тапёр"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.
  2. Выработать навыки анализа произведения.
  3. Обучать выразительному чтению.

Предварительная работа:

  • чтение текста
  • индивидуальные выступления.

Оборудование:

  • Портрет А. Куприна.
  • Портрет А.Г. Рубинштейна.
  • Лист « Венгерской рапсодии» Листа.
  • Произведения Шопена, Чайковского.

Сегодня на уроке мы поговорим о судьбе мальчика, в жизни которого случилось чудо.

Почему же мы не остаёмся равнодушными к судьбе этого мальчика?

О чём заставляет нас задуматься А. Куприн.?

Слово учителя: В 90-х годах Х1Х в. А. Куприн познакомился с выдающимся компо- зитором, жизнь которого его очень заинтересовала. И вот в 1897 году Куприн пишет рассказ, в основу которого легла судьба этого человека. Рассказ называется «Тапёр»

-Прежде чем мы перейдём к тексту, поговорим о слове тапёр.

- В словаре иностранных слов даётся такое определение: тапёр- музыкант, пианист, баянист, играющий за деньги на танцевальных вечерах.

А ещё нам встретится слово рапсодия. Это музыкальное произведение, основанное на народных танцах, состоящее из медленной и быстрой части.

Звучит музыка.

Выступление ученицы: Давным давно в конце XVIII века в России начали устраиваться вечера для детей из знатных семей. Эти вечера в начале проводились один раз в год –в Рождество, а затем стали организовыватьсяи в именины. На эти вечера допускались дети с 12 лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, знать бальный этикет, просто общаться, получая массу впечатлений.

- На один из таких вечеров, который проводится в семье Рудневых? мы отправимся вместе с вами.

1. Кто особенно запомнился из детей Рудневых?
2. Чем примечательна эта семья?
3. Каковы хозяева этого дома?
4. К какому празднику готовятся Рудневы?
5. Какая интересная традиция существовала в этой семье?.
(Вывод: Вот это экспозиция рассказа.)
6. Как Куприн передаёт суматоху перед началом бала у Рудневых?

Ответ на этот вопрос учащиеся пересказывают близко к тексту.

- Кто из сестёр волнуется больше всего? Конечно же, младшая из сестёр, Тина, это её первый бал., а музыкантов всё нет. (Вывод: это завязка действия.)

Вместо музыкантов Дуняша привела мальчика, бледного, худощавого, в подержанном мундирчике. Лицо у мальчика было некрасивое, но выразительное, с очень тонкими чертами. о таком лице говорят- одухотворенное.

-Как же встретили тапёра в доме Рудневых?

Учащиеся читают эти строчки.

--Почему с таким недоверием отнеслись к мальчику?

Единственным человеком, кто был рад любому музыканту, была Тиночка. Появление Юры стало для нее чудом Рождества. Она схватила мальчика за руки и подвела к великолепному роялю.

Тапёр сел за рояль и стал играть « Венгерскую рапсодию» Листа, которая состояла из танцев. (Звучит рапсодия).

-Какова была реакция детей? (Игра привлекла слушателей: «зала постепенно заполнилась»)

-Каким одним словом можно выразить состояние самого мальчика? (Вдохновение).

-Почему Юра стал играть « Венгерскую рапсодию», а не какое-то другое произведение?

(Это очень красивое, очень сложное предложение. Оно трудно для исполнителя, требует высокого мастерства, оно соответствует настроению мальчика.)

Для маленького Юры чудом стало то, что хозяин дома похвалил его исполнение. Его восклицания : « Какой мастер!», «Прекрасно играете!», « Прекрасно играете, голубчик! Большое наслаждение нам доставили» воодушевили его, и он стал виртуозно исполнять труднейшие пассажи, его душа поёт и плачет. (Звучит 2-я часть «Венгерской рапсодии» Листа- быстрый огненый танец.)

Вторая часть рассказа начинается под звуки торжественного марша из Фауста.

Большой знаток музыки А.Куприн знает, чем потрясти детей. Он вводит в дом еще одного гостя. (Здесь мы определяем, что это завязка второй части.)

- Почему появление нового гостя заставило тапёра повернуть голову к вход- ной двери? .

(Появление этого человека взволновало присутствующих, и оно передалось мальчику.)

-Что в его облике особенно впечатляло?

(всего замечательнее было его лицо: огромный лоб,изборожденный морщинами, тяжело смотревшие глаза.)

- Кто же он? (открываем портрет композитора)

- Знал ли его Юрий Азагаров? ( Нет)

- А дети в зале? (многие знали).

Почувствовав взгляд композитора, Юра был смущён, испуган, изумлён. Но вот раздался повелительный голос Рубинштейна: « Сыграйте, пожалуйста, ещё раз рапсодию Листа».

-Как играл мальчик в этот раз?

Прочитайте этот отрывок выразительно, стараясь передать чувства пианиста.

-Какова реакция композитора на игру маленького тапёра?

(Постепенно проясняется его хмурое лицо, смягчается строгое выражение губ.)

-Как вы думаете, почему Рубинштейн ушёл не дослушав игру Юры?

Я думаю, что композитор вспомнил своё детство, а может быть, свои концерты в Москве, Вене, Лондоне и других городах. Волнение вынудило его покинуть залу.

Вот ещё одно чудо Рождества - мальчик встретил директора Петербургской консерватории.

Как же завершается рассказ? Кто этот маленький талантливый тапёр?

Писатель не назвал его имени. Но мы знаем, что у Рубинштейна много учеников. И возможно, об одном из них нам поведал А.Куприн.

О чём же заставляет нас задуматься автор?

Ответы учащихся: о бедности и богатстве, о милосердии и добре, об отзывчивости и высокомерии, о таланте и чуде (неожиданном повороте судьбы)……..

И каждый ответ будет правильным.

- Я верю, что встреча с героями А.Куприна никого не оставила равнодушным, пусть она сделает нас добрее, отзывчивее.