Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: обогащение знаний о Великой Отечественной войны; совершенствование умений анализировать текст, выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы, развитие речи учащихся; воспитание чувства священной памяти, благодарности и гордости за свою Родину, воспитание уважительного отношения к ветеранам войны.
Оборудование: опорные схемы, презентации ученика о Сталинградской битве, компьютер, проектор, тексты.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны.
Чтение высказывания Юрия Бондарева о романе «Горячий снег»: «И вот тогда командующий группой армий «Дон» фельдмаршал Эрих фон Манштейн получил приказ начать операцию деблокирования, прорыва с юга к окруженным войскам. Эта операция могла решить многое, если не всё. Только теперь я понимаю, что весь исход битвы на Волге, вся каинская операция трех наших фронтов, может быть, даже сроки окончания всей войны как бы зависели от успеха или неуспеха начатого в декабре Манштейном деблокирования. Танковые дивизии были тараном, нацеленным с юга на Сталинград. Об этом и рассказывает мой роман «Горячий снег».
Мотивация обучающихся. (Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы урока). Ученик рассказывает о Сталинградской битве, показывает презентацию.
3. Новый материал. Аналитическая беседа
Прошли годы, десятилетия, прежде чем артиллерист Бондарев увидел масштаб сражений, участником которых он был.
Великая Отечественная война. Планета разделилась на два мира, два лагеря:
1-й - за вандализм, палачество, гибель человечества.
2-й - за свободную достойную жизнь.
Мы в романе видим пядь земли, но она изображена так зримо, что видится вся панорама военных действий.
Время действия романа ограничено, стиснуто всего несколькими днями (2 дня и 2 ночи, нескончаемые декабрьские ночи), в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
- В чем особенность композиции? 26 глав в романе.
Первые 6 глав - это экспозиция, расположение фигур, обрисовка характеров.
Начав читать роман, мы вместе с героями только догадываемся, куда их везут. Но есть предчувствие высокой скорби. Кузнецов «не знал еще и того, что его собственная судьба и судьба всех, кто был рядом с ним, - тех, кому суждено было умереть, и тех, кому предстояло жить, - теперь стали общей судьбой, независимо от того, что ждало каждого…».
- Как представлены в этих главах Кузнецов, Дроздовский, Давлатян, Уханов, Бессонов? Какие параллели проводит автор, какие ассоциации возникают?
Сравним двух героев: Кузнецова и Дроздовского.
- Как они относятся к своим родителям, к девушке, к товарищам, к самому себе и т.д.? Как к ним относятся другие?
Кузнецов
Нравственная чистота. Юношеский максимализм, совестливость. Это складывающийся характер.
|
Дроздовский
Гл 1. стр 11. Выделялся подчеркнутой, будто врожденной своей выправкой, властным выражением тонкого бледного лица - лучший курсант всех командиров-строевиков. Крепкие мускулы гимнаста, энергично растирается снегом что-то демонстративно упорное.
|
- Мы видим явное противопоставление двух героев. С какой целью автор использовал прием антитезы?
(Ответы учащихся: Не было бы Дроздовского, не был бы полноты образа Кузнецова. Контраст ярче раскрывает характеры. На войне были разные люди. Только бой может показать истинное лицо солдата, человека.)
Ученики характеризуют других героев
Уханов - старший сержант взвода Кузнецова, командир орудия. Окончил военное артиллерийское училище, но его не допустили до выпускных экзаменов. Веселый, решительный, смелый, независимый.Речь грубовата и насыщена просторечными словами.
Гл 1: «насмешливые, светлые глаза… засмеялся, сверкнув передним стальным зубом.
- Замерз, как цуцик! Греетесь, славяне? … Опять жратва снилась… Вот, думаю, сейчас рубану! Но замерз, как бродяга под сетью, и проснулся. Обидно...
…косолапо пошел к нарам, тяжеловесно вспрыгнул на зашуршавшую солому; расталкивая спящих, приговаривал: "А ну-ка, братцы, освободи жизненное пространство".»
Мятежный, энергичный, общительный, в бою сохраняет уверенность и рассудительность.
Давлатян. Гл 1, стр 9: Лейтенант, командир второго взвода артиллеристов, комсорг батареи, друг Кузнецова, скромный, ценящий дружбу. Давлатян напоминает ребенка, школьника, «сонно всхлипнувшего, по-детски зачмокавшего губами». Начитанный, вежливый, говорил «стеклянно звонким, школьным голосом», «его голос всегда удивлял Кузнецова своей наивной чистотой, почему-то рождал приятные, как отошедшее прошлое, воспоминания о том, что было когда-то милое, беспечное школьное время, в котором, вероятно, жил еще сейчас Давлатян».
Честный, смелый, трогательный, но немного наивный.
«Какое право вы имеете... так говорить о женщинах? - окончательно возмутился Давлатян и стал похожим на взъерошенного воробья».
Чибисов: рядовой взвода Кузнецова. Несколько месяцев был в немецком плену. Тихий, скромный человек 48 лет. У него пятеро детей, и он очень переживает за то, как они будут жить, если его убьют. «Чибисов был старше его (Кузнецова) лет на двадцать - "отец", "папаша", самый пожилой во взводе», Кузнецов «каждый раз чувствовал неуверенность, разговаривая с прожившим жизнь Чибисовым».
Чибисов робкий, услужливый, прошлые беды поселили в нем страх и определяют его поведение.
«- Заснули и весь вагон выстудили, - сказал с упреком Кузнецов.
- Да не хотел я, товарищ лейтенант, невзначай, без умыслу, - забормотал Чибисов. - Повалило меня...» Чибисов постоянно извиняется, с «неумеренным старанием, всегда безотказный», Кузнецову «неприятна была преувеличенно нарочитая суетливость», он не знает, как вести себя с Чибисовым.
«- Исполняли бы лучше обязанности дневального! - Но, сказав это, Кузнецов заметил оробелый, ставший пришибленным взгляд Чибисова, ощутил неоправданность начальственной резкости - к командному тону его шесть месяцев приучали в училище - и неожиданно поправился вполголоса:
- Только чтоб печка, пожалуйста, не погасла. Слышите?»
Нечаев - наводчик орудия, раньше был дальневосточным моряком. Играет роль бывалого моряка, поёт. «Он поправил морскую пряжку, сделал руками жест, обозначая объятие в танце, сделал шаг, вильнул бедрами напевая:
- "В парке Чаир наступает весна... Снятся твои золотистые косы...". Трам-па-па-пи-па-пи...» Он смешит Зою, постоянно шутит. «- Дорогая Зоечка! - подхватил сержант Нечаев, скользя размягченным взглядом по опрятно-чистенькому полушубку Зои, по санитарной сумке на ее бедре. - В нашей батарее абсолютный порядок. Паразитических насекомых днем с огнем не найдете. Не тот адрес... Как сегодня спали? Никто не мешал?»
В бою Нечаев смелый, надежный.
Бессонов. Гл 2, стр. 23 - первое появление в романе. Ему 50 лет, шел, хромая, с тонкой бамбуковой палочкой, высокий резкий голос, болезненное, некрасивое лицо, жесткая власть (параллель с Дроздовским).
- Почему Бессонов обходит полк? Зачем он проверяет хозвзвод?
Потому что завтра этим ребятам держать оборону и умирать. Бессонов хочет увидеть их настрой, их обеспеченность. (Здесь уместно спросить о другом полководце, который перед боем также осматривал войска. Это Кутузов - эпизод из романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - смотр в Браунау перед Шенграбенским сражением.)
Гл. 5. стр. 48. Случай с танкистом.
- Как здесь проявляется характер Бессонова? Как объяснить его жёсткость?
«Бессонов, сдерживая гнев, ожженный болью в голени, уже не видел никого в отдельности, но слышал разрозненные звуки команд, гул моторов за спиной своей огромной, тяжко дышащей, остановленной, как живое тело, колонны, точно сломленной на пути туда, откуда вырвались в слепом отчаянии этот нетрезвый лейтенант-танкист и эти три танка, преградившие сейчас дорогу, и почувствовал нечто ядовитое, словно сама паника черной тенью витала в воздухе. Солдаты вокруг танкиста замерли.
Бессонов повторил:
- Ничего не можете добавить, лейтенант?
Танкист втягивал воздух через ноздри, будто плакал беззвучно.
- Майор Титков! - приказал Бессонов в темноту отчетливо жестким, беспощадным голосом, в котором звучала неотвратимость вынесенного приговора. - Арестуйте его!.. И как труса - в трибунал!»
(Можно сравнить с жёсткостью Дроздовского. Бессонов совестливый, человечный, но требовательный).
«- К генералу пустите! Потом вы меня...
Этот крик снова толчком боли отдался в раненой ноге. Бессонов повернулся и, внезапно почувствовав, что может упасть, оступившись при неверном шаге, пошел назад, как под болью пытки…
- Достаточно! Немедленно в танк - и вперед! Откуда сумели вырваться!»
Бессонов всегда анализирует свои приказы и поступки, часто недоволен собой, своей резкостью. «Что-то не так во мне, не так, как хотел бы... Этого не должно быть, - подумал Бессонов уже в машине, вытягивая к мотору ногу. - Я хотел бы, чтобы было иначе. Но как? Я вызвал страх, покорность перед страхом?»
Бессонов не наслаждается своей властью, он постоянно анализирует свои поступки, корит себя за резкость. «- Комиссар, сколько ему лет? Девятнадцать, двадцать?» - Бессонов спрашивает о танкисте.
У него в душе спрятана боль за сына, в каждом солдате он видит сына и внутренне переживает. «Виктор…Витя». Отцовская вина перед сыном. За что? Однажды выпорол ремнем, был слишком занят, мало внимания уделял сыну и жене.
Чтение отрывков и анализ 6-й главы - Ставка
- Как держит себя Бессонов со Сталиным?
Спокоен, нет подобострастия и страха, уверен в себе, откровенен. Высказывает мнение, что некоторых военачальников оклеветали и посадили зря (это очень смело!), не отказывается, что знал генерала Власова. Высказывает свое мнение о положении на фронте.
- Зачем Сталин вызвал Бессонова? (Он тоже хочет оценить личные качества генерала: смелость, силу воли, выдержку, хочет быть уверен в Бессонове.)
3. Подведение итогов
«Мы не боялись трагедий, - сказал Ю.Бондарев, осмысливая литературу, созданную писателями-солдатами, - мы писали о человеке, очутившемся в самой нечеловеческой обстановке».
- Расскажите, какое впечатление у вас сложилось о героях романа.
- Какими предстают перед нами герои романа в первых 6-ти главах?
В «Горячем снеге» образ вставшего на защиту Родины народа возникает в полноте и разнообразии характеров. Герои разные: веселые и молчаливые, совестливые и высокомерные, смелые и не очень, но все они бойцы, и война проверит их на стойкость и мужественность - все они жертвы войны.
Домашнее задание:
- Объясните выбор названия романа «Горячий снег».
- Сравнить образы Бессонова и Веснина.
- Анализ поведения героев в бою. Как изменились герои за 2 дня?