Урок "Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: А.С.Пушкин, «Евгений Онегин», Татьяна Ларина


Используемый УМК: Коровина В.Я. Литература: 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. – М., Просвещение, 2013

Тема урока и тип: «Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина», урок отработки умений и рефлексии.

Цель урока (как формулировка его конечного результата): формирование способности выявлять в художественном тексте образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных высказываниях.

Задачи урока (как пути реализации цели урока):

  • создать условия для мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
  • отрабатывать умения сравнительного анализа, характеристик и жизненных путей главных героев;
  • организовывать учебное взаимодействие учебное взаимодействие на основе анализа текста и личного опыта;
  • воспитывать интерес к великому литературному наследию России;
  • развивать навыки эффективного общения с образовательной целью.

Планируемые результаты: универсальные учебные действия:

  • личностные: позитивная самооценка, готовность открыто говорить о своих чувствах, выражать и отстаивать свою позицию; готовность и способность к реализации творческого потенциала; формирование компетентности умения учиться, ценностно-смысловых ориентаций.
  • коммуникативные: сознательная ориентация на позицию других людей, компетенции эффективного общения.
  • познавательные и предметные: способность свободно общаться, владение методами, способами познания, умения ориентироваться в тексте, интерпретировать ситуацию, ясно, логично выражать свою точку зрения, выбирать метод решения поставленной задачи.
  • регулятивные: самооценивание, саморегуляция.

Перечень оборудования к уроку: мультимедийный проектор, иллюстрации, атрибуты пушкинской поры: свечи, книги, перо и чернильница; портрет А.С. Пушкина, письма Татьяны и Онегина

Список информационных источников:

  1. Литература учит: 9 класс [Текст]: книга для учащихся / И.А. Фогельсон. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
  2. Прочитаем Онегина вместе. [Текст]: эссе / Н.Г. Долинина. – Л.: Детская литература, 1985. – 334 с.
  3. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. [Текст]: пособие для учителей / Ю.М. Лотман. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  5. htth://pushkin.niv.ru/
  6. htth://pushkin.edu. ru/
  7. htth://www.literatura. ru/

Проект урока

Этапы урока (время)

Деятельность учителя
(методы и приемы работы)

Деятельность ученика
(содержание учебного материала)

Формируемые УУД

I. Орг. момент (1-2 мин.)
Цель: создание положительного эмоционального настроя

Словесные. Доброжелательное приветствие. Проговаривание эмоционального состояния.
А.С.Пушкин – солнце русской поэзии. Каждый из нас – тоже солнце. Давайте улыбнемся, чтобы нам было светлее и радостнее работать.

Проговаривание эмоционального состояния. Мимическая гимнастика (нахмуриться – улыбнуться)

Личностные (развитие позитивной самооценки, готовности открыто говорить о своих чувствах).
Коммуникативные (формирование компетенции в общении).

II. Введение в тему
(2 мин.)
Цель: создание условий для самостоятельной творческой работы

Словесные. Частично-поисковые. Проблемная беседа:
- определить, кто является главным героем романа в стихах (Онегин и Татьяна);
- как можно определить их взаимоотношения? (непростые, волнующие, полные глубоких переживаний).
- меняются ли взаимоотношения героев на протяжении всего произведения? (Да, безусловно)

Ответы на вопросы. Формирование собственной позиции. Формулирование темы урока. Осознание заинтересованности и готовности работать по данной теме.

Личностные (готовность и способность к реализации творческого потенциала).
Познавательные (развитие способности управлять своей интеллектуальной деятельностью).
Коммуникативные (развитие сознательной ориентации на позицию  других людей).
Предметные результаты: способность свободно общаться.

III. Создание проблемной ситуации
(12  минут)

Словесные.
Проблемная задача:
Что заставляет героев обращаться друг к другу в письмах?
Проведите сравнительный анализ писем.
Аргументируйте свою позицию, опираясь на текст произведения и личный опыт.

Сравнительный анализ текстов писем. Составление таблиц сравнительных характеристик.
Формулирование вывода, вопросов, проблемы.
(Приложение №1)

Личностные (формирование компетентности умения учиться, ценностно-смысловых ориентаций).
Познавательные (овладение методами, стратегиями и способами познания и учения).
Предметные (умения ориентироваться в тексте, интерпретировать ситуацию; ясно, логично излагать свою точку зрения)

IV. Постановка цели и задач.
Планирование (проектирование) урока
(5 минуты)

Определите, пожалуйста, цель урока и учебные задачи для её достижения.
Беседа, направленная на определение индивидуальных образовательных задач, содержания урока:
- на какой вопрос Вы бы хотели сегодня ответить?
- Что бы Вы хотели узнать?
- Что для этого нужно сделать?
Фиксирование этапов урока, предлагаемых обучающимися.
Корректировка.
Распределение ответственности.

Формирование собственной позиции, цели и учебных задач урока. Осознание собственной ответственности  и готовности целенаправленно  работать, решать учебные задачи.
Составление плана (проекта) урока.

Регулятивные целеполагания.
Личностные.
Познавательные.
Коммуникативные
Познавательные общеучебные, коммуникативные.
Регулятивные планирования.
Умение выбирать метод решения поставленной задачи.

V. Групповая работа/организация дискуссии
(10 минут)

Формирование групп.
Сопровождение в качестве ведущего дискуссии:
- уточнение высказываний;
- конкретизация позиций;
- постановка вопросов, поддерживающих дискуссию.

Групповая работа:
подготовка выступлений на основе анализа текста, составления сравнительных характеристик.
Публичное выступление. Аргументированные высказывания. Активное слушание.

Познавательные, общеучебные, коммуникативные.
Личностные (развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию)
Предметные (умение ориентироваться в тексте, интерпретировать информацию; умение ясно, логично выражать свою точку зрения)

VI. Обсуждение/ выступление групп (9 минут)

VII. Рефлексия
(3 минут)

Создание условий для самостоятельной рефлексивной работы.

Определение решения проблемного вопроса, учебной задачи, поставленной на урок на основе технологической карты для самостоятельной рефлексивной работы.
(Приложение №2)

Регулятивные (самооценивание, саморегуляция).
Личностные.

VIII. Домашнее задание
(2 минуты)

Ответить на вопрос: «Каким вы представляете себе автора  в пушкинском романе в стихах?».
Индивидуальные задания (по выбору):
- Согласны ли вы с мнением Ф.М. Достоевского, считавшего, что Пушкину можно было бы назвать роман «именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня»?
- Каковы темы лирических отступлений?

Осуществление выбора задания по уровню сложности, в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
(Приложение №3)

Регулятивные (самооценивание, саморегуляция).
Личностные. Познавательные.
Коммуникативные