Используемый УМК: Коровина В.Я. Литература: 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. – М., Просвещение, 2013
Тема урока и тип: «Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина», урок отработки умений и рефлексии.
Цель урока (как формулировка его конечного результата): формирование способности выявлять в художественном тексте образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных высказываниях.
Задачи урока (как пути реализации цели урока):
- создать условия для мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- отрабатывать умения сравнительного анализа, характеристик и жизненных путей главных героев;
- организовывать учебное взаимодействие учебное взаимодействие на основе анализа текста и личного опыта;
- воспитывать интерес к великому литературному наследию России;
- развивать навыки эффективного общения с образовательной целью.
Планируемые результаты: универсальные учебные действия:
- личностные: позитивная самооценка, готовность открыто говорить о своих чувствах, выражать и отстаивать свою позицию; готовность и способность к реализации творческого потенциала; формирование компетентности умения учиться, ценностно-смысловых ориентаций.
- коммуникативные: сознательная ориентация на позицию других людей, компетенции эффективного общения.
- познавательные и предметные: способность свободно общаться, владение методами, способами познания, умения ориентироваться в тексте, интерпретировать ситуацию, ясно, логично выражать свою точку зрения, выбирать метод решения поставленной задачи.
- регулятивные: самооценивание, саморегуляция.
Перечень оборудования к уроку: мультимедийный проектор, иллюстрации, атрибуты пушкинской поры: свечи, книги, перо и чернильница; портрет А.С. Пушкина, письма Татьяны и Онегина
Список информационных источников:
- Литература учит: 9 класс [Текст]: книга для учащихся / И.А. Фогельсон. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
- Прочитаем Онегина вместе. [Текст]: эссе / Н.Г. Долинина. – Л.: Детская литература, 1985. – 334 с.
- Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. [Текст]: пособие для учителей / Ю.М. Лотман. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
- htth://pushkin.niv.ru/
- htth://pushkin.edu. ru/
- htth://www.literatura. ru/
Проект урока
Этапы урока (время) | Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
I. Орг. момент (1-2 мин.) |
Словесные. Доброжелательное приветствие. Проговаривание эмоционального состояния. |
Проговаривание эмоционального состояния. Мимическая гимнастика (нахмуриться – улыбнуться) |
Личностные (развитие позитивной самооценки, готовности открыто говорить о своих чувствах). |
II. Введение в тему |
Словесные. Частично-поисковые. Проблемная беседа: |
Ответы на вопросы. Формирование собственной позиции. Формулирование темы урока. Осознание заинтересованности и готовности работать по данной теме. |
Личностные (готовность и способность к реализации творческого потенциала). |
III. Создание проблемной ситуации |
Словесные. |
Сравнительный анализ текстов писем. Составление таблиц сравнительных характеристик. |
Личностные (формирование компетентности умения учиться, ценностно-смысловых ориентаций). |
IV. Постановка цели и задач. |
Определите, пожалуйста, цель урока и учебные задачи для её достижения. |
Формирование собственной позиции, цели и учебных задач урока. Осознание собственной ответственности и готовности целенаправленно работать, решать учебные задачи. |
Регулятивные целеполагания. |
V. Групповая работа/организация дискуссии |
Формирование групп. |
Групповая работа: |
Познавательные, общеучебные, коммуникативные. |
VI. Обсуждение/ выступление групп (9 минут) |
|||
VII. Рефлексия |
Создание условий для самостоятельной рефлексивной работы. |
Определение решения проблемного вопроса, учебной задачи, поставленной на урок на основе технологической карты для самостоятельной рефлексивной работы. |
Регулятивные (самооценивание, саморегуляция). |
VIII. Домашнее задание |
Ответить на вопрос: «Каким вы представляете себе автора в пушкинском романе в стихах?». |
Осуществление выбора задания по уровню сложности, в соответствии со своими индивидуальными возможностями. |
Регулятивные (самооценивание, саморегуляция). |