Пояснение: в традиционном школьном курсе (не в рамках метапредмета “Знание”) фрагменты данного занятия могут быть рассмотрены на различных дисциплинах, включая уроки литературы, обществознания, изобразительного искусства, музыки, технологии, физики и др.
Поскольку теоретические понятия трудны для восприятия (даже для некоторых старшеклассников), предпочтительной становится работа со “знанием” через ориентацию на практику и личный опыт учащихся.
Особенность метапредмета “Знание” состоит в обучении школьников базовым мыслительным способностям, таким, например, как способность строить понятия и систематизировать знания.
Цель – формирование теоретического мышления у учащихся через стимулирование их самостоятельной деятельности по изучению ключевых предметных понятий, “рождение понятного” через “осознание узнанного”. Как и другие метапредметы, “Знание” подразумевает исследовательский тип деятельности.
Цель на уроке: сформировать у учащихся собственное видение понятия “гармония” через рассмотрение знаний, накопленных различными научными дисциплинами и в различных сферах деятельности, а также через обобщение опыта в ходе обсуждения и экспериментальной работы.
Задачи:
Образовательные:
- выявление новых для учащихся аспектов понятия “гармония”;
- обобщение и систематизация знаний о гармонии, полученных на различных школьных дисциплинах, а также в результате наблюдений.
Развивающие:
- развитие критического мышления учащихся;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умения аргументированно представлять свою точку зрения и вести дискуссию;
- развитие любознательности школьников и повышение их мотивации к комплексному изучению дисциплин.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения;
- формирование представления учащихся о гармонично развитом человека.
К метапредметным задачам отнесем формирование и развитие таких универсальных учебных действий, как:
- смыслообразование;
- способность добывать новые знания, используя книги, вспомогательные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- умение перерабатывать полученную информацию и делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- способность устанавливать причинно-следственные связи;
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности;
- способность представить свою позицию, слушать и понимать речь других;
- умение выполнять различные роли в группе.
Оборудование: компьютер и проектор, словари (при их отсутствии – карточки с определениями), раздаточный материал для работы в группах (см. Приложение 1).
План-конспект занятия “Эта загадочная гармония”
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Организационный момент | 1–2 мин. | Педагог приветствует детей и говорит о тесной связи многих школьных предметах, о том, что одними и теми же понятиями мы пользуемся на различных дисциплинах. | Звучит фоновая музыка. На экране Слайд 1. | |
Завязка (создание интриги) | 3 мин. | Учитель предлагает найти слово, объединяющее высказывания и прокомментировать их (см. Материалы к уроку). Таким образом, не называя темы занятия, педагог проверяет, понимают ли учащиеся слово “гармония” и с чем его ассоциируют (Слайд 2). | Ученики ищут пропущенные слова; отмечают, что авторы
вкладывают несколько разный смысл в понятие “гармония”. Предлагают свое толкование. Одновременно с этим учитель выписывает опорные слова из определений, предложенных детьми, то есть составляет кластер. |
Как правило, звучат следующие ответы: “порядок”, “стройность”, “сочетание”, “согласие”, “равновесие” и др. |
Работа со словарными статьями | 5 мин. | Называется тема урока (Слайд 3). Учитель предлагает прочитать словарные статьи из различных источников (см. Материалы к уроку) и тем самым дополнить список опорных слов. Идет работа по группам. Во время ответов педагог записывает слова-доминанты на доске, расширяя кластер. | Работа по группам. | Предпочтительней использовать словари. Но это могут быть и карточки с определениями, однако в таком случае не формируется умение работать со словарями и искать информацию. Чем разнообразнее определения, тем больше поле для обсуждения. |
Беседа | 3 мин. | Учитель просит назвать те области науки, культуры, обыденной жизни и т.д., по отношению к которым употребляется слово “гармония” (Слайд 4). | Напр., музыка, живопись, литература, философия, психология, математика, астрономия и т.д. | Слова пишутся на доске или выводятся на экран. |
Работа по группам и защита работ | 20 мин. | Учитель распределяет между учениками заранее
приготовленные материалы: тексты, иллюстрации, таблицы и т.д. (см.
Приложение 1). Перед учениками ставится цель – рассмотреть представления о гармонии в различных сферах деятельности (Слайды 5–14). |
Учащиеся, работая в группах, анализируют материалы и готовят краткие выступления на 2–3 мин. В ряде случаев характер выступления оговаривается самим учителем. | При подборе материалов следует ориентироваться на уровень подготовки учащихся и индивидуальные особенности их восприятия. |
Беседа об “искус-ственной” гармонии | 7 мин. | Учитель предлагает следующий вопрос для размышления: совместимы ли в современном мире алгебра и гармония? Может ли, например, ЭВМ создать подлинно гармоничное произведение? (Слайд 15–16) | Свободная дискуссия. | Перед началом обсуждения учитель предлагает ученикам для сравнения несколько произведений искусства. Можно, например, сопоставить авторские картины художников и абстрактные картины художника-программиста Серджио Альбиака (см. Материалы к уроку). Или же это могут быть музыкальные произведения, созданные ЭВМ по заданным параметрам, и авторские (но не широко известные) произведения. |
Подведение итогов | 5 мин. | Учитель просит учеников обобщить то, что они узнали на занятии. В конце урока задается вопрос: что значит находиться в гармонии с собой? |
Материалы к уроку.
2-й этап (работа с высказываниями):
Жизнь диалектична. Вы не можете всегда быть счастливы, поскольку тогда счастье потеряет все свое значение. Вы не можете постоянно быть в…, поскольку тогда вы не будете знать, что такое…(Чандра Мохан Раджниш).
Только представьте себе, как… стал бы наш мир, если бы каждый человек – молодой или старый – поделился бы с остальными тем, что получается у него лучше всего (Куинси Джонс).
Удачное сочетание противоположностей – наиболее благоприятное условие для…, и то, что поначалу вызывает изумление, потом нередко выглядит совершенно естественным (Стефан Цвейг).
“Все хорошо и прекрасно в …, в соответствии с самим собой (В. Белинский).
“Из разнообразия возникает совершенная...” (Гераклит).
3-й этап (работа со словарями):
“Словарь иностранных слов”.
Гармония [гр. harmonia] – 1) согласованность, стройность в сочетании чего-л.; 2) муз. а) область выразительных средств музыки, основанная на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении (основной тип созвучия – аккорд), б) раздел теории музыки, изучающий созвучия; 3) лингв, г. гласных – то же, что сингармонизм.
“Новый толково-словообразовательный словарь русского языка” Т.Ф. Ефремовой.
Гармония ж. 1) Взаимное соответствие (явлений, предметов, качеств и т.п.). 2) Стройность звучания; благозвучие. 3) а) Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий. б) Созвучия, аккорды, а также их последовательность в каком-л. произведении или характерные для того или иного композитора, композиторской школы, направления. в) Область изучения способов и правил построения, взаимосвязи аккордов (в теории музыки).
“Толковый словарь” под ред. C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Гармония, -и, ж. 1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки. 2. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов.
“Толковый словарь” В.И. Даля.
Гармония, ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях.
“Толковый словарь русского языка” под ред. Д.Н. Ушакова.
Гармония, ж. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию. Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма. 3. Согласованность, взаимное соответствие (книжн.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок. || Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-н. целого, внутренняя цельность, полнота, согласие (книжн.). Мировая гармония. Душевная гармония. Лицо его выражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания. Гончаров. || Стройность, пластичность, мерность, полнота и законченность внешнего выражения (книжн.). 4. То же, что гармоника в 1 знач. (обл., простореч.).
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. “Энциклопедический словарь”.
Гармония (греч., от harmozo – приводить в порядок) – согласие музыкальное, благозвучие. Гармонией или аккордом называется соединение трех и более различных звуков по терциям.
“Современный толковый словарь”.
Гармония – выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия – аккорд. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада – гомофонии, полифонии. Гармония (греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) – соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии – организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.
“Словарь синонимов” Н.Абрамова.
Гармония, созвучие, согласие, симфония, лад.
6-й этап (Гармонично ли “искусство” ЭВМ?).
Учитель предлагает школьникам сопоставить “картины” Серджио Альбиака с работами художников, а затем порассуждать на тему: гармонично ли такое искусство, могут ли произведения ЭВМ считаться гармоничными?
Серджио Альбиак – испанский художник-программист, создавший специальную компьютерную программу, которая помогает рисовать портреты. Она анализирует введенные данные и, следуя настройкам, воплощает авторскую идею в “картине”.
В качестве варианта ученикам можно предложить рассмотреть картины, состоящие из фракталов (фрактал – математическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть каждая часть этой фигуры подобна самой этой фигуре). Эти картины точно так же, как и работы Серджио Альбиака, созданы компьютерной программой.
Список источников.
- Громыко Н.В. Метапредмет “Знание” (учебное пособие.) – М., 2001.
- Можейко М. А. Гармония сфер // История философии. Энциклопедия. Минск, 2002.
- Иоханнес Иттен. “Искусство цвета”. М., 2000.
- http://www.astromyth.ru/History/Cellarius.htm
- http://www.proza.ru/2007/03/09-97
- http://www.projectclassica.ru/v_o/24_2008/24_2008_o_01.htm
- http://www.fillosoff.ru/psychology/42-psychology-of-color.html
- http://www.i2r.ru/static/469/out_18389.shtml
- http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main5.html
- http://www.kulturologia.ru/blogs/230211/14058/
- http://existenzia.ru/theory/pifagor