Цели.
1. Формирование умений работать с эпическими произведениями :
а) развитие сознательного, правильного чтения;
б) выработка ускоренного темпа чтения;
в) обучения приёмам чтения про себя;
г) развитие умений переходить с одного вида чтения на другой;
д) обучение учащихся осмысленному и выразительному чтению.
2. Развитие всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения:
а) выработка навыка воспроизведения содержания текста с элементами описания природы;
б) развитие умения различать оттенки значения слов в тексте, нахождение в произведении слов и выражений, ярко изображающих события;
в)обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности, выразительности.
3 Формирование личности учащегося (вдумчивого читателя), а также первичных исследовательских навыков:
а)обогащение житейского опыта учащихся наблюдениями за состоянием человека;
б) формирование умений передавать свои впечатления и чувства;
в) формирование эстетического вкуса с целью помочь учащимся понять, почувствовать величие и значимость, красоту русской прозы, поэзии;
г) формирование умения понимать особенности стихотворения в прозе;
д) формировать умения понимать авторскую позицию, отношения автора к тому, о чем он пишет.
4 Развитие воображения и творческих способностей детей:
а) умения находить в тексте изобразительные средства языка и использование их при создании произведений.
5. Развитие логического и образного мышления:
а) формирования умения сравнивать;
б) формирование навыка анализа.
Тип урока: комбинированный.
Метод: репродуктивный.
Оборудование.
- Экран.
- Презентация. “И.С. Тургенев. Имение Спасское – Лутовиново”.
- Учебник. Г. Меркин., Литераткра, М., “Русское слово”, 2005 г.
- Иллюстрации и детские рисунки к рассказу “Муму”.
- Художественный фильм Ю. Грымова “Муму”.
190 лет со дня рождения И.С. Тургенева.
Доска:
Изумительный
Догадливый е
Глубоко любить
Истово
Теория литературы:
Рассказ Ж – С - Ж
Стихотворение в проз
Проблемный вопрос: Что объединяет героев?
Пгословица: Каков характер, таковы и поступки.
Афоризмы. Лишь безмерная печаль или безмерная радость способны раскрыть твою подлинную сущность.
Д. Джебран.
Кто не умеет твёрдо держаться в печали, тот и радости не перенесёт.
Деметрий.(греч. философ).
Искренне горюет тот, кто горюет без свидетелей..
Марциал. (римский поэт).
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. ( д\з дано по группам);
а) работа по скорочтению (таблице Шульте. Замер, запись в таблицу);
б) чтение художественного текста вслух (замер, запись в таблицу)
в) чтение про себя художественного текста (замер, запись в таблицу)
(На всю работу 3,5минуты: каждый вид работы – 1 минута, 0,5 на заполнение таблиц).
Выразительное чтение текста И. С. Тургенева
О Русь! Люблю твои поля,
Когда под ярким солнцем лета светла,
Роскошна, вся согрета, блестит и нежится земля…
Люблю бродить в лугу росистом весной,
Когда весёлым свистом и влажным запахом
Полна степей живая тишина.
- Биографы
- Историки
- Лингвисты
- Экологи
- Психологи и соцпедагоги.
Логика движения материала: Рассказ о детских годах, воспитании, образовании И.С.Тургенева (на примере презентации).
Экологи: - Изумительной красоты парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Могучие дубы рядом со столетними елями, высокие сосны, стройные тополя и каштаны. Насколько хватало глаз, постирались поля и луга, изредка перемежаемые небольшими холмами и рощами. Были вырыты пруды.
Биографы: – Родился писатель в 1818 году в городе Орле, имение Спасское – Лутовиново. Старинная дворянская семья.
1827год. Семья переезжает в Москву. Тургенев учится в пансионе, затем зачислен на отделение Московского университета, а осенью стал студентом Петербургского университета, закончил его, получил степень кандидата.
Вскоре уехал в Италию, поселился в Риме, путешествовал по Швейцарии
Историки: - В это время Россия была крепостная. Мальчика Тургенева ужасали картины насилия и произвола. Редкий день походил без того, чтобы со стороны конюшни не раздавались крики наказываемых плетьми людей.
Психологи и соцпедагоги: – Ни одного светлого воспоминания. Матери боялся, как огня . Меня наказывали за всякий пустяк, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда отважился спросить, за что наказали, мать категорически заявила: “ Тебе об этом лучше знать, догадайся”. Жестокость матери ко всем. Она не переносила, когда кто – нибудь осмеливался ей перечить. На всю жизнь в сознании сохранилась горечь за унижение и обиду. “Мне нечем помянуть моего детства”, -говорил много лет спустя писатель.
Лингвисты : – Особое место занимает цикл “Записки охотника” , к которому примыкает рассказ “Муму”. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком – нибудь другом языке, кроме своего родного.
По жанру “Муму” - рассказ, т.к не смотря на значительный объём, в основе произведения – случай, который изменил жизнь.
Ж – С – Ж (жизнь продолжается, но она другая, не похожа на предыдущую.
Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.
Для лирического произведения свойственно настроение.
3. Анализ стихотворения в прозе “Щи”.
Выразительное чтение произведения учителем.
Работа по вопросам.
-Какое настроение после прочтения?
- Грусти, печали.
- Что объединяет героев двух произведений?
- Горе. Потеря самого дорогого, близкого . Невосполнимая утрата.
4. Выразительное чтение произведения учащимися (3-4 человека ) с определением лучшего прочтения.
- Работа по двум текстам: “Муму” и “Щи” ( находим примеры из текстов). Каждый отрывок из текста читается с той интонацией, которую заявил автор.
Учитель: Каков характер героев? Каковы поступки?
Ученики: Герои сильные в горе своём, этим и красивы, привлекательны.
Герасим продолжает жить, не смотря на потерю самого главного в его жизни.
Вывод : Типические характеры (греч. отпечаток, образец)
Лингвисты : 1. Совокупность характерных признаков и свойств, образующих социальный или национальный пласт.
2. Неделимое, особое единство врождённого и приобретённого. Личностные качества.
Учитель: Так что такое внутренняя связь?
Учащиеся: - черты личности в произведении;
- особенности внутренних переживаний;
- авторское отношение к героям.
4. Итог урока, Зачитываются слова:
“ Каким надо быть гуманным , хорошим человеком, чтобы так понять и передать переживания и муки чужой души”
( О Тургеневе ).
5. Домашнее задание. Ответ на вопрос.
“Какая проблема привела автора к созданию данных образов”?
Задание для художников: Создать иллюстрации к любому из произведений, можно мультипликационный проект.
Художественные средства для создания творческой работы:
Цвет – игра линий
Свет – объём
Жест – поза, символ