Урок «И.С. Тургенев. Внутренняя связь рассказа "Муму" и стихотворения в прозе "Щи". Спасское-Лутовиново в творческой деятельности писателя»

Разделы: Литература


Цели.

1. Формирование умений работать с эпическими произведениями :

а) развитие сознательного, правильного чтения;

б) выработка ускоренного темпа чтения;

в) обучения приёмам чтения про себя;

г) развитие умений переходить с одного вида чтения на другой;

д) обучение учащихся осмысленному и выразительному чтению.

2. Развитие всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения:

а) выработка навыка воспроизведения содержания текста с элементами описания природы;

б) развитие умения различать оттенки значения слов в тексте, нахождение в произведении слов и выражений, ярко изображающих события;

в)обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности, выразительности.

3 Формирование личности учащегося (вдумчивого читателя), а также первичных исследовательских навыков:

а)обогащение житейского опыта учащихся наблюдениями за состоянием человека;

б) формирование умений передавать свои впечатления и чувства;

в) формирование эстетического вкуса с целью помочь учащимся понять, почувствовать величие и значимость, красоту русской прозы, поэзии;

г) формирование умения понимать особенности стихотворения в прозе;

д) формировать умения понимать авторскую позицию, отношения автора к тому, о чем он пишет.

4 Развитие воображения и творческих способностей детей:

а) умения находить в тексте изобразительные средства языка и использование их при создании произведений.

5. Развитие логического и образного мышления:

а) формирования умения сравнивать;

б) формирование навыка анализа.

Тип урока: комбинированный.

Метод: репродуктивный.

Оборудование.

  1. Экран.
  2. Презентация. “И.С. Тургенев. Имение Спасское – Лутовиново”.
  3. Учебник. Г. Меркин., Литераткра, М., “Русское слово”, 2005 г.
  4. Иллюстрации и детские рисунки к рассказу “Муму”.
  5. Художественный фильм Ю. Грымова “Муму”.

 190 лет со дня рождения И.С. Тургенева.

Доска:

Изумительный

Догадливый е

Глубоко любить

Истово

Теория литературы:

Рассказ Ж – С - Ж

Стихотворение в проз

Проблемный вопрос: Что объединяет героев?

Пгословица: Каков характер, таковы и поступки.

Афоризмы. Лишь безмерная печаль или безмерная радость способны раскрыть твою подлинную сущность.

Д. Джебран.

Кто не умеет твёрдо держаться в печали, тот и радости не перенесёт.

Деметрий.(греч. философ).

Искренне горюет тот, кто горюет без свидетелей..

Марциал. (римский поэт).

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. а) работа по скорочтению (таблице Шульте. Замер, запись в таблицу);

    б) чтение художественного текста вслух (замер, запись в таблицу)

    в) чтение про себя художественного текста (замер, запись в таблицу)

    (На всю работу 3,5минуты: каждый вид работы – 1 минута, 0,5 на заполнение таблиц).

  3. Проверка домашнего задания. (д\з дано по группам);

Выразительное чтение текста И. С. Тургенева

О Русь! Люблю твои поля,
Когда под ярким солнцем лета светла,
Роскошна, вся согрета, блестит и нежится земля…
Люблю бродить в лугу росистом весной,
Когда весёлым свистом и влажным запахом
Полна степей живая тишина.

  • Биографы
  • Историки
  • Лингвисты
  • Экологи
  • Психологи и соцпедагоги.

Логика движения материала: Рассказ о детских годах, воспитании, образовании И.С.Тургенева (на примере презентации).

Экологи: - Изумительной красоты парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Могучие дубы рядом со столетними елями, высокие сосны, стройные тополя и каштаны. Насколько хватало глаз, постирались поля и луга, изредка перемежаемые небольшими холмами и рощами. Были вырыты пруды.

Биографы: – Родился писатель в 1818 году в городе Орле, имение Спасское – Лутовиново. Старинная дворянская семья.

1827год. Семья переезжает в Москву. Тургенев учится в пансионе, затем зачислен на отделение Московского университета, а осенью стал студентом Петербургского университета, закончил его, получил степень кандидата.

Вскоре уехал в Италию, поселился в Риме, путешествовал по Швейцарии

Историки: - В это время Россия была крепостная. Мальчика Тургенева ужасали картины насилия и произвола. Редкий день походил без того, чтобы со стороны конюшни не раздавались крики наказываемых плетьми людей.

Психологи и соцпедагоги: – Ни одного светлого воспоминания. Матери боялся, как огня . Меня наказывали за всякий пустяк, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда отважился спросить, за что наказали, мать категорически заявила: “ Тебе об этом лучше знать, догадайся”. Жестокость матери ко всем. Она не переносила, когда кто – нибудь осмеливался ей перечить. На всю жизнь в сознании сохранилась горечь за унижение и обиду. “Мне нечем помянуть моего детства”, -говорил много лет спустя писатель.

Лингвисты : – Особое место занимает цикл “Записки охотника” , к которому примыкает рассказ “Муму”. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком – нибудь другом языке, кроме своего родного.

По жанру “Муму” - рассказ, т.к не смотря на значительный объём, в основе произведения – случай, который изменил жизнь.

Ж – С – Ж (жизнь продолжается, но она другая, не похожа на предыдущую.

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.

Для лирического произведения свойственно настроение.

3. Анализ стихотворения в прозе “Щи”.

Выразительное чтение произведения учителем.

Работа по вопросам.

-Какое настроение после прочтения?

- Грусти, печали.

- Что объединяет героев двух произведений?

- Горе. Потеря самого дорогого, близкого . Невосполнимая утрата.

4. Выразительное чтение произведения учащимися (3-4 человека ) с определением лучшего прочтения.

  1. Работа по двум текстам: “Муму” и “Щи” ( находим примеры из текстов). Каждый отрывок из текста читается с той интонацией, которую заявил автор.

 Учитель: Каков характер героев? Каковы поступки?

Ученики: Герои сильные в горе своём, этим и красивы, привлекательны.

Герасим продолжает жить, не смотря на потерю самого главного в его жизни.

Вывод : Типические характеры (греч. отпечаток, образец)

Лингвисты : 1. Совокупность характерных признаков и свойств, образующих социальный или национальный пласт.

2. Неделимое, особое единство врождённого и приобретённого. Личностные качества.

Учитель: Так что такое внутренняя связь?

Учащиеся: - черты личности в произведении;

- особенности внутренних переживаний;

- авторское отношение к героям.

4. Итог урока, Зачитываются слова:

“ Каким надо быть гуманным , хорошим человеком, чтобы так понять и передать переживания и муки чужой души”

( О Тургеневе ).

5. Домашнее задание. Ответ на вопрос.

“Какая проблема привела автора к созданию данных образов”?

Задание для художников: Создать иллюстрации к любому из произведений, можно мультипликационный проект.

Художественные средства для создания творческой работы:

Цвет – игра линий

Свет – объём

Жест – поза, символ