Задачи урока:
- Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
- Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
- Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
Ход урока
Слово учителя. Февраль в биографии Александра Сергеевича Пушкина занимает не последнее место. Так, 18 февраля 1831 года поэт обвенчался с Натальей Гончаровой, что имеет непосредственное отношение к теме публикуемой статьи. Наконец, 10 февраля — день смерти Пушкина. Не исключено, что и действие «Метели» также происходит в этом месяце...
Откройте тетради и напишите слово «метель». К нему подберите слова-ассоциации. Можно рисовать метель. Какой вы видите метель?
(Пока идет работа, тихо звучит вальс Свиридова). Слайд
А теперь мы из вашей метели перенесёмся в пушкинскую.
1 страница Эпиграф (чтение) Работа с эпиграфом.
Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом с повести «Метель» (Баллада Жуковского «Светлана»).
- Вспомните, что называется эпиграфом и какова его задача?
(Эпиграф — небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема).
- Выделить главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон).
- Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? (Печальное предзнаменование).
- Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает трагические события: черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью.
Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. На это нас нацеливает эпиграф.
2 страница Постановка
проблемного вопроса.
Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа? (В метель
попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель — та сила,
которая меняет жизнь героев).
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от
которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека.
- Верил ли сам А.С.Пушкин в судьбу? А что значит – верить в судьбу?
Вспомнить биографические и литературные материалы, доказывающие, что А.С.Пушкин верил в судьбу:
- Заяц, перебежавший дорогу поэту;
- Предсказание о беде, которая будет от белого человека на белой лошади;
3 страница Марья Гавриловна.
Обратимся теперь к образу главной героини повести – Марьи Гавриловны.
Перенеситесь мысленно в дом, где живёт Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно? Мысленно походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? Это Марья Гавриловна.
Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…
СЦЕНКА (Приложение 1)
Оставим её. Главная героиня ещё не знает, что ждёт впереди. А впереди у неё метель…
- Нам смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или, по крайней мере, разобраться в её чувствах и мыслях. Надеюсь, это помогло вам понять пушкинскую героиню. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов:
- Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?
- Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны?
- Какие два «фронта» столкнулись в её душе?
Страница А сейчас попробуйте всё-таки ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: почему возникает метель, какова её роль в произведении?
Работа с текстом. –Пока наши герои отправились в путь, давайте поразмышляем.
- Может стихия повлиять на судьбу человека? Как?
Анализ эпизодов текста
- Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически). Укажите авторскую позицию. Найдите слова – настроения. Язык пушкинской прозы заслуживает особого внимания. Пушкин ироничен в «Метели», этой самой поэтичной повести цикла. Его ирония особого рода. Он серьезен и насмешлив одновременно! Чтение первых страниц «Метели» вызывает искреннее удовольствие и улыбку. Пушкин пародирует сентиментальные романы.
- Найдите иронию в тексте
(“Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосной роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения…если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?
Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия”.)
- Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически).
- Что такое ирония? (Это троп, скрытая насмешка).
- А почему автор над ними насмехается? (Они слишком молоды, чтобы строить такие планы, им негде будет жить, они еще не приспособлены к жизни и не смогут самостоятельно продержаться в этой жизни, даже некоторое время).
- Всегда этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится страшно за героев? (Когда они попадают в метель).
- Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.
Метель в восприятии Маши и Владимира
- Композитор Свиридов создал вальс к кинофильму «Метель». Я предлагаю вам послушать и сравнить выражение состояния Владимира словами Пушкина и музыкой Свиридова и ответить на вопрос: Какие чувства сближают их? (Звучит музыка Свиридова и чтение отрывка со слов: «Но едва Владимир выехал за околицу ... он поехал на удачу).
- Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение чего-то).
- Заметили ли вы что-то общее в вальсе «Метель» и действиях Владимира?
Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира.
Страница СНЫ
Очень важное место в повести
занимают СНЫ героини. Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с
этим несюжетным элементом (Жуковский «Светлана»).
- Каковы функциональные особенности снов? (Их роль) (Играют роль пророчества,
предвещают). Итак, все предвещает беду. Но, не смотря на вещие сны,
на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша отправляется в церковь —
божий храм.
Пушкин искренне верил, что брак на небесах по божеским законам нравственно выше, чем гражданский. И неспроста интрига повести заключается в том, что никто не знал о браке главных героев. Пушкину важен путь осознания справедливости решения метели через страдания главных героев
Страница Преступление и наказание (Приложение 2)
- Почему Маша в повести названа «молодой преступницей»? Какой закон она преступила? (Нравственный, православный, христианский, повелевающий чтить волю родителей).
Преступление нравственное - люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба - в виде метели.
- Как судьба наказывает Владимира? (Умирает)
- А Машу наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь. (Замуж за незнакомца, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина).
- Бурмин так же, как и Маша, наказан судьбою за то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил). Восстановим цепочку испытаний: Бурмин женится на незнакомке - раскаивается - честно признается Маше.
Посмотрите, герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы = мотив прощения. (По линии Маша — Бурмин).
Таким образом, посмотрите мотив наказания и прощения сводится к идее произведения. Сделайте вывод об идее произведения. (Наказание и прощение — справедливое возмездие).
Какова сила, роль стихии в судьбе человека?
Выходит, что метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. Природные стихии – это стихии, способные помочь людям разрушить их судьбу. Далее вслух зачитываем описание метели и делаем вывод, что метель сыграла главную роль в судьбе героев. На первый взгляд, она словно разметала героев в разные стороны, заставила их страдать, но на самом деле метель-судьба вернула их к настоящей, реальной жизни. Марья Гавриловна стала наследницей всего имения и сохранила нежное сердце: «...она разделяла искренно горесть бедной Прасковьи Петровны, клялась никогда с ней не разлучаться... Мать иногда уговаривала ее выбрать себе друга, Марья Гавриловна качала головой и задумывалась». А лихой повеса Бурмин? Не раздумывая ни секунды, он встал под венец с незнакомой барышней лишь потому, что она «показалась ему недурна», а затем столь же стремительно уехал. Полюбив теперь по-настоящему, он не может забыть венчание в «одиноком» храме. Это событие стало препятствием, через которое он не может переступить. Только Владимир был ранен под Бородином и умер. Но память о нем, герое, стала «священна».
Мы понимаем, что совсем не случайно встретились и полюбили друг друга обвенчанные когда-то Марья Гавриловна и Бурмин. Господь помиловал их.
- А что же наша Марья Гавриловна? Как она встречает перемены в жизни общества? Какие перемены произошли в ее душе?
«… В ее замке появился раненый гусарский полковник Бурмин». Бурмин – рыцарь. Именно такого героя и ждала героиня. Его бледность очень гармонирует с ее бледностью, его полковничий чин, награды, рана и молодые лета (26 лет) – с ее юностью, богатством. За ним вился шлейф шумных историй, которые льстили романтическому воображению М.Г. Он был в меру умен, опытен, прост и свободен в обращении. Герои тянутся друг к другу. И более всего – их связывает тайна. В Бурмине спрятана неожиданность, он вызывает любопытство. И женское сердце М.Г. подсказывает ей, что они созданы друг для друга.
Подумайте и ответьте на следующие вопросы:
- Закончилась ли метель в произведении и в душе героев?
- Возможно ли их счастье?
Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье… а может, всё не так?
Страница «Сомнения современников Пушкина»
Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и опишите, что произошло после объяснений. Теперь мы приоткроем второй пласт повести. Почему после выхода повести все стали говорить о кончине музы Пушкина. Одно из домашних ваших заданий было найти несоответствия в повести реальной жизни того времени.
Важны ли для Пушкина эти сомнения? (Нет. Если люди по-настоящему любят друг друга, то они переживут все испытания)
Когда мы проходили древнеславянскую мифологию, я говорила, что у главного славянского бога Рода была книга, где отмечена была судьба каждого живущего на земле (как на роду написано) и изменить её нельзя. Верите ли вы в свою судьбу? Я вас попрошу написать на листочках о своей судьбе, какой вы видите свою жизнь через 5 лет. В конце 11 класса мы проверим – верит ли вам судьба или нет.
Домашнее задание
Cочинение «Роль судьбы в повести «Метель» А.С.Пушкина
Приложения
Презентация к уроку – Приложение 3.
Звуковые приложения к уроку – Приложение 4.