Урок в 10-м физико-математическом классе по теме: «"Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" ("французская мастерская")»

Разделы: Литература


Оформление кабинета: столы расставлены для работы в группах.

I. Индукция (горит свеча).

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Да, свеча – символ жизни, знаний, а также памяти об умерших, символ бессмертия человеческих душ. Но не будем забывать, что “героиня” стихотворения Пастернака – это еще искусственный источник света. Поэтому я предлагаю начать урок с эксперимента и посмотреть на этот источник света через призму (дифракционную решетку).

– Что вы видите?

II. Самоконструкция.

Примерные ответы: белый свет рассеивается, создавая радугу, полярные в которой красный и фиолетовый. Физики считают, что цвет определяет длина волн.

– Но сегодня от лирики Пастернака и физических явлений света нам предстоит перейти к теме трагической – цвет в романе Достоевского. Итак, тема нашего урока “Символика цвета в романе “Преступление и наказание”. Займите место за столами в соответствии с вашим цветовым пристрастием.

Учащиеся занимают места в связи с тем, какой цвет предпочитают. На каждом столе – сигнальная карточка: красный – желтый – синий – белый – зеленый.

III. Социоконструкция на основе работы с текстом.

Учащиеся работают с текстом романа, находят эпизоды, в которых используется “их” цвет, составляют картотеку цветовых образов. Например, творческая группа, работающая с желтым цветом, нашла и выписала примеры: “желтый билет”, “пожелтевшая кацавейка”, “желтенькие обои” и т.д. Учитель напоминает, что при афишировании обязательно надо указать, что символизирует цвет.
Работа в группах идет около 10 минут.

IV. Афиширование

– устное выступление каждой группы, составление условной схемы “Магическое поле романа”. Отвечать могут в паре, а могут отправить к доске своего представителя, по решению группы ответ может быть даже коллективным, лишь бы каждая группа внесла свою лепту в создание опорной схемы (схема дана в приложении).

V. Разрыв.

Учитель: А все ли цвета, упоминаемые автором, нашли отражение в нашей схеме? (Серый и черный цвета “забыты”)

Проверка на знание текста. Найти эпизоды, связанные с этими цветами, индивидуально заполнить таблицу.

– Действительно, за такое короткое время невозможно найти абсолютно все примеры цветовой гаммы романа. Он неисчерпаем, а желание обнаружить примеры, оставшееся за рамками нашего разговора, подвигнет Вас к еще неоднократному обращению к произведению.

VI. Рефлексия

– самооценка происходит по “радуге оценок”. Она напоминает обычную природную радугу, но каждый цвет в ней имеет свое обозначение. Не обязательно что-то говорить, достаточно поднять ту сигнальную карточку, которой оцениваешь свою работу на уроке.

VII. Итог урока.

– Благодарим учащихся за искренность, откровенность, работу по сложной теме.

Приложение.