Урок "Тот, кто не имеет сострадания, жесток (по повести В.Железникова "Чучело")"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • развитие речи учащихся; развитие умений обобщать и делать выводы;
  • умение сопереживать и чувствовать боль других людей; воспитывать в себе чувство собственного достоинства.

Оборудование: рисунок, изображающий главных действующих лиц; таблицы.

Оформление доски:

Школьные годы - самые чудесные, неповторимые и запоминающиеся на всю жизнь своими интересными делами и преданными друзьями.

Учитель и ученик… Мы с вами - одна семья. Как должны складываться между нами отношения? Какие нравственные качества должны преобладать в каждом из нас, чтобы окружающим нас людям было легко и комфортно?

На эти сложные вопросы ищут ответы известные и только начинающие авторы: А.Алексин “Безумная Евдокия”, Ю.Яковлев “Гонение на рыжих”. Эти же вопросы волнуют и В. Железникова.

Сегодня на уроке мы будем говорить о проблемах, поставленных автором в повести “Чучело”. Это произведение завоевало широкое общественное признание, награждено международными дипломами, стало основой широко известного фильма, удостоенного Государственной премии СССР (1986 год).

Цель урока: попытаться найти ответ на вопрос: каким должен быть человек?

Прочитайте высказывание Бернарда Мандевиля, английского писателя 18 века и обратите внимание на выделенное слово. “Тот, кто не имеет сострадания, жесток”.

1. Объясните его лексическое значение.

2. Обращение к доске. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

3. Подберите синоним к  слову милосердие.

4. Понравилась ли вам повесть “Чучело”?

5. Какие впечатления и ощущения остались у вас после прочтения?

Впечатления.

1. Читается с большим интересом.

2. Хочется узнать, чем все кончится.

Ощущения.

1. Грусть.

2. Сочувствие героине.

3. Страх. Восхищение.

6. Какой эпизод вам запомнился больше всего?

Посмотрите на рисунок. Кого мы видим? (Действующих лиц повести)

Их окружает разная цветовая гамма. С точки зрения художника серый цвет- спокойный, мягкий, добрый. Розовый - цвет тревоги.

7. Давайте посмотрим, кто из героев повести излучает дружелюбие, спокойствие, а кто вызывает чувство тревоги?

Каждый из нас невидимыми ниточками связан с окружающим миром. Наша героиня (вспомните, как ее зовут) живет в небольшом, живописном, старинном городке, который богат своей историей, традициями, интересными людьми. В нем есть дом, который олицетворяет собой историю этого города.

Звучит сообщение о доме.

8. Прослушав это сообщение, на что вы обратили внимание?

Вывод. Дом описан как человек. Он в повести не только жилище, но и живое существо, которое радуется заботе хозяина о нем, его теплу. Дом- это свет и покой, место, где можно раскрыть свою душу и проанализировать свои поступки.

9. Назовите самую главную ценность, которую хранил дом на протяжении многих лет? (Картины. Значит, это не просто дом, а дом-музей)

10. Какую роль играли картины в жизни Николая Николаевича? (Глядя на них, он чувствовал себя хранителем традиций своего рода)

11. Кем было скрашено одиночество Николая Николаевича? (Внучкой)

Обращение к портрету.

12. На что вы бы обратили внимание, глядя на ее портрет?

На улыбку. Когда человек улыбается людям? (Когда он их любит, по-доброму относится к ним).

13. Какая черта характера проявляется здесь у Лены? (Человеколюбие)

Обратите внимание на глаза. Какие они? (Добрые, теплые)

Вывод. А глаза - это зеркало души. Отражение внутреннего мира. Глядя ей в глаза, мы можем сделать вывод, что и душа у нее тоже добрая.

14. Какую черту характера мы выделим? (Доброту)

15. А совпадает ли наша оценка с мнением автора? Как он описывает Лену? Звучит текст. “Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика”.

16. Какую черту характера выделяет автор? (Доброжелательность - добра желает)

Совпадает наша оценка с мнением автора? (Да)

17. Как, по-вашему, должна была произойти первая встреча доброй, открытой девочки с одноклассниками? (Она должна была почувствовать дружелюбие ребят, интерес к себе).

Прослушайте эпизод “Знакомство с классом”. (Читает сам учитель)

16. Какое впечатление остается у нас после знакомства с этим отрывком? (Очень грустное, так как со стороны детей проявились грубость и невнимание.

18. Каким словом автор подчеркнул внутреннее состояние своей героини? (Одеревенела)

19. Что вы можете сказать о культуре поведения одноклассников? (Грубость, неуважение к деду, к старшим, свои прозвища они воспринимают как норму поведения. Текст “А чего плохого…)

20.Как автор, при помощи каких глаголов выражает свою обеспокоенность этим явлением. (Давился от хохота, заорал, загоготал). Сейчас вы карандашом выделите эти глаголы. Произносить мы их не будем, мне не хочется, чтобы в вашей речи звучали эти слова, потому что наша речь - это показатель уровня культуры. Учитель выборочно проверяет это задание.

21. Какую ошибку, по вашему мнению, допускает Лена? Доказать текстом.

1. “Я подумала, что они веселые и любят пошутить”

2. Она не защитила честь своего деда” Это внучка Заплаточника…”

3. Пошла на поводу этих ребят, не задумываясь, куда все это может завести.

22. Что является завязкой повести? (Конфликт в классе)

23. В чем суть конфликтной ситуации? Сообщение учащегося.

24. Можно ли было этот конфликт разрешить по-другому, не так, как это произошло в повести?

25. Кто мог и даже пытался направить ребят по правильному пути? (Димка Сомов)

26. Что взяло верх: сила, страх или совесть?

27. Назовите положительные поступки Димки Сомова и выделите черты характера.

Поступок Черта характера
1. У Вальки отбивал собак 1. Жалость
2. Вытащил из горящего сарая кошку только потому, что плакала маленькая девочка.

3. Именно он предложил заработать на поездку собственными силами

2. Умеет сопереживать

3. Самостоятельность, умеет принимать решения.

28. Почему здесь, в этой конфликтной ситуации, он не смог противостоять лжи?

Вывод. Автор поднимает в повести тему силы, испытание властью. Не все люди, имея в руках власть, могут сохранить в себе справедливость, требовательность и принципиальность. Димка оказался в их числе. Автор показывает нравственную деградацию (постепенно ухудшаясь, приходит в упадок) этого человека. Страх быть разоблаченным затмевает в нем все хорошие человеческие качества. И он не только предает дружбу, но и отдает Лену на расправу одноклассникам.

29. А было ли в силах Маргариты Ивановны не допустить конфликта? (Конечно, подскажите ей свое решение)

1. Самой привести новенькую в класс.

2. Самой объявить об изменении расписания.

Вывод. Равнодушие помешало классному руководителю предотвратить страшную ситуацию, которая назревала в классе.

30. Какое наказание понес класс за срыв урока? Вы согласны с ним?

Вывод. Каждый должен нести ответственность за свои поступки.

31. Зачем Лена взяла чужую вину на себя?

Вывод. О, на это сделала из добрых чувств, чтобы защитить Димку от гнева ребят. На что она надеялась? Что в Димке заговорит совесть, и он во всем признается.

32. Какая черта характера проявляется в этом поступке? (Самопожертвование)

Вывод. Она действует в интересах другого человека, жертвуя своей репутацией, своим именем.

Обращение к таблице.

- Прочитайте высказывания и определите, кому они принадлежат.

- Что же превратило эту девочку в Железную кнопку? (Категоричность, отсутствие тени сомнения в собственной неправоте). Зачитать ее высказывания.

Вывод. На первый взгляд слова все правильные, но какие поступки за ними скрываются? (Бойкот, Лену начали пугать, началось преследование). Принцип правды Железной кнопки заключается в том, чтобы разоблачать и делать человеку больно. Это гуманно? Этот тип человека очень страшен: прикрываясь правильными словами, расчетливо, жестоко наносит удары.

Прочитайте высказывания Лены. Чего она хочет?

1. Справедливости.

2. Взаимопонимания.

3. Сострадания.

Вывод. Перед нами 2 правды. (А их может быть 2?)

Где же истинная правда? Одна жертвует собой во имя сострадания. Вторая стремится к разоблачению, чтобы показать свою правоту через некрасивые поступки. Вся череда событий зачастую очень жестоких, свидетельствующих о злобности, нетерпимости друг к другу приводит к черте, переступив которую, человек перестает быть человеком.

33. Назовите кульминацию повести. (“Пожар”)

Вывод. В этом эпизоде автор поднимает 2 темы: тему взаимоотношений школьников вне школы и жестокости. Эта сцена - прозрение героини. Что же она поняла? Димка - трус и предатель, а она наивна и доверчива. Нельзя подстраиваться под людей, надо быть личностью, иметь свою точку зрения и отстаивать ее в любых жизненных ситуациях. Лена начинает анализировать свои поступки. Она с ужасом поняла, что совершила предательство к самому близкому ей человеку, ее деду. Она стыдилась его внешнего вида, не разглядела, какой благороднейшей души человек перед нею.

34. Как называется эта нравственная черта, когда человек может вслух сказать о том, что он неправ? (Самокритичность. Она присуща людям только с сильной волей)

35. Какай урок жизни для себя вынесла Лена?

Назовите развязку повести (Одноклассники узнают имя истинного предателя)

Вывод. Развязка повести является моментом духовного прозрения одноклассников.

Заплакала Железная кнопка, поняв, что ее правда потерпела крах, что Лена с ее ошибками гораздо выше и чище ее. Оказывается, в жизни есть другие ценности”. На каких людей мы руку подняли?!”. Лена перевернула мировоззрение ребят. Они убедились, что главное в нашей жизни не сила, а доброта. Зачитать эпизод “Подарок классу”

36. Какой фразой мы можем подтвердить эти мысли? (“Чучело, прости нас”)

37. А хотелось ли вам узнать правду о себе? Какие вы? (Конечно)

Сейчас мы останемся наедине с самим собой и ответим про себя на мои вопросы.

1. Добрый ли я человек?

2. Умею ли я помочь другу, посочувствовать ему?

3. Были ли у меня жизненные ситуации, когда я совершила сделку с совестью?

4. Могу ли я упрекнуть себя в равнодушии к окружающим меня людям?

5. Были ли в моей жизни поступки, за которые мне было стыдно?

Вывод. Ваш ответ останется только с вами. Я уверена, что вы все отзывчивые, добры е и внимательные друг к другу и к окружающим вас людям.

А сейчас мы с вами откроем грустную, но самую светлую страницу повести.

Учитель читает эпизод “Прощание с классом”.

Вывод. В этом эпизоде звучит вера в пробуждение лучших человеческих качеств. Она наполнена глубоким философским смыслом: жить надо так, чтобы своим разумом, своими руками творить добро. Эта повесть- предупреждение людям. Миром должна править доброта, сострадание, терпимость, а не жестокость. Надо уметь принимать человека с его физическими недостатками, понимать его душу, ощущать его боль, т.е. нужно быть добрым, по настоящему милосердным человеком. И мне, как учителю, хочется верить, что вы на всю жизнь запомните слова Бернарда Мандевиля “Тот, кто не имеет сострадания, жесток”.

Домашнее задание: мини-сочинение “В наш класс пришла новенькая…”.