Урок "Триумф и трагедия Владимира Маяковского"

Разделы: Литература


Методическая карта занятия

Тема занятия: «Триумф и трагедия В. Маяковского»

Цели:

  • Образовательная: Обеспечить в ходе урока повторение ранее изученного материала по творчеству В. Маяковского, закрепление и применение знаний в ходе анализа стихотворений.
  • Развивающая:  Способствовать развитию у учащихся памяти, формированию умений анализировать стихи, делать выводы, выделять суть стихотворения.
  • Воспитательная: Способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну. Формировать негативное отношение к человеческим порокам и порокам общества, умение учащихся слушать товарищей, формулировать свои взгляды и аргументировать их, умение считаться с мнением других.

Основные учебные элементы для усвоения

  • Биография В. Маяковского – 2 уровень.
  • 2. Стихи В. Маяковского – 2 уровень.
  • 3. Словарная работа – 2 уровень. 4. Эпоха – 2 уровень.

Планируемый результат

  • Знать биографию В. Маяковского.
  • 2. Уметь читать стихи В. Маяковского.
  • 3. Уметь анализировать стихи В. Маяковского

Организационные формы обучения: урок обобщения знаний.

Организация деятельности на уроке: групповая, индивидуальная.

Методы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный с приемами активации (сравнения, сопоставления и причинно-следственных связей).
  • Проблемный (частично поисковый, исследовательский).

Методы контроля: индивидуальный.

Вид контроля: текущий.

Тип контроля: зачет по теме.

Средства обучения

  • Плакаты.
  • Тексты стихов.
  • Магнитофон.
  • Видеомагнитофон.

Вступление

На мой взгляд, В. Маяковский является одним из величайших поэтов XX века, поэтом трагической человеческой и поэтической судьбы. Может быть, именно он наиболее ярко символизирует силу иллюзий и глубину разочарований эпохи 1910-1920-х гг.

Что мы знаем о Маяковском? Кто он? Что вы о нем можете сказать? (ответы учащихся)

А сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофильм. (Просмотр видеофильма «Владимир Маяковский. «Вместо письма»). 70 лет прошло с того трагического утра 14 апреля 1930 года, когда перестало биться сердце поэта, называвшего себя «агитатором, горланом, главарем» революции - сердце В. Маяковского. Но до сих пор наше представление о его смерти остается обывательским: застрелился, не разобравшись в собственных любовных историях. Мне бы хотелось вместе с вами взглянуть на жизнь и творчество Маяковского под другим углом зрения и подумать над вопросом – что же заставило этого сильного человека, понимавшего масштаб своего таланта и значение уже сделанного, поставить «точку пули в своем конце»?

Итак, тема сегодняшнего урока: триумф и трагедия В. В. Маяковского

Учитель: Наша задача: а) осмыслить трагедию Маяковского; б) определить основные темы его творчества; в) попробовать определить особенности его поэзии.

Эпиграф (на доске):     

Но  я себя  смирял,  становясь
На горло собственной песне.

Учитель: Давайте начнем все сначала. Вы уже знаете, что первые десятилетия XX  века были богаты на литературные течения и направления. Одним из них был футуризм. Футуризмом и увлекся молодой поэт В. Маяковский.

Что такое футуризм? Что он из себя представляет?

Учащиеся: Слово «футуризм» происходит от латинского слова «будущее». Футуристы пытались полностью порвать с традиционной культурой, утверждая новую эстетику – эстетику будущего.

Учитель: Правильно. Все для них начиналось с разрыва с современностью и историей. Будущее мыслится как нечто абсолютно новое, ничем не связанное с настоящим. Но это будущее должны были понять и принять все и сразу. Если хотите, футуристы были одновременно похожи на лермонтовского Печорина и тургеневского Базарова. Один, как вы помните, считал своей задачей разрушение существующего порядка, подготовку площадки для строительства здания новой жизни. Другой мучился одиночеством в обществе, которое глубоко презирал. Футуристы тоже презирали современность, считали, что старый мир должен быть выброшен на мусорную свалку истории. Но одновременно они страстно хотели быть услышанными и понятыми теми, кого презирали.

Борьбу с современностью они вели по нескольким направлениям сразу.

Вспомните кафе «Бродячая собака», о котором я вам рассказывала. В нем собирались художники, музыканты, философы. Поэты декламировали свои стихи. Все это завораживало, расслабляло, было предназначено узкому кругу избранных. Но не имело никакого отношения к тому, чем жила основная часть России.

И вот на сцену выходил высокий широкоплечий мужчина в ярко-желтой кофте и читал стихотворение «Нате!» (ученик читает стихотворение «Нате!»). Реакция публики: свист, крики: «Долой Маяковского!», «Долой футуризм!».

Что им не нравилось? Грубая, жестокая правда, которую открыто высказал поэт? Сам поэт, смеющийся и «плюющий в лицо» «почтенной публике»? «Непристойные» образывроде «стоглавой вши»? Непривычный и неприличный цвет кофты? Пожалуй, все вместе взятое.

«Нате!» - это стихотворение, в котором поэт берет на себя право не уважать своих читателей и не дорожить их мнением. Чего здесь больше – вызова, хулиганства или желания привлечь к себе внимание, - сказать трудно. Но в нем, как в капле воды, отражены основные темы и мотивы поэзии раннего Маяковского и русского футуризма вообще – вызов существующему строю, общественному благополучию, желание взорвать устоявшиеся представления о поэзии, неудовлетворенность сложившимся порядком и смутная жажда яркой и необычной новизны.

Борьба за искусство и общество будущего для футуристов вылилась в борьбу с современной им действительностью, которую они считали пошлой, бездуховной, пропитанной ложью, материальными заботами. С тем, что принято называть буржуазной действительностью. Поэтому основные темы поэмы «Облако в штанах» Маяковский определяет так «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой вашу религию!». «Вашу» - это, прежде всего, буржуазную, довольную собой, глухую к чужой боли, равнодушную к подлинному искусству. 

Давайте подведем короткий итог и ответим на вопрос, так в чем же новаторство ранней поэзии Владимира Маяковского? Во-первых, в стремлении говорить «языком улицы», грубым языком о грубой правде жизни. Во-вторых, в желании разрушить сложившуюся в обществе систему ценностей. Футуристы и ранний Маяковский декларируют необходимость пробуждения в человеке неудовлетворенности тем, что есть, и желания пересоздать мир и себя. В-третьих, в попытках изменить место и роль поэзии в жизни общества. Поэзия должна стать идеологией, т. е. учебником, сборником ответов на вопросы «что такое хорошо и что такое плохо». В-четвертых, поэтический словарь был расширен Маяковским за счет неологизмов: мещанье, двухметроворостая, серпастый, молоткастый и т. д.

Наконец, в изменении законов построения стиха. Футуристы и ранний Маяковский хотели уйти от размытого, привычного, «гладкого» поэтического слова. Поэтому они резко расширили поэтический словарь за счет того, что начали пользоваться «языком улицы», т. е. словами, считавшимися  «непоэтическими» - просторечиями, жаргонизмами, сниженной лексикой.

Призывы «сбросить Пушкина с корабля современности», утверждения о том, что они, футуристы, создают нечто небывалое, - все это своеобразная игра, способ привлечения к себе внимания публики. Порвать с традицией нельзя. Ее можно только переосмыслить. Чем, на самом деле, и занимался Маяковский. Который, кстати, знал наизусть роман Пушкина «Евгений Онегин», множество стихотворений Лермонтова, Некрасова, поэтов-современников. Да, футуристы заявляли о своей приверженности будущему. О том, что именно они приближают его в своем творчестве. Но основной формой приближения и утверждения прекрасного будущего для Маяковского стало неприятие современности. Насколько точен он в своем критическом понимании современности, настолько же неопределенны его представления о том, что должно прийти ей на смену. 

Как же случилось, что Маяковский увлекся футуризмом?

Давайте вспомним основные вехи биографии поэта (ученики кратко рассказывают биографию В.Маяковского).

Скорее всего, участие в революционной борьбе было для Маяковского кратковременным увлечением. В Москве Маяковский учится в художественном училище и вскоре всерьез увлекается поэзией. Его учителем становится Давид Бурлюк, первый учитель Маяковского и в живописи, и в поэзии. Вместе с Бурлюком они формируют новое направление в русской поэзии – футуризм. С этого момента Маяковский с головой уходит в поэзию.

Мы уже говорили, что раннее творчество Маяковского – это эпатаж, бунт, борьба. Необычными, вызывающими были даже названия стихотворений: «Вам!», «Скрипка и немножко нервно», «Мама и убитый немцами вечер», «Флейта-позвоночник», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и т. д. Но были и другие стихотворения, которые говорили о том, что за внешней грубостью скрывается нежная и ранимая душа поэта. Например, стихотворение «А вы могли бы?». Искренняя, трогательно-доверительная интонация этого стихотворения связана с поиском Маяковским морально-психологической опоры в реальном мире. Это отразилось в стихотворении «Послушайте!» (ученик читает стихотворение «Послушайте!»).

Да, в творчестве раннего Маяковского соседствуют и переплетаются вызов, нарочитая грубость, хулиганство (один из фильмов, в котором снялся до революции Маяковский, так и называется – «Барышня и хулиган»), и удивительная нежность, ранимость, незащищенность. Корней Чуковский вспоминал, что по стихотворениям представлял себе Маяковского человеком тщедушным, слабым, интеллигентным. И очень сильно удивился, познакомившись с Маяковским лично. Перед ним стоял молодой человек огромного роста, вызывающе уверенный в себе, покровительствующий всем и ко всем снисходительный.

Мы знаем, что революцию 1917 года не все писатели восприняли одинаково. Двойственным было отношение к ней Максима Горького, не приняли революцию Александр Куприн и Иван Бунин. А как отнесся к ней Маяковский?
Ученик:

Революцию 1917 года Маяковский воспринял как исполнение своей мечты и подтверждение своей правоты. Из автобиографии: «Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Революционная устремленность отразилась в стихах «Левый марш», «Наш марш», в октябрьской поэме «Хорошо!» и поэме «Владимир Ильич Ленин». Недаром в своем произведении послеоктябрьских лет, в поэме «Про это», он писал:

Что мне делать, если я во всю,
Всей сердечной мерою,
В жизнь сию, сей мир,
Верил, верую.

Учитель: «Сей мир» у Маяковского – это не весь мир, а мир социализма, первая страна победившего социализма – СССР.

Воспевая завоевания революции, Маяковский защищал ее чистоту, боролся с пороками, которые мешали становлению нового общества. Можно выделить целый цикл сатирических стихотворений, в которых поэт казнит ударами своего стиха халтурщиков и трусов, обывателей, бюрократов и прочий человеческий сор. Это стихотворения «Трус», «Сплетник», «Подлиза», «Халтурщик», «Служака», «О дряни» и другие. Вот одно из этих стихотворений (читает стихотворение «Прозаседавшиеся»).

Пока еще Маяковскому кажется, что все эти «прозаседавшиеся», «проворовавшиеся», «примазавшиеся» к революции и социализму – случайное и временное явление. Что-то вроде утреннего тумана, рассеивающегося при первых лучах солнца. Чуть позже он поймет, что именно этот человеческий тип и пришел к власти в стране, начал диктовать поэту свои условия и правила.

Но это будет позже. А пока Маяковский считает себя «голосом» нового мира. Ему доверяют. Его часто выпускают за границу. Выезжая за границу, Маяковский вез туда, как он надеялся, новую идеологию. Встречали его по-разному. Эмигранты – холодно, а часто и открыто враждебно. Деятели искусства – с любопытством. Его слушали, ему аплодировали. Покорял удивительно красивый и выразительный голос, мастерское чтение, личное обаяние. Но соглашаться с его идеями не торопились.

За границей Маяковский открыто восхищался достижениями науки и техники. Но о чем бы ни писал Маяковский в стихах о загранице, он обязательно подчеркивал присущие капиталистическому миру социальные противоречия. О них – стихотворение «Black and White», в котором контраст белого и черного цветов переносится на отношения между неграми и «белыми». Москва (т. е. советская Россия) в этом стихотворении – то место, где нет деления на негров, желтых и белых, нет расовой и социальной несправедливости. ( ученик читает стихотворение «Black and White»).

В каждом произведении цикла стихов о загранице Маяковский противопоставляет советскую идеологию буржуазной. Послушайте стихотворение «Прощание», которое звучит как утверждение того, что лучшей земли, чем Россия, нет (ученик читает стихотворение «Прощание»).

Учитель: Как любой поэт, не обошел Маяковский и тему любви. Обратите внимание,  и любовь у Маяковского подчинена той же задаче – утверждению революции и социалистической действительности:

В поцелуе рук ли, губ ли,
В дрожи тела близких мне
Красный цвет  моих республик
Тоже должен пламенеть.

Это из стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», написанного в 1928 году. В стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» Маяковский признает, что любовь – это большая вдохновляющая сила:

Любить –  это значит: в глубь двора
Вбежать  и до ночи грачьей,
Блестя топором, рубить дрова,
Силой своей играючи.

И это большое, сильное чувство под названием «любовь» необходимо,

Чтобы подымать и вести, и влечь,
Которые глазом ослабли.
Чтоб вражьи головы спиливать с плеч
Хвостатой сияющей саблей.

Да, совладать с любовью нельзя, а значит, ее нужно использовать для общего дела – борьбы с врагами революции. Это не пропаганда. Маяковский искренне верил в это. Назначение поэта он понимал как служение революции и, следовательно, советской власти. Когда он писал: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», он тоже был абсолютно искренен. Поэзия представляется ему как равноправная часть общей работы по созиданию нового мира. Поэтому он пишет не только стихотворения, но и едкие частушки, рекламные тексты («Нигде кроме, как в Моссельпроме!»), рисует плакаты и тексты для них в Окнах РОСТА. Отличие Маяковского от других советских поэтов в том, что он открыто заявлял о своей позиции и стремился ее обосновать. Еще в 1920 году в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» он провозглашает:

Светить всегда, светить везде,
До дней последних донца,
Светить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца.

А теперь обратимся к стихотворению «Разговор с фининспектором о поэзии», написанном в 1926 году. Что пишет Маяковский «о месте поэта в рабочем строю»? (ученик читает стихотворение «Разговор с финиспектором о поэзии»).

Маяковский считает труд поэта тяжелым. А оружием поэта – его стихи:

… И сегодня рифма поэта –
ласка, и лозунг, и штык,  и кнут.

Но уже, наверное, тогда поэт понимал то, что делает. Иначе бы в конце своей жизни, в неоконченной поэме «Во весь голос» он не написал:

Но я себя смирял, становясь
На горло собственной песне.

Так подспудно оформлялась трагедия Маяковского: собственную песню он подчинил исключительно политической борьбе.

В начале 1930 года была организована выставка, посвященная двадцатилетию творчества Маяковского. Он сам трудился над ее оформлением. На ней были выставлены плакаты, которые Маяковский рисовал и сочинял к ним стихи. Плакаты эти были новым языком, которым поэт говорил с «безъязыкой улицей», говорил так, чтобы быть ей понятным. Работа в «Окнах РОСТА» была необходима во время Гражданской войны, когда не хватало газет, и ощущался дефицит информации. И плакаты -  яркие, красочные, очень смешные и точные – выставлялись в витринах самых крупных магазинов.

Плакаты, реклама, сборники стихов – все, что создал Маяковский, было выставлено как итог двадцатилетней работы. На выставке побывали учащиеся, студенты, интеллигенция, рабочие, словом, все, кто любил Маяковского. Экскурсия шла за экскурсией. Но никто из власть предержащих не приехал взглянуть на итог двадцатилетней работы, казалось бы, официального поэта. И тогда Маяковский, может быть, впервые так остро почувствовал и отчетливо понял, что стал всего лишь орудием в руках власти. 14 апреля 1930 года Владимир Маяковский покончил с собой. Как сказал Владимир Высоцкий, «лег виском на дуло»…

В предсмертной записке с присущей ему иронией поэт написал: «О моей смерти прошу не сплетничать, покойный этого не любил». Согласимся с этой просьбой и не будем углубляться в личную жизнь Маяковского.

Учитель: Трагедия Гражданской войны. Рабочие и крестьянские восстания, жестоко подавленные большевиками, голодомор, унесший сотни тысяч человеческих жизней. Разве Маяковский этого не видел и об этом не знал? Разве не понимал, почему его восторженные заграничные слушатели не торопятся разделить с ним восхищение страной советов? Разве Маяковский не видел и не понимал, что «тина», которой «подернулась советская мешанина», превращается в непробиваемую кору из бюрократов, чинуш, приспособленцев, бездарей, которые постепенно перетянули власть на себя, подмяли и опошлили идеалы революции?

Видел, знал и понимал. Однако долго надеялся на то, что в один прекрасный момент все изменится. Канут в небытие герои его сатирических произведений, прекратятся насилие и кровь, исчезнут нищета и беззаконие.    Но мечта все больше и больше расходилась с действительностью. А действительность с каждым днем становилась все мрачнее и тягостнее. Над страной сгущался страх приближающихся репрессий 1930-х годов. Власть, отодвигая Маяковского от себя, перестав выпускать его за границу, игнорируя его выставки и юбилеи, давала понять, что воспевать советский строй уже недостаточно. Нужно оправдывать ВСЕ ее действия. Но этого Маяковский себе позволить уже не мог. Оставалась одна надежда – на потомков, которые услышат, прочитают и поймут.

Мой стих трудом громаду лет прорвет
и явится весомо, грубо, зримо,
как в наши дни вошел водопровод,
сработанный еще врагами Рима.                        

Так писал Маяковский в одном из своих последних произведений: во вступлении к поэме «Во весь голос»,обращаясь и к нам.

После смерти Маяковского его недруги с удвоенной силой стали травить поэта, препятствовать изданию его произведений. Смерть поэта объясняли тем, что он запутался в своей личной жизни. А в конце 1980-х – начале 1990-х годов Маяковского атаковали с другой стороны – уже противники советской литературы. Они попытались вычеркнуть его имя из литературы, заменить его другими именами. Но Маяковский пережил их всех. И сегодня открывается нам как поэт великой и глубоко трагической эпохи.

И нам необходимо знать ВСЮ правду о нем и его времени.