Цель: осветить историческую личность 1812 года средствами литературы, живописи.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение извлекать из различных источников информацию по теме.
- Учить умению комплексному анализу поэтического текста.
- Углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные и культуроведческие компетенции.
- Развивать интерес к искусству, овеянному Отечественной войной 1812 года.
Воспитательные:
- Формировать гражданское самосознание на примере содружества истории, литературы, искусства, уважение к истории своего народа.
- Способствовать воспитанию у детей чувства гордости за нашу славную историю, чувству патриотизма.
- Способствовать эстетическому воспитанию на основе интеграции литературы и изобразительного искусства.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- чувство ответственности и долга перед Родиной
- способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей
Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы
Коммуникативные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии
- развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами
Предметные:
- развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа.
- развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах
Тип урока: открытие нового знания.
Пед.технология: технология сотрудничества, технология интегрированного обучения, урок в музее.
Методы: словесные, наглядные.
Приемы: аналитическая беседа, заочная экскурсия в Военную галерею Зимнего дворца, рассказ, иллюстративные (наглядные).
Ресурсы: http://www.museum.ru/1812/Persons/VGZD/map/vgzd_map.html
Сценарий урока
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, портреты участников-героев Отечественной войны 1812 года (в том числе репродукции портретов из Военной галереи Зимнего дворца), презентация учителя, романс на стихи М.Цветаевой «Генералам двенадцатого года» (Музыка может звучать в начале урока, создавая эмоциональный настрой, и во время заочной экскурсии Военную галерею Зимнего дворца).
ТСО: компьютер, проектор с экраном.
Предварительное домашнее задание:
- Прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Полководец»
- Повторить теоретико-литературные понятия.
Индивидуальное домашнее задание: (Слабым учащимся можно дать готовый текст для пересказа (см. приложения), самостоятельно подготовить сообщения могут сильные учащиеся, тогда приложения используются, как дополнительный материал, которым может воспользоваться учитель).
- «Историку» подготовить сообщение о личности Барклая де Толли (приложение №1)
- «Литературоведу» подготовить сообщение об истории создания стихотворения А.С.Пушкина «Полководец» (приложение № 2)
- «Искусствоведу» подготовить сообщение о создании Военной галереи в зимнем дворце, провести виртуальную экскурсию (приложение № 3, желательна презентация учащихся)
Ход урока
…клянусь честью, что ни за что на свете
я не хотел бы переменить Отечество или
иметь другую историю, кроме истории
наших предков, такой, какой нам
Бог её дал.
А.С.Пушкин
(На доске записаны тема и эпиграф, размещены портреты героев войны)
1. Организация класса
- О чем будем говорить на уроке? Какие цели поставим для себя на уроке? (Учащиеся ставят цели урока, учитель корректирует, дополняет)
Формулировка и запись темы.
Работа с эпиграфом.
- Как вы понимаете слова А.С.Пушкина, о чем они свидетельствуют? (О любви поэта к России, об уважении к истории России, истории своих предков)
2. Актуализация знаний
Вступительное слово учителя: У каждого народа есть своя история, своё прошлое. Время неумолимо идет вперед, проходят года, века, одни исторические события сменяются другими. В череде этих событий есть такие, которые и по сей день вызывают трепет и волнение в душах патриотов свой страны. Одним из них является Отечественная война 1812 года. Двести лет отделяют нас от героических событий 1812 года.
- Почему войну с наполеоновской Францией в 1812 году называют Отечественной войной? (В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России - будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков. Это была освободительная война, весь народ встал на защиту независимости своего Отечества, потому что решалась судьба каждого человека)
- Перечислите известных вам военачальников Отечественной войны 1812 года? (Портреты героев войны: М.Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион, Тормасов, А.Ермолов, Дохтуров, Коновницын, Дорохов, Милорадович, Н.Раевский, Д.Давыдов, А.Тучков.)
3. Новый материал
Слово учителя: 1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы и поэзии. Первыми патриотический подвиг воспели писатели - современники. Многие из них сами принимали участие в освободительной войне. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона. Исторический масштаб событий, происшедших в 1812 году, так грандиозен, что эхо долго и гулко отдавалось в последующие десятилетия.
Двенадцатый год застал Александра Пушкина на школьной скамье, в Лицее. Как и его товарищи, он с волнением следил за событиями войны. В последнем неоконченном стихотворении «19 октября 1836 года»» (Была пора: наш праздник молодой…») поэт писал:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
Пушкин пытливо вглядывается в происходящее. 8 января 1815 года на лицейском экзамене он читает стихотворение «Воспоминания в Царском селе». Уже тогда, подростком, он увидел силу русских прежде всего в патриотическом чувстве народа:
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.
Сердца их мщеньем зажжены.
Многие свои строки и строфы Пушкин напоил, по его собственному выражению, «славой двенадцатого года». В стихотворениях «Клеветники России», «Бородинская годовщина» с гордостью вспоминает поэт о славных победах 1812 г, о «великом дне Бородина», о героизме русских солдат, которые «кровью искупили Европы вольность, честь и мир». Как мудрого полководца, человека, тесно связанного с народом и с армией воспевает Пушкин Кутузова с в стихотворении «Перед гробницею святой стою с поникшей головой». В лицейской лирике Пушкина достаточно часты отголоски событий 1812 года ("К другу стихотворцу", "Воспоминания в Царском Селе", "К Галичу", "На возвращение государя императора из Парижа в 1815 г.", "Послание к Юдину", "Принцу Оранскому" и др.).
Интерес Пушкина к событиям 1812 г. нисколько не уменьшился в годы южной ссылки, когда он сдружился с семьей Раевских. Большое впечатление произвело на Пушкина известие о смерти Наполеона, дошедшее до поэта в мае 1821 г. и вызвавшее стихотворение "Наполеон". Запись неопубликованного дневника П. И. Долгорукова от 27 мая 1821 г. свидетельствует: "За столом у наместника Пушкин, составляя так сказать душу нашего собрания, рассказывал по обыкновению разные анекдоты, потом начал рассуждать о Наполеоновом походе, о тогдашних политических переворотах в Европе ..."
В 1835 году А.С.Пушкин пишет стихотворение «Полководец», которое посвящает Барклаю-де-Толли, выделяя этого военачальника среди других героев Отечественной войны , «покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года».
Итак, сегодня мы будем говорить о герое 1812 года Барклае-де-Толли сквозь призму стихотворения А.С.Пушкина «Полководец».Увидим, как запечатлен образ полководца в искусстве.
- Кто же он, герой 1812 года, какова его судьба? Предоставим слово «историку». (выступление учащегося, приложение №1).
Слово учителя: Нелегкая судьба выпала на долю Барклая-де-Толли.
Одним из первых, кто во весь голос заговорил об истинной роли Барклая-де-Толли в разгроме Наполеона, был Пушкин. Не стоит забывать, что Александр Сергеевич был не только гениальным поэтом, но и весьма талантливым историком. Судя по всему, мнение о роли Барклая-де- Толли в прошедшей войне у поэта сформировалось к концу 20-х годов. Любопытно, что в десятой главе «Евгения Онегина», говоря о прошедшей войне, он называет Барклая, но не упоминает Кутузова:
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Предлагаю вашему вниманию экскурсию к мемориальным местам, связанным с именем Барклая-де-Толли.
Презентация. Образ Барклая-де-Толли в искусстве (приложение № 4).
Слово учителя: А теперь обратим наше внимание на литературный памятник, созданный А.С.Пушкиным. Это стихотворение «Полководец», стихотворение, замечательно тем, что в нем воссоздан выразительнейший портрет выдающегося полководца - Барклая-де-Толли, раскрыты неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством, печальное величие и драматизм его судьбы. Предоставим слово «литературоведу», который расскажет об истории создания стихотворения (сообщение учащегося, приложение №2)
Анализ стихотворения.
- В стихотворении не упоминается имя полководца, докажите, что речь идет именно о Михаиле Богдановиче Барклае-де-Толли.
(учащиеся сопоставляют факты биографии, портрет, написанный Доу, со стоками стихотворения и приходят к выводу , что неназванный в стихотворении воин - Михаил Богданович Барклай-де-Толли).
- Кто лирический герой этого стихотворения? (Лирический герой, безусловно, А.С.Пушкин, так как он преимущественно играет здесь роль рассказчика, начинает издалека своё восторженное и в то же время печальное повествование).
- На сколько частей композиционно можно разделить это стихотворение? (на 4 части)
- 1ч. Описание «палаты»
- 2ч. Портрет Барклая-де-Толли, написанный Доу.
- 3ч. Заслуги полководца.
- 4ч. Обращение поэта к потомкам.
- Итак, автор не сразу знакомит нас с великим полководцем. С первых строк стихотворения мы оказываемся в чертогах царя, а именно в одной из палат. В чем её особенность? (Хранимое в этой палате намного дороже того, что здесь могло бы быть: золото, бархаты, алмазы. Это нечто, что отводит всё остальное на второй план, делает его не таким существенным).
- Что же так восхищает и завораживает в этой палате? (Это портреты героев Отечественной войны 1812 года).
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Учитель: Начало «Полководца» вводит читателя в символическое пространство русской славы, которое в то же время является реальным, легко узнаваемым пространством Военной галереи Зимнего дворца, увешанной портретами генералов, участников кампании 1812 года, работы английского художника Джорджа Доу (1781-1829).
- Давайте и мы совершим виртуальную экскурсию по этой палате. Предоставим слово «искусствоведу» (презентация, сообщение учащегося, приложение №3).
http://www.museum.ru/1812/Persons/VGZD/map/vgzd_map.html
Просмотр портретов, размещенных в Военной галерее.
- Всмотритесь в лица героев Отечественной войны 1812 года.
- Кто эти герои? Какими их изображает художник? Что подчеркивает художник в образах героев?
Анализ стихотворения (продолжение)
- Как вы думаете, для чего нужна поэту такая экспозиция?
Автор подготавливает читателя к тому, что лирический герой сам сейчас ощущает, он пространно начинает с того, что здесь могло бы быть: мифические персонажи, абстрактные силуэты, не несущие никакой смысловой нагрузки. Мы видим совершенно другое: «лица, полные воинственной отваги».
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу…
В этих строках поэт даёт свою собственную оценку тому, что он видит сейчас. Он смотрит на людей, изображённых на холсте, не мельком, не стремительно, а спокойно, пытаясь уловить и зацепиться за любую мелочь. Это и лица воинов, их начальников, и их позы, их яростность в битве, беспощадность к врагу. Лирический герой настолько досконально изучил полотно во всех его подробностях, что все, кто там есть, уже стали знакомы ему, как если бы он знал их лично. Поэтому мы и видим ту непосредственность и искренность, с которой он излагает свои мысли.
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Ещё так молоды на ярком полотне…
Картина написана так реалистично, что вот лирический герой уже слышит звоны шпаг, ржание лошадей, громы пушек и окунается в пучину воспоминаний, которых у него никогда не было - их подарил ему англичанин Джордж Доу.
На этой элегической волне крупным планом подан один из множества портретов.
- Далее мы более подробно и щепетильно можем осмотреть холст вместе с лирическим героем. Какими художественными средствами создает поэт образ Барклая?
Эпитеты: «Спокойный и угрюмый, Он,..», «с презрительною думой», «грусть великая», «вождь несчастливый», «с мыслию великой», «священной сединою», «укреплен могущим убежденьем…Ты был неколебим».
Сравнения:«Чело, как череп голый, Высоко лоснится…», «Там, устарелый вождь! как ратник молодой,… Бросался ты в огонь, ища желанной смерти»
- Внимательно посмотрите на живописный портрет и сравните со словесным портретом. Созвучны ли они?
(Ребята отмечают сходство и приходят к выводу, Пушкин ни в чем не противоречит художнику, его описание безусловно созвучно портрету Доу)
Живописный и словесный портреты действительно рифмуются - интонационно-атмосферное и семантическое созвучие создается, в частности, за счет аналогичного использования материала каждого из видов искусств: в случае Доу - цветовой палитры, в случае Пушкина - словесных формул.
Так же как фон и фигура человека символически связаны в картине, в пушкинском варианте связаны переживание поэта (фон) и образ воина:
проникнутое «грустию тяжелой» впечатление от героя порождено грустью великой в его облике, подчеркнуто густою мглой вокруг (т.е. фоном внутри картины), усилено и закреплено общим впечатлением: «Спокойный и угрюмый, / Он, кажется, глядит с презрительною думой».
Там, где Пушкин увидел презрительную думу, человек менее осведомленный и иначе настроенный, вглядываясь в детали картины, заметит сосредоточенность, закрытость (сомкнутый рот, взгляд в сторону), спокойствие, достоинство (во всей фигуре, в позе), некоторую холодность, дистанцированность - это создается и непроницаемым выражением лица, и постановкой фигуры в пространстве...
Но для того, чтобы прочитать на этом лице угрюмство и презрительную думу, нужно знать трагическую подоплеку его биографии.)
- В каких строках содержится главная мысль стихотворения?
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принёс земле, тебе чужой…
В этих строках содержится главная мысль стихотворения. Несмотря на все трудности, сопряжённые с такой высокой должностью, Барклай-де-Толли достойно нёс свой крест до самого конца. Лаконично поэт выражает своё сочувствие герою стихотворения.
- В повествование о Барклае вплетен образ еще одного героя. Кто он? В связи с чем он упоминается?
И тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал…
В данном отрывке речь идёт о Кутузове. Всем известно, что он морально поддерживал Барклая, был на его стороне, но, к величайшему сожалению, он мог стать для него лишь безмолвным слушателем, не способным защитить его интересы перед громадой.
- Почему Кутузов Барклая-де-Толли «лукаво порицал»?
Возможно, он понимал, что, защитив своего хорошего товарища, он сам попадёт под подозрение русского народа, а он ведь не хотел, чтобы вместо него поставили какого-нибудь неопытного юнца, который и пороху не нюхал. Кутузов желал своими силами завершить все начатое Барклаем.
- К кому и зачем обращается лирический герой в последней части стихотворения?
Заканчивая повествование о славном герое, автор, обращаясь к человечеству, при этом не заканчивает повествование о человеческом непонимании:
О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведёт в восторг и в умиленье!
Поэт вынужден согласиться, что ничего не изменить одному человеку, даже великому. Последняя часть будто мораль, назидание грядущим поколениям. Противопоставляя слёзы смеху, Пушкин передаёт с бумаги читателю своё отчаяние, крик души. Лишь время может всё исправить и поставить на свои места.
4. Рефлексия
- О чём узнали на уроке? О чём заставил задуматься наш урок?
Продолжите фразу:
- Мне понравилось…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня мне удалось…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Я почувствовал, что…
Закончить урок хотелось бы словами Л.Андреева, который писал: «Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно идти».
- Как вы понимаете слова писателя? О чем они заставляют задуматься?
5. Домашнее задание
Написать сообщение на тему: «Герой 1812 года», используя информацию виртуального музея: http://www.museum.ru/1812/Persons/VGZD/map/vgzd_map.html
Список использованных источников информации
- Михайловский-Данилевский А.И. «Отечественная война 1812 года». Юбилейное издание. М., 2012г.
- http://www.museum.ru/1812/Persons/VGZD/map/vgzd_map.html
- http://magazines.russ.ru/neva/2005/7/tara28.html
- http://www.museum.ru/1812/Persons/VGZD/map/vgzd_map.html
- http://www.spb-rf.ru/images/new_spb%20087.jpg
-
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=
%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%
80%D0%B5%D1%82%20%D0%B1%D0%B0%
D1%80%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%
8F%20%D0%B4%D0%B5%20%D1%82%
D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B8&stype=
image&lr=19&noreask=1