Жанр. Композиция. Система образов.
Цели: понять, почему роман Ф.М Достоевского до сих пор вызывает споры, неоднозначные оценки; определить жанровые и композиционные особенности романа, основной конфликт и систему образов.
ХОД УРОКА.
1. Слово учителя о времени написания романа “Преступление и наказание”.
– К моменту создания романа Ф.М.
Достоевский был уже известным писателем, автором
романов “Бедные люди”, “Униженные и
оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”,
повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка
Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село
Степанчиково”.
Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей,
современники спорят о жизненности его
произведений. Но вот в феврале 1866 года в “Русском
вестнике” появилась первая часть романа
“Преступление и наказание”, а в декабре
печатается последняя, шестая часть и эпилог.
Роман говорил о реальном времени, отражал это
время, герои романа словно жили с читателем в
одном городе, возможно, даже на одной улице,
читали одни и те же модные книги, говорили о тех
же социальных проблемах.
2. Игра с заглавием.
– Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? (Шесть)
На доске высказывание современных русских писателей о композиции романа, живущих сейчас в США, П.Вайля и А.Гениса:
“Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”)
– Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? (Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию).
– Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову "наказание".
Преступление |
Наказание |
- Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? (Нет).
- Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь).
- Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками, делами, любовью к людям).
- Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет). Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!
3. Основной конфликт романа, общественная обстановка.
– Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора вашего учебника Ю.Лебедеву.
Карточка №1.
“Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России”.
– Перед какими “недоконченными” идеями были беззащитны молодые люди того времени, в частности Раскольников? (Нигилизм. Разумный эгоизм. Наполеонизм).
– Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: “Бог умер - все позволено”. Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого “болели” многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе “Преступление и наказание”.
– Обратимся к высказываниям уже самого автора.
Карточка №2.
Воспоминания А.Сусловой , 17.09 1863 года:
Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: “Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: “Истребить весь город. Всегда так было на свете”.
Из романа “Преступление и наказание”.
Слова Р.Раскольникова:
Прав, прав “пророк”, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться…
Слова Порфирия Петровича:
Кто ж у нас на Руси Наполеоном себя не считает?
– Эпоха была одержима наполеономанией. С этим явлением Достоевскому пришлось столкнуться лично. Послушайте отрывок из книги Ю.Карякина “Достоевский и современность”
Возлюбленная Достоевского в те годы
А.Суслова увлеклась одним студентом, а когда тот
ее обманул, решила его убить.
– Как можешь ты человеческое отношение
решать кровопролитием?
Выясняется, что свою месть она вздумала
“превратить в подвиг”.
– Не все ли равно, какой мужчина заплатит за
надругательство надо мной? Но если уж мстить, так
чтобы всему миру стало известно о единственной,
неслыханной, небывалой, неповторимой мести.
Она замышляет убить …царя.
– Очень уж увлекает. Огромность шага. В конце
концов, как просто. Подумай только – один жест,
одно движение, и ты в сонме знаменитостей, гениев,
великих людей, спасителей человечества…
– Славу добывают трудом.
– Или беспримерной смелостью.
– А о муке ты не подумала?
– Это-то и остановило меня. Вдруг подумала:
казнят, а ведь прожить до 80 лет где-нибудь в
тишине, на солнце, у южного моря, очень недурно.
– И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”, например? (Достоевского, видимо, больше интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него). Поэтому сейчас уместнее всего поговорить о жанре романа.
4. Жанр романа.
На доске список всевозможных жанров. Выберите и запишите подходящие.
Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.
– Все ваши определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.
5. Работа с карточкой.
– Познакомимся с различными точками зрения на роман известных людей прошлого. Как они его поняли.
Карточка №3
Познакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.
Перечитываешь “Преступление и наказание” - и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910)
Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911)
Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911)
Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)
- Писатель в России всегда пользовался огромным доверием. Так А.С.Пушкин возводил его к роли Пророка. Через столетие Е.Евтушенко скажет: “Поэт в России больше, чем поэт”, говоря о месте писателя в обществе. Мы не ставим своей задачей обсуждение права на существование романов-однодневок. Наша цель состоит в том, чтобы понять эпоху, которая рождает великих писателей и великие произведения литературы, прислушаться к мнению современников, живущих духовной, интеллектуальной жизнью, чувствующих свое право строго судить или хвалить великих писателей.
6. Система образов романа.
- Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Выберите схему на доске, аргументируйте свой выбор. Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?
“твари дрожащие” |
“право имеющие” |
Раскольников |
Свидригайлов |
“твари дрожащие” |
“право имеющие” |
Дуня |
Раскольников |
“твари дрожащие” |
“право имеющие” |
Раскольников |
Дуня |
7. Композиционные элементы.
– Следует помнить, что роман писался о событиях настоящего времени. В этом его уникальность. Любое произведение неразрывно. Композиция – это не набор отдельных элементов, а единая ткань плавно переходящих из одной в другую сцен, описаний, диалогов, портретов и других формальных элементов.
На доске список композиционных элементов. Пронумеруйте нужные из них в соответствии с местом, которое они занимают в композиции романа.
– Главное место занимает внутренний монолог, затем – диалог, так как герои постоянно спорят друг с другом, на третьем месте – портретные описания и авторская характеристика, она во многом дается через портрет и, наконец, описание местности и пейзаж, их немного, они схематичны, так как интерес писателя сосредоточен на психологических аспектах убийства и нравственных страданиях.
8. Итог урока.
– Вернемся к основному вопросу урока,
почему роман Достоевского вызывает до сих пор
споры, мысли, неоднозначные суждения?
– Наверное, потому, что он о вечных проблемах
человечества
9. Домашнее задание.
Восстановить по тексту "экспозицию романа" (события жизни Р.Раскольникова до преступления: детство, учеба в университете, дружба, любовь, помощь окружающим, работа над статьей в газету и т.п.)