Цель:
- расширить знания учащихся о великих русских поэтах XIX века;
- показать мастерство А.С. Пушкина-поэта в создании образа Родины;
- формировать навык анализа стихотворения;
- развивать образное мышление и речь учащихся;
- воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина;
- м/м проектор;
- запись произведений: Г.Свиридов "Зимняя дорога", "Песня о Родине", стихотворение "Зимнее утро", П.И. Чайковский "Времена года" (1);
- раздаточный материал для групп.
Ход урока
I.
1) Звучит "Песня о Родине"
2) Слово учителя.
- Родина: Это слово не нужно пояснять: его знает каждый человек потому что оно рождается вместе с ним.
- Закройте на минуту глаза и мысленно создайте свой образ Родины:
- Что вы представляете, когда слышите слово "родина"?
- А теперь поделитесь своими ассоциациями со всеми.
- Родина - это: (ребята рассказывают о том, что представили: лес, речку, карту страны, город, школу, друзей, родных и т.д.)
- Каждый из нас по-своему понимает слово "Родина", а вместе мы создали ёмкий образ. Обобщая сказанное, можно отметить, что родина- это родные места, родные люди, дорогие воспоминания.
На экране появляются слова:
Родина - это родные места, родные люди, дорогие воспоминания.
- Детство и юность большинства русских поэтов XIX века прошли в деревне, вся их жизнь так или иначе была связана с природой, они писали о Родине, о тех местах, где они родились и выросли.
- О Родине, о России написано много стихов. Нам предстоит познакомиться со стихами поэтов
- А.С. Пушкина,
- М.Ю. Лермонтова,
- И.С. Никитина,
- А.В. Кольцова,
- А.К. Толстого,
- Ф.И. Тютчева,
- А.А. Фета.
-А сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина "Зимнее утро".
II. Работа над стихотворением А.С. Пушкина "Зимнее утро"
1. Первичное восприятие (Слушают запись)
- Внимательно прослушайте стихотворение.
- Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи?
- Какие чувства возникли у вас?
2) Проверка восприятия
Вопросы:
- О чём стихотворение?
- Каким настроением проникнуты строки стихотворения?
- Какие чувства возникли у вас?
3) Словарная работа
- Нега - наслаждение
- Взор - взгляд, глаза
- Аврора - богиня утренней зари
- Вечёр - вчера вечером
- Нынче - сейчас
- Мгла - туманная завеса
- Лежанка - невысокий каменный выступ у печки, на котором можно лежать
Физминутка
Вечер зимний в небе синем (встать из-за стола)
Звёзды синие зажёг (встать на носки, потянуться)
Ветви сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку сесть)
На приснеженный снежок.
4) Самостоятельное чтение стихотворения
5) Работа в группах (класс разделён на группы):
- Сейчас поработаем в группах.
- Каждой группе дано задание. На работу отводится 7-8 минут
КИНЕМАТОГРАФЫ
Задание
- Представьте, что вы снимаете небольшой фильм. За кадром звучат строки стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро".
- Какие изображения будут появляться на экране во время чтения?
ЛИТЕРАТОРЫ
Задание
- Сколько строф в стихотворении А.С. Пушкина "Зимнее утро"?
- Какие эпитеты использует автор для описания леса, снега? Какие олицетворения, сравнения?
- Какие однокоренные слова встречаются в 3-ей и 4-ой строфах? С какой целью их использует автор?
!!!!!!! Если вы забыли значение терминов, обращайтесь к словарю на странице 275.
ХУДОЖНИКИ
Задание
- Сколько пейзажей можно нарисовать к стихотворению А.С. Пушкина "Зимнее утро"?
- Какие краски нужны для каждого пейзажа? Будут ли они контрастны (противоположны)? Подтвердите выводы словами из текста.
- Подберите наиболее подходящие картины, иллюстрирующие данное стихотворение.
МУЗЫКАНТЫ
Задание
- Найдите в тексте слова, которые "озвучивают" стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро".
- Какие согласные повторяются во 2-й и 3-й строках 4-й строфы?
- Какая музыка, по- вашему, может сопровождать чтение стихотворения (грустная или весёлая, быстрая или медленная, громкая или тихая)?
6) Проверка результатов работы
КИНЕМАТОГРАФЫ
- Последовательно появляются изображения красивого зимнего пейзажа, уютной комнаты, бушующей метели, вьюги; пейзажа в блеске солнечных лучей, горящих в печи дров, ожидающего у крыльца коня и дороги к далёкому берегу.
ЛИТЕРАТОРЫ
- В 5 строфах ст-я встречаются:
- олицетворения: "вьюга злится", "мгла носилась";
- сравнения: "луна, как бледное пятно";
- эпитеты: "мутное небо", "мрачные тучи", "весёлый треск", "янтарный блеск".
Однокоренные слова "блестя", "блеск" в описании пейзажа за окном и интерьера комнаты создают ощущение праздника.
ХУДОЖНИКИ
Предлагают нарисовать два пейзажа: на одном - мутное небо, жёлтая луна;
На другом - голубые небеса, чёрный лес и зелёные ели в блеске солнечных лучей. Краски для этих картин понадобятся разные: серые, неброские - для первой, яркие (зелёная и голубая) и немного серой - для второй.
МУЗЫКАНТЫ
Расслышали один звук - треск дров в печи. А иначе и быть не может, потому что зимой всё спит: Поэт помогает услышать этот звук, повторяя согласные [т], [р], [з], [с]. Темп и настроение музыки должны меняться: от восторженной интонации к тревожной и затем к радостной и спокойной.
III. Музыкальная пауза
- Много музыкальных иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина создал Г. Свиридов.
- Послушаем музыкальный фрагмент из его "Зимней дороги". Мне кажется, что эти произведения удивительно созвучны.
IV. Творческая работа
-Продолжи фразу: "Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро" :..
(Зачитывается несколько работ)
- Ни разу не звучит в стихотворении "Зимнее утро" слово Родина, и тем не менее в них рассказывается о самом дорогом для поэта: о родных местах, о великолепии природы, о сокровенных чувствах и близких людях. Из всего этого и складывается в стихотворении поэтический образ Родины. Посмотрите, как удивительно совпало пушкинское представление о Родине с нашими ассоциациями.
V. Работа над выразительным чтением
- Много раз звучало это стихотворение в исполнении выдающихся артистов. Одни читали его радостно, другие - печально и грустно.
- Как вы думаете, чего же всё-таки больше в стихотворении: радости или печали?
- Давайте вместе прочитаем удивительные пушкинские строки.
VI. Подведение итогов
- Что же самое дорогое для лирического героя?
- О чём он вспоминает и к чему стремится? (Берег)
- Что же на этом берегу? (Поля, лес, речка)
- Почему он так стремится к этому берегу? Как его называет? (милый)
- Подберите синоним к слову "милый" (дорогой, родной)
VII. Домашнее задание
- Репродуктивный уровень.
- Подготовить выразительное чтение.
- Творческий уровень.
- Нарисовать иллюстрацию.