Урок "Поэтический образ Родины в стихотворении А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Разделы: Литература


Цель:

  • расширить знания учащихся о великих русских поэтах XIX века;
  • показать мастерство А.С. Пушкина-поэта в создании образа Родины;
  • формировать навык анализа стихотворения;
  • развивать образное мышление и речь учащихся;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина;
  • м/м проектор;
  • запись произведений: Г.Свиридов "Зимняя дорога", "Песня о Родине", стихотворение "Зимнее утро", П.И. Чайковский "Времена года" (1);
  • раздаточный материал для групп.

Ход урока

I.

1) Звучит "Песня о Родине"

2) Слово учителя.

- Родина: Это слово не нужно пояснять: его знает каждый человек потому что оно рождается вместе с ним.

- Закройте на минуту глаза и мысленно создайте свой образ Родины:

- Что вы представляете, когда слышите слово "родина"?

- А теперь поделитесь своими ассоциациями со всеми.

- Родина - это: (ребята рассказывают о том, что представили: лес, речку, карту страны, город, школу, друзей, родных и т.д.)

- Каждый из нас по-своему понимает слово "Родина", а вместе мы создали ёмкий образ. Обобщая сказанное, можно отметить, что родина- это родные места, родные люди, дорогие воспоминания.

На экране появляются слова:

Родина - это родные места, родные люди, дорогие воспоминания.

- Детство и юность большинства русских поэтов XIX века прошли в деревне, вся их жизнь так или иначе была связана с природой, они писали о Родине, о тех местах, где они родились и выросли.

- О Родине, о России написано много стихов. Нам предстоит познакомиться со стихами поэтов

  • А.С. Пушкина,
  • М.Ю. Лермонтова,
  • И.С. Никитина,
  • А.В. Кольцова,
  • А.К. Толстого,
  • Ф.И. Тютчева,
  • А.А. Фета.

-А сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина "Зимнее утро".

II. Работа над стихотворением А.С. Пушкина "Зимнее утро"

1. Первичное восприятие (Слушают запись)

- Внимательно прослушайте стихотворение.

- Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи?

- Какие чувства возникли у вас?

2) Проверка восприятия

Вопросы:

- О чём стихотворение?

- Каким настроением проникнуты строки стихотворения?

- Какие чувства возникли у вас?

3) Словарная работа

  • Нега - наслаждение
  • Взор - взгляд, глаза
  • Аврора - богиня утренней зари
  • Вечёр - вчера вечером
  • Нынче - сейчас
  • Мгла - туманная завеса
  • Лежанка - невысокий каменный выступ у печки, на котором можно лежать

Физминутка

Вечер зимний в небе синем (встать из-за стола)
Звёзды синие зажёг (встать на носки, потянуться)
Ветви сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку сесть)
На приснеженный снежок.

4) Самостоятельное чтение стихотворения

5) Работа в группах (класс разделён на группы):

- Сейчас поработаем в группах.

- Каждой группе дано задание. На работу отводится 7-8 минут

КИНЕМАТОГРАФЫ

Задание

  • Представьте, что вы снимаете небольшой фильм. За кадром звучат строки стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро".
  • Какие изображения будут появляться на экране во время чтения?

ЛИТЕРАТОРЫ

Задание

  • Сколько строф в стихотворении А.С. Пушкина "Зимнее утро"?
  • Какие эпитеты использует автор для описания леса, снега? Какие олицетворения, сравнения?
  • Какие однокоренные слова встречаются в 3-ей и 4-ой строфах? С какой целью их использует автор?

!!!!!!! Если вы забыли значение терминов, обращайтесь к словарю на странице 275.

ХУДОЖНИКИ

Задание

  • Сколько пейзажей можно нарисовать к стихотворению А.С. Пушкина "Зимнее утро"?
  • Какие краски нужны для каждого пейзажа? Будут ли они контрастны (противоположны)? Подтвердите выводы словами из текста.
  • Подберите наиболее подходящие картины, иллюстрирующие данное стихотворение.

МУЗЫКАНТЫ

Задание

  • Найдите в тексте слова, которые "озвучивают" стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро".
  • Какие согласные повторяются во 2-й и 3-й строках 4-й строфы?
  • Какая музыка, по- вашему, может сопровождать чтение стихотворения (грустная или весёлая, быстрая или медленная, громкая или тихая)?

6) Проверка результатов работы

КИНЕМАТОГРАФЫ

- Последовательно появляются изображения красивого зимнего пейзажа, уютной комнаты, бушующей метели, вьюги; пейзажа в блеске солнечных лучей, горящих в печи дров, ожидающего у крыльца коня и дороги к далёкому берегу.

ЛИТЕРАТОРЫ

- В 5 строфах ст-я встречаются:

  • олицетворения: "вьюга злится", "мгла носилась";
  • сравнения: "луна, как бледное пятно";
  • эпитеты: "мутное небо", "мрачные тучи", "весёлый треск", "янтарный блеск".

Однокоренные слова "блестя", "блеск" в описании пейзажа за окном и интерьера комнаты создают ощущение праздника.

ХУДОЖНИКИ

Предлагают нарисовать два пейзажа: на одном - мутное небо, жёлтая луна;

На другом - голубые небеса, чёрный лес и зелёные ели в блеске солнечных лучей. Краски для этих картин понадобятся разные: серые, неброские - для первой, яркие (зелёная и голубая) и немного серой - для второй.

МУЗЫКАНТЫ

Расслышали один звук - треск дров в печи. А иначе и быть не может, потому что зимой всё спит: Поэт помогает услышать этот звук, повторяя согласные [т], [р], [з], [с]. Темп и настроение музыки должны меняться: от восторженной интонации к тревожной и затем к радостной и спокойной.

III. Музыкальная пауза

- Много музыкальных иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина создал Г. Свиридов.

- Послушаем музыкальный фрагмент из его "Зимней дороги". Мне кажется, что эти произведения удивительно созвучны.

IV. Творческая работа

-Продолжи фразу: "Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро" :..

(Зачитывается несколько работ)

- Ни разу не звучит в стихотворении "Зимнее утро" слово Родина, и тем не менее в них рассказывается о самом дорогом для поэта: о родных местах, о великолепии природы, о сокровенных чувствах и близких людях. Из всего этого и складывается в стихотворении поэтический образ Родины. Посмотрите, как удивительно совпало пушкинское представление о Родине с нашими ассоциациями.

V. Работа над выразительным чтением

- Много раз звучало это стихотворение в исполнении выдающихся артистов. Одни читали его радостно, другие - печально и грустно.

- Как вы думаете, чего же всё-таки больше в стихотворении: радости или печали?

- Давайте вместе прочитаем удивительные пушкинские строки.

VI. Подведение итогов

- Что же самое дорогое для лирического героя?

- О чём он вспоминает и к чему стремится? (Берег)

- Что же на этом берегу? (Поля, лес, речка)

- Почему он так стремится к этому берегу? Как его называет? (милый)

- Подберите синоним к слову "милый" (дорогой, родной)

VII. Домашнее задание

  • Репродуктивный уровень.
  • Подготовить выразительное чтение.
  • Творческий уровень.
  • Нарисовать иллюстрацию.

Приложение.