1-й ведущий. По решению ЮНЕСКО 2009 год объявлен во всем мире как “Год Гоголя”, перед которым, по словам Тараса Шевченко, “должно благоговеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самой любовью к людям”.
2-й ведущий. “Он заставляет нас “…смеяться сквозь слёзы грусти и умиления”, - так сказал о Николае Васильевиче Гоголе Александр Сергеевич Пушкин.
1-й ведущий. Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в семье помещика. Его назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
2-й ведущий. Родители Гоголя были вполне обычные люди – добрые, набожные, в меру образованные, любили друг друга и жили в мире и согласии.
1-й ведущий. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д.П. Трощинского. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
2-й ведущий. Дома, вдохновившись отцовскими постановками, Николай пытался сочинять стихи. И ещё он рисовал и даже как-то организовал выставку своих картин в Васильевке.
1-й ведущий. Но пора было учиться. В 1819 году родители решили отправить мальчика в Полтавскую гимназию. Затем будущий писатель обучался в гимназии высших наук в г. Нежине Черниговской губернии. Здесь он познакомился с современной литературой, увлёкся театром.
2-й ведущий. После окончания гимназии Гоголь переехал в Петербург. В сентябре 1831 г. вышла первая часть “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Открыв книгу, мы сразу погружаемся в атмосферу яркого малороссийского праздника, где реальность переплетается с фантастикой, настоящее сменяется сказочным и чудесным прошлым
1. Сценка “Ночь перед рождеством”, 5 “А” класс
Сцена 1
Вакула: Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка. Оксане не минуло ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё на селе. Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили, и была капризна, как красавица. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным. Один только кузнец Вакула был упрям и не оставлял своего волокитства, несмотря на то что с ним поступаемо было ничуть не лучше, как с другими.
Оксана (вертясь перед зеркалом): Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша… Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уж и равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Не, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною муж мой! Он не вспомнит себя!
Вакула: Чудная девка! И хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!
Оксана: Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, как плавно я выступаю; у меня сорочка шита красным шёлком. А какие ленты на голове! Вам век не видать богаче галуна! Всё это накупил мне мой отец для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!
(И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца… Вскрикнула и сурово остановилась перед ним. Кузнец и руки опустил. Оксана уходит.)
Сцена 2
Вакула (стоит задумавшись): Смейся, смейся! Я сам смеюсь над собою! Думаю, и не могу вздумать, куда девался мой ум. Она меня не любит, - ну, бог с ней! будто только на всём свете только одна Оксана. Слава богу, дивчат много хороших и без неё на селе. Да что Оксана? с неё никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно пора престать дурачиться.
(На слайде появляется улыбающееся лицо Оксаны, звучит запись её голоса: “Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж!” Звучит запись хрустящего снега и звук полёта).
Сцена 3
Оксана (с изумлением и радостью): Ай!
Вакула: Погляди, какие я тебе принёс черевики! Те самые, которые носит царица.
Оксана: Нет! Нет! мне не нужно черевиков! Я и без черевиков… - Далее она не договорила и покраснела. (Уходят вместе)
1829–1835 гг:
“Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832)
“Женитьба” (1833 г.)
“Миргород” и “Арабески”(1835 г.) (на слайде. Приложение)
1-й ведущий. Пьеса "Женитьба" была переделана Гоголем из драматического отрывка "Женихи", уже готового в 1833 году. В отличие от "Женихов" действие в "Женитьбе" перенесено из украинской помещичьей среды в Петербург.
2-й ведущий. Собираясь жениться, Подколёсин прежде всего хлопочет о черном фраке, о сапогах, даже о ваксе. Невеста Агафья Тихоновна интересуется женихами прежде всего со стороны их плотности, дворянства, чинов. О человеке, о его душевных свойствах никто и не заикается. Чин видят, человека нет.
2. Сценка: отрывок из пьесы “Женитьба”, 7 “А” класс
Женитьба (по мотивам пьесы Н. В. Гоголя “Женитьба”)
(Со сценами из “Театрального разъезда”).
Действующие лица:
1-я дама - театралка.
2-я дама - театралка.
Фекла Ивановна - сваха.
Подколесин Иван Кузьмич - чиновник, надворный советник.
Кочкарев - друг Подколесина.
Степан - слуга Подколесина.
Пролог
Театральный разъезд. Две дамы перед дверью (занавесом) в театр ведут обычный светский разговор.
1- я дама. Хорошо, если бы полиция не далеко отогнала мою карету. Как зовут актера, который играет Подколесина? Он очень недурен.
2-я дама. Да, душечка, ты права. О-очень недурен. Я, собственно, из-за него и иду смотреть этот водевиль. Сказать тебе правду, я театр не очень-то люблю... Да! Рекомендую новый ресторан на Невском: вчера нам подали такие трюфели... Пальчики оближешь!
1-я дама. Ах, какая прелесть! Я так люблю все новое! Кстати, как тебе моя шляпка? Милая, не правда ли?
(2-я дама от восхищения всплескивает руками, будто до сих пор ее еще не видела). Шила у мадам Жюли! (Неожиданно толкает свою подругу, та оборачивается, и вдвоем они делают реверанс).
Обе (хором). Ах, князь!
Торопливо уходят, следуя за князем.
Явление 1
Комната холостяка. Подколесин один, лежит на диване с трубкой.
Подколесин. Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что, наконец, точно надо жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая, наконец, скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уже три месяца ходит. Право, самому как-то становится совестно. Эй, Степан!
Явление 2
Подколесин, Степан.
Подколесин. Не приходила сваха?
Степан. Никак нет.
Подколесин. А у портного был?
Степан. Был.
Подколесин. Что ж он, шьет?
Степан. Шьет.
Подколесин. И много уже нашил?
Степан. Да уж довольно. Начал уж петли метать.
Подколесин. Что ты говоришь?
Степан. Говорю: начал уж петли метать.
Подколесин. А не спрашивал ли он, на что, мол, нужен барину фрак?
Степан. Нет, не спрашивал.
Подколесин. Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться?
Степан. Нет, ничего не говорил.
Подколесин. Однако ж сукно-то на моем фраке, чай, получше, чем на других.
Степан. Да, ваше попригляднее.
Подколесин. Ну а не говорил ничего о том, что не хочет ли барин, дескать, жениться?
Степан. Нет. Об этом не заговаривал.
Подколесин. Ты, однако ж, сказал, какой на мне чин и где служу?
Степан. Сказывал.
Подколесин. Что ж он на это?
Степан. Говорит: буду стараться.
Подколесин. Хорошо. Теперь ступай.
Степан уходит.
Явление 3
Подколесин один.
Подколесин. Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого... вот позабыл слово! И хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе не переворачивай, а надворный советник - тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!
Явление 4
Подколесин, Степан.
Подколесин. А ваксу купил?
Степан. Купил.
Подколесин. Где купил? В той лавочке, про которую я тебе говорил, что на Вознесенском проспекте?
Степан. Да-с, в той самой.
Подколесин. Что ж, хороша вакса?
Степан. Хороша.
Подколесин. А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?
Степан. Нет.
Подколесин. Может быть, не говорил ли: не затевает ли, дескать, барин жениться?
Степан. Нет, ничего не говорил.
Подколесин. Ну, хорошо, ступай себе.
Явление 5
Подколесин один.
Подколесин. Кажется, пустая вещь, сапоги, а ведь, однако же, если дурно сшиты, да рыжая вакса... Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть Бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!
Явления 6-7
Подколесин, Степан.
Подколесин. Эй, Степан, я хотел тебе еще сказать...
Степан. Старуха пришла.
Подколесин. А, пришла! зови ее сюда.
Явление 8
Подколесин, Фекла.
Подколесин. А, здравствуй, здравствуй, Фекла Ивановна! Ну, что? Как? Возьми стул, садись, да и рассказывай. Ну, так как же, как? Как, бишь, ее: Меланья?
Фекла. Агафья Тихоновна.
Подколесин. Да, да, Агафья Тихоновна. И, верно, какая-нибудь сорокалетняя дева?
Фекла. Уж вот нет так нет; то есть как женитесь, так каждый день станете похваливать да благодарить.
Подколесин. Да ты врешь, Фекла Ивановна!
Фекла. Устарелая, отец мой, чтобы врать; пес врёт.
Подколесин. А приданое-то, приданое? Расскажи-ка вновь.
Фекла. А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что, истинно, удовольствие: один лабазник платит семьсот за лавочку; пивной погреб тоже большое общество привлекает; два деревянных хлигеря - один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте, каждый по четыреста рублев приносит доходу. Огород есть еще на Выборгской стороне.
Подколесин. Да собой-то какова, собой?
Фекла. Как рафинат! Белая, румяная, как кровь с молоком... Сладость такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот до этих пор довольны (показывая на горло), то есть и приятелю и неприятелю скажете: “Ай да Фекла Ивановна, спасибо!”
Подколесин. Да, ведь она, однако ж, не штаб-офицерша?
Фекла. Купца третьей гильдии дочь. Да уж такая, что и генералу обиды не нанесет. Княгиня просто.
Подколесин. Да ведь я-то потому тебя спрашиваю, что я надворный советник, так мне... понимаешь?.. (Пауза.) Ну, а кроме этой, других там нет никаких?
Фекла. Да какой же тебе еще? Уж это что ни есть лучшая! Уж вот третий месяц хожу к тебе, а проку-то ни на сколько: все сидит в халате да трубку, знай себе, покуривает. Ведь в голове седой волос уж глядит.
Подколесин. Что за чепуху несешь ты? Из чего вдруг угораздило тебя сказать, что у меня седой волос? (Щупает свои волосы.) Да врешь, я посмотрю в зеркало, где ты выдумала седой волос. Эй, Степан, принеси зеркало. Или нет, постой, я пойду сам. Вот еще, Боже сохрани, это хуже, чем оспа. (Уходит в другую комнату.)
Явление 10
Те же и Подколесин с зеркалом в руках, в которое вглядывается очень внимательно.
Подколесин. Где ж седой волос, что ты врешь? Никакого нет седого волоса.
Кочкарев (подкрадываясь сзади, пугает его). Пуф!
Подколесин (вскрикивая и роняя зеркало). Сумасшедший! Ну, зачем... зачем... Ну, что за глупости! Перепугал, право, так, что душа не на месте.
Кочкарев. Ну, ничего, пошутил.
Подколесин. Что за шутки вздумал! До сих пор не могу очнуться от испуга. И зеркало вон разбил...
Кочкарев. Послушай. Ведь я бы должен больше на тебя сердиться: ты от меня, твоего друга, все скрываешь. Жениться ведь вздумал?
Подколесин. Вот вздор, совсем и не думал.
Кочкарев. Да ведь улика-то налицо. (Указывает на Феклу.) Ну, что ж, ничего, ничего. Здесь нет ничего такого. Дело христианское, необходимое даже для отечества. Изволь, изволь, я беру на себя все дела. (Обращаясь к Фекле.) Ну, говори: как, что и прочее. Дворянка, чиновница или в купечестве, что ли, и как зовут?
Фекла. Агафья Тихоновна.
Кочкарев. Агафья Тихоновна Врандахлыстова?
Фекла. Ан нет - Купердягина.
Кочкарев. Хорошо, хорошо; теперь я все это обделаю; а ты ступай - в тебе больше нет нужды.
Фекла. Как так? Неужто ты сам свадьбу хочешь заправить?
Кочкарев. Сам, сам; ты уж не мешайся только.
Фекла. А, бесстыдник какой! Да ведь это не мужское дело. У людей только чтоб хлеб отымать, безбожник такой! В такую дрянь вмешался. Кабы знала, ничего бы не сказывала! (Уходит.)
Явление 11
Кочкарев. Ну, брат, этого дела нельзя откладывать - едем.
Подколесин. Да ведь я еще ничего. Я так только подумал...
Кочкарев (подталкивая Подколесина к двери другой комнаты). Пустяки, пустяки! Только не конфузься: я тебя женю так, что и не услышишь. Мы сейчас же едем к невесте, и увидишь, как все вдруг.
Подколесин, сопротивляясь, все-таки подчиняется Кочкареву. Вместе они уходят со сцены.
Явление 21
Снова появляются дамы-театралки. Они ждут карету.
1-я дама. Вот что значит русская комедия! Ничего смешного.
2-я дама. А я видела, как ты смеялась.
1-я дама. Да кто ж не смеялся? Все смеялись. А потом... Я патриотка. Надо смеяться, ну и смеюсь.
2-я дама. А мне, признаюсь, было грустно почему-то. Хотя я тоже смеялась.
1-я дама. Значит, комедия тебе не понравилась?
2-я дама. Ах, нет! Но мне было грустно оттого, что хотелось бы отдохнуть хоть на одном добром лице.
1-я дама. Следует сказать об этом автору. А впрочем, нечего на автора пенять, коли рожа крива!
Обе уходят.
1835–1842 гг.
“Ревизор” (1835 г., декабрь- первая редакция, постановка – апрель 1836 г.)
“Мертвые души”- первый том; (май 1842 г.)
“Сочинения” в 4-х томах (1843 г.) (на слайде)
1-й ведущий. В 1835 году у писателя возникли замыслы комедии “Ревизор” и поэмы “Мёртвые души”, определившие всю последующую судьбу Гоголя-художника.
2-й ведущий. 19 апреля 1836 года состоялась премьера “Ревизора” на сцене Александринского театра в Петербурге, на которой лично присутствовал Император Николай Павлович, самолично разрешивший публикацию и постановку пьесы. За экземпляр “Ревизора”, поднесённый Императору, Н.В.Гоголь получил бриллиантовый перстень.
1842–1855 гг. - последний период.
Работа над вторым томом “Мертвых душ”.
1847 г. – публикация книги “Выбранные места из переписки с друзьями”.
1852 г. - сожжение 2 тома “Мертвых душ” и личных бумаг (на слайде).
1-й ведущий. По мнению Николая Васильевича, писатель должен быть не только художником, но и учителем. Мир “Ревизора” и “Мёртвых душ” окутан атмосферой тайного учительства, которую писатель умело прикрывает присущим только ему юмором. “Изюминка” его творчества – это переплетение фантастики и реальности, преувеличение, доведённое до абсурда.
2-й ведущий. Гоголь говорит: “Насмешки боится даже тот, кто ничего не боится” (пишется на слайде)
1-й ведущий. “Вся дрянь лезет в голову оттого, что не работаешь” (на слайде)
2-й ведущий. “Пример сильнее правил”.
1-й ведущий. “Нет уз святее товарищества”.
2-й ведущий. “Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слёзы”.
1-й ведущий. Многие выражения из произведений Гоголя стали крылатыми:
2-й ведущий. “Подать сюда Ляпкина-Тяпкина” (на слайде)
1-й ведущий. “Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?”.
2-й ведущий. “Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем? – Борзыми щенками. Это совсем другое дело”
Молчи! Молчи, мой черный Гоголь!
Спины тебе не разогнуть!
Смеялся ты и плакал много ль,
Российский измеряя путь?
Какой мечтою сердце мучишь,
В какой дали ты видишь сон,
Когда летит от сизой тучи
Московский перекрестный звон?
Когда учебною стрельбою
В комки горячий воздух сбит
И вздрагивает под тобою
Пустынной площади гранит,
Всё сумрачней и безлюбовней
Следишь ты нашей жизни дым, -
На ведовской твоей жаровне
Мы, души мёртвые, горим.
(Надежда Павлович)