Цель урока: раскрыть своеобразие прологов трагедии “Фауст”, глубину взглядов автора на сущность человека.
Методические приемы: вступительное слово учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение фрагментов произведения, идейно-художественный анализ прологов трагедии, литературоведческая справка.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Иоганн Вольфганг Гете – самый выдающийся просветитель. Тонкий лирический поэт, драматург, романист, мыслитель, ученый и государственный деятель, занимавший пост министра, – так щедро одарила природа Гете. Он вступил в литературу как предромантик, увлеченный произведениями немецкого фольклора (баллада “Лесной царь”). Затем он создает “Страдания молодого Вертера” - одно из самых главных произведений европейского сентиментализма, а последний период творческой деятельности известен чеканными стихотворениями, которые утверждают поэтику классицизма. Дружба с Ф.Шиллером помогла писателю в поисках новых форм творческой выразительности.
2. Сообщение ученика о биографии И.В.Гете и истории создания трагедии “Фауст”
Гете (1749–1832) родился в г.Франкфурте-на-Майне, одном из “вольных городов”, входивших в состав тогдашней Германии. Отец его был зажиточный бюргер, человек образованный, имеющий степень доктора права. Будущий поэт получил хорошее по тем временам воспитание и образование. Но этим он больше всего обязан не учителям, а своему упорству в овладении знаниями и своей исключительной работоспособности. В университетах Лейпцига и Страсбурга он изучал юриспруденцию, медицину, литературу. В 1770 году становится участником движения “Буря и натиск”. Лирические стихотворения, созданные в эти годы, знаменовали собой новый этап в истории немецкой поэзии. Впервые в немецкой поэзии находит живое реалистическое воплощение родная природа. В этот же период в творчестве Гете появляется образ “бурного гения”, протестующего против всякого рода гнета. В 1775 году по приглашению молодого герцога Гете едет в г.Веймар – столицу маленького феодального государства. Вопреки интригам придворной знати, герцог вскоре делает молодого, умного, энергичного бюргера своим министром, постепенно передав в его руки все обязанности по управлению герцогством. В творчестве Гете этого периода утверждаются лирико-эпические жанры. Все чаще поэт обращается к балладе. В 1786 году Гете бросает все дела и уезжает в Италию, проводит там два года. Много и интенсивно работает: изучает итальянское искусство, римские древности, сам занимается рисованием, продолжает свои естественнонаучные наблюдения, работает над “Фаустом”. Здесь оформляется гетевский классицизм.
В 90-е годы ХУШ века Гете работает над большим романом – “Годы учения Вильгельма Мейстера”. Героем становится молодой бюргер, который пытается определить свое место в жизни. В эти годы он много занимается естественными науками: морфологией растений и животных, геологией, анатомией человека. Делает ряд важных научных открытий.
Около 1800 года Гете усиленно работает над первой частью “Фауста”. Именно в эти годы он придает истории исканий героя глубокий гуманистический смысл. В 1808 году первая часть выходит из печати. Вторая часть была завершена летом 1831 года. “У меня громадное преимущество, - говорил Гете в 1824 году, - благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события”. И весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии “Фауст”.
Учитель. “Фауст” - произведение необычайно сложное. Это драматическое произведение никогда не предназначалось для сцены. В самом начале работы над “Фаустом”, а писатель создавал это произведение тридцать лет, Гете видел именно театральный сюжет. Постоянно возвращаясь к нему, автор постепенно превратил его в грандиозное философское сочинение, в котором отразил свои взгляды на сущность человека.
3. Литературоведческая справка
Источником сюжета “Фауста” послужила народная книга ХУ1 века “История о докторе Иоганне Фаусте”, которая впервые была опубликована книгоиздателем И.Шписом в 1587 году. Публикации предшествовала устная и рукописная традиция. Сразу же вслед за ней начинается литературная судьба образа Фауста, впервые обработанного в Англии Кристофером Марло, спустя два-три года написавшим трагедию на этот сюжет. Немецкие писатели из литературного кружка “Буря и натиск” также заинтересовались текстом народной книги о Фаусте. Но их всех волновал вопрос контакта человека с силами ада, его наказание проникнуть в тайны ирреального мира. Гете принципиально меняет трактовку характера главного героя. Фауст Гете – это типический просветительский образ. Его главные качества – острый ум и стремление к познанию мира. Он воплощает идею человеческого прогресса, преобразования мира, его постоянного улучшения с помощью человеческой деятельности.
4. Работа с текстом. Идейно-художественный анализ прологов трагедии “Фауст”
Учитель: трагедия Гете начинается с трех небольших вступлений: “Посвящение” (1797 г.), “Театральное вступление” и “Пролог на небесах” (создавались с 1797 по 1801 гг.) Давайте поговорим о них.
Учащиеся читают “Посвящение”.
Вопрос учителя: к кому обращается поэт?
Примерный ответ учащихся: поэт обращается к себе, вспоминая свою юность; так в трагедии возникает тема “утраченной” молодости.
Вопрос учителя: какими чувствами охвачен поэт?
Примерный ответ учащихся: поэта переполняет волнующая грусть и радость, возрастающая власть давней мечты пленяет сознание. Туманные видения образуют нечто новое – они воскрешают стремление, возрождают новый творческий замысел автора.
Вопрос учителя: какие чувства в прологе вызывает “настоящее”?
Примерный ответ учащихся: грусть, одиночество поэта, его чуждость миру (толпе). (Зачитывается отрывок от слов “Кружок друзей рассеян по вселенной…” до слов “Кто жив еще, - рассеяны средь мира…”)
Вопрос учителя: с какими чувствами связана тема “прошлого”?
Примерный ответ учащихся: с вдохновением, с “былыми снами”, с юностью, веселыми днями, с полнотой жизни, с давним стремлением “туда, в мир духов, строгий и немой…”.
Вывод (проецируется на экран): в “Посвящении” из смутной тьмы возникают и проясняются памятные образы. Сила воображения делает их все более отчетливыми, настоящими и дает силу для новых образов, новых замыслов, т.е. “открывает” будущее.
Настоящее становится прошлым, прошлое, оживая, - настоящим и открывает путь будущему. Воображение, творчество поэта способно соединить времена, друзей, следовательно, постичь весь мир в его целостности.
Учащиеся читают “Театральный пролог”.
Вопрос учителя: какое развитие получает идея познания и целостности мира? Найдите в речи персонажей пролога слова, подчеркивающие эту мысль.
Примерный ответ учащихся: собеседники ведут речь о масштабном представлении, призванном поразить, пленить чувства людей, о таком зрелище, где сцена – весь мир.
Вопрос учителя: каковы взгляды Директора и Комика?
Примерный ответ учащихся: Директор – организатор, утверждающий необходимость постановки грандиозной пьесы. Он строг и серьезен. Самое важное, на его взгляд, - завладеть чувствами и деньгами публики. Его назидание Поэту – совершить чудо, поразить воображение зрителя. Для успеха хороши все средства. “Массу покоряют только массой”, поэтому представление должно быть огромным.
Комик – противник серьезности. Своим весельем он высмеивает пороки и недостатки. Его кредо – угождать публике. “Сварить питье по вкусу каждому, из жизни черпать материал”. Ведь зритель неприхотлив: “Что в сердце у него, то в пьесе видит он”. И роль Комика – возбуждать ироничное, негативное отношение ко всему плохому в мире и в себе. Высмеять – значит избавиться от дурных привычек. Ратуя за постановку пьесы, высмеивая негативное, Комик обостряет противоречие, помогает зрителям одолеть неизменные пристрастия, чем и способствует духовному подъему.
Вопрос учителя: какова позиция Поэта в этом споре?
Примерный ответ учащихся: взгляды Поэта возвышенны. Он отрицает грубое стремление Директора “одурачить толпу” и угодничество Комика, когда ложь и правда будут лишь развлекать публику. Поэт против скороспелых поделок. Призвание художника он видит в создании целостного, гармоничного произведения.
(Чтение отрывка: “Кто единичное искусно обобщает,
Объединяя все в торжественный аккорд…”)
Все силы своего духа Поэт устремляет к высокому, прекрасному, вечному, чтобы созданный шедевр возвышал, приносил пользу современникам и потомкам.
(Чтение отрывка: “Нет, лучше пусть годами дума зреет,
Чтоб совершенней стала красота!”)
Учащиеся читают “Пролог на небесах”.
Вопрос учителя: главный персонаж трагедии впервые появляется в “Прологе на небесах”. Найдите эпизод, в котором впервые звучит имя главного героя. В каком контексте звучит имя Фауста? О чем идет разговор между Богом и Мефистофелем?
Примерный ответ учащихся: речь идет о человеке, о его земных страданиях.
Вопрос учителя: в чем видит Мефистофель главную причину страданий человека?
Примерный ответ учащихся: главная причина – “отблеск Божественного света”; разум человека, который он употребил на то, чтобы “из скотов скотиной быть”. Мефистофель не верит в возможность человека улучшить мир.
Вопрос учителя: как характеризует Мефистофель Фауста?
Примерный ответ учащихся: “…но не такой, как все; он служит по-иному”.
Вопрос учителя: почему Мефистофель считает, что Фауст “рассудком слаб”?
Примерный ответ учащихся: Мефистофель, как дух отрицания, не верит в саму возможность человеческого познания. Фауст стремится найти истину, его мучают сомнения, он стремится к высшему познанию, хотя еще и “блуждает во мраке”, поэтому для Мефистофеля он – сумасшедший, хотя и не “труп”.
Вопрос учителя: можно ли на основании слов Бога о Фаусте предположить, одержит ли Мефистофель победу?
Примерный ответ учащихся: стремление Фауста к познанию – это “добро” для Бога, т.к. “чистая душа в своем исканье смутном/ Сознаньем истины полна”. Бог называет Фауста своим “рабом”. Это слово не содержит отрицательной характеристики героя. Оставаться “рабом Божьим” - это значит сохранять верность Богу.
“Но истины лучом он будет озарен”. Мефистофель не сможет одержать победу, потому что отрицание – это НИЧТО, а истина, даже ее часть, стремление к познанию – это НЕЧТО.
Вопрос учителя: чтение последнего монолога Бога. Какие качества человека могут погубить его душу, а какие - спасти?
Примерный ответ учащихся: слабость человека в его постоянном желании под тяжестью обстоятельств искать покоя. Сила – в его способности действовать, в способности понимать красоту святую и любить
Вывод (проецируется на экран): в “Прологе на небесах” намечен основной конфликт произведения: между покоем (отрицание, Ничто) и действием, поиском истины (Нечто); конфликт между Мефистофелем, цель которого заставить Фауста “остановить мгновение”, т.е. захотеть покоя, и Фаустом, который до своего последнего жизненного мгновения должен искать и бороться.
Домашнее задание (по группам):
1 группа – сцены 1 и 2.
- Почему страдает Фауст?
- В какой момент и почему Фауст заканчивает диалог с Вернером?
- Почему Фауст хочет отравиться? Что его останавливает?
2 группа – сцена 3.
- Как характеризует Фауста его попытка перевести Новый Завет?
- Какую характеристику дает себе Мефистофель? Что он понимает под “благом”?
3 группа – сцена 4.
- Определите границы эпизода “Заключение договора”.
- Как теперь хочет жить Фауст? Почему так принципиально меняются его жизненные ценности?
- Как характеризуют Мефистофеля слова, которыми он поясняет запись, сделанную в альбом ученику?
4 группа – сцена 5, 6.
- Почему в 5-ой сцене Фауст ничего не говорит? (Только приветствие и обращение к Мефистофелю)
- Почему в 6-ой сцене Фауст обращает внимание только на зеркало? Что он видит в нем?
5 группа – сцена 14.
- Как изменились взгляды Фауста на жизнь?
- В чем заключается символика названия сцены “Лес и пещера”?