Уроки, посвященные изучению творчества В.В. Маяковского, являются, на мой взгляд, одними из самых сложных уроков литературы в курсе 11-го класса. Сложность представляет и желание отойти от штампов, глубже проникнуть в суть стихотворений, которые одиннадцатиклассникам чаще всего бывают непонятны. Конечно, таких неординарных, самобытных мастеров слова в русской литературе достаточно, однако, почему-то именно имя Владимира Маяковского вызывает в сознании детей в первую очередь протест. Поэтому задача уроков – не просто познакомиться с удивительным поэтом, а попытаться полюбить его, понять его самого, а через понимание личности понять его стихотворения.
Предлагаемый урок – литературная композиция является вторым в теме: “Творчество В. В. Маяковского” и рассчитан на два часа. На первом уроке задача учителя – выявить первичное восприятие стихотворений Маяковского. Я задаю всего лишь один вопрос, на который учащиеся должны высказаться предельно откровенно: “В одном из своих стихотворений В. Маяковский писал: “Я ваш поэт”. Ваш ли поэт Владимир Маяковский?” Естественно, что больше половины детей отвечают, что читать стихи трудно, приводят примеры строк, в которых они “ни слова не понимают”, что им ближе Пушкин, Есенин и другие “нормальные” поэты, что Маяковский вообще не поэт и не стоит его изучать в школе. Наверное, каждый литератор слышал что-либо подобное. И, таким образом, задача второго урока – переломить эту ситуацию, удивить, заинтересовать, покорить сердца ребят самой личностью поэта. Для этого надо организовать “встречу с Маяковским”.
Цели урока:
- Познакомить с творчеством раннего Маяковского, Маяковского-футуриста;
- Показать неординарность Маяковского как личности и как поэта, его отличие от других поэтов, дать понятие о футуризме как литературном течении;
- Заинтересовать учащихся творчеством Маяковского, побудить их к более осмысленному пониманию сложных текстов поэта;
- Насладиться ранними стихотворениями Маяковского (в записи и в исполнении учащихся).
Достижению целей урока помогает необычная форма занятия. Классный кабинет превращается в артистический подвал “Бродячая собака”. Учащиеся – зрители, пришедшие на вечер Маяковского. Роль поэта выполняет наиболее подготовленный и внешне похожий ученик. Также в композиции участвуют две женщины: одна – обвинительница Маяковского, не принимающая его стихов, другая – поклонница поэта.
Оформление кабинета:
На дверях в класс висит табличка и афиша:
Артистический подвал “Бродячая собака”
Гениальный поэт современности
Владимир Маяковский
читает свои стихи и
отвечает на вопросы слушателей.
На доске записана тема урока, помещен портрет Маяковского и представлены обложки первых публикаций поэта: “Пощечина Общественному Вкусу” (1912г.), “Я!” (1913г.), “Дохлая Луна” (1914г.), “Облако в штанах” (1915г.)
На потолке вверх ногами висит рояль (нарисован).
Парты в классе расставлены в произвольном порядке.
Ход урока.
1. Начало урока.Звучит отрывок (в записи) из поэмы В. Маяковского “Во весь голос” (литературная композиция о творчестве В. Маяковского “Уважаемые товарищи потомки…” Автор: Е. Коношенко, исполняет В. Никулин).
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем г….
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор.
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Учитель: Осенней ночью 1912г. на Сретенском бульваре в Москве прогуливались двое: коренастый, плотный мужчина лет тридцати и высокий, худой, неважно одетый молодой человек. Они о чем-то спорили. Остановились. Молодой человек, скрывая волнение и оттого не совсем уверенно владея своим великолепным рокочущим басом, прочитал стихи. Сказал спутнику, что это стихи одного его знакомого. На ночном бульваре разыгралась бурная сцена.
- Да это же вы сами написали! – воскликнул коренастый мужчина. – Да вы же гениальный поэт.
Утром следующего дня молодой человек – Владимир Маяковский – был публично объявлен гениальным. “Пришлось писать”. И тогда появилось “первое профессиональное” стихотворение “Ночь”, потом – “Утро”. Спутником Маяковского был Давид Бурлюк.
А 17 ноября в артистическом подвале “Бродячая собака” состоялось первое публичное выступление Маяковского с чтением стихотворений.
Давайте заглянем в этот артистический подвал, где уже не в первый раз шокирует своими стихами поэт Владимир Маяковский.
2. Основная часть.В класс входят две женщины:
I – Дорогая, вы слышали про какое-то новое течение, футуризм, кажется?
II – О, это чрезвычайно интересно!
I – Признаться, я ничего не вижу в этом интересного. Это просто какой-то балаган! И зачем они повесили рояль?! Ничего не понимаю.
II – Сядемте. Надеюсь, сегодня вы все поймете.
(Учащийся делает небольшое сообщение о футуризме как литературном течении)
Крик в зале: - Маяковский! Идет Маяковский.
Входит Маяковский.
I женщина – И это гениальный поэт?! Пугало какое-то.
Маяковский (встает перед публикой):
- Милостивые государыни и милостивые государи! Я – нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие.
Я – циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в десертную тарелку.
Я – рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя…
Я – …
Так вот, господа пишущие и говорящие обо мне, надеюсь, после такого признания вам уже незачем доказывать ни в публичных диспутах, ни в проникновенных статьях высокообразованной критики, что я так мало привлекателен.
Таков вот есть Владимир Владимирович Маяковский, молодой человек двадцати двух лет.
(Учащийся сообщает основные моменты биографии Маяковского до Октября, его приход в футуризм).
Реплика из зала (любой учащийся из класса): - Убедительно просим, продекламируйте любое свое стихотворение.
Маяковский: - Я не декламирую, а читаю. Причем, я хочу, чтобы меня слушали не только вы, но и будущие поколения. Я думаю, что достоин грампластинки, а не просто рупора.
(Звучит стихотворение “Послушайте!” в исполнении автора).
Маяковский: - А теперь я отвечу на все ваши вопросы.
(учащиеся задают вопросы, подготовленные заранее)
I – А зачем вы рояль повесили?
Маяковский:
- Потерпите до конца, узнаете.
II – Как вы себя чувствуете в русской литературе?
Маяковский: - Ничего, не жмет.
III – Маяковский, почему вы себя так хвалите?
Маяковский: - Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.
IV – Почему вы все пишете о недостатках, о грязи, а не пишете о прекрасном, о розах?
Маяковский: - Я не могу не писать о грязи, об отрицательном, потому что в жизни еще очень много дряни. Я помогаю выметать дрянь эту. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них…
V – Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
Маяковский: - Мои стихи не море, не печка и не чума.
VI – Маяковский, ваши стихи неприятно слушать, хочется уйти с вечера!
Маяковский: - О качестве моих стихов мне говорить неудобно, но знаю, что с моих вечеров еще никто не уходил.
VII – Ваши стихи мне непонятны.
Маяковский: - Ничего, ваши дети их поймут.
VII – Нет, и мои дети их не поймут.
Маяковский: - А почему вы так убеждены, что дети ваши пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее, а они будут похожи на нее?
VIII – Пушкин понятнее вас.
Маяковский: - Пушкина читают сто лет. Не успел еще ребенок родиться, а ему уже читают “Евгения Онегина”. Но современники говорили, что от чтения Пушкина скулы болят. До того трудным казался тогда его язык. В наше время, конечно, приятно его почитать – нет слов. Это добросовестнейший поэт. Квалифицированный читатель – рабочий, крестьянин, интеллигент – должен знать Пушкина, но не следует впадать в крайности и читать только его. Я лично очень люблю Пушкина.
IX – А часто ли вы заглядываете в Пушкина?
Маяковский: - Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть.
X – Уверены ли вы в том, что ваше творчество доступно массе?
Маяковский: - Не всем доступно. Еще далеко не все привыкли к стихам. Но если стихи будут внимательно читать и, как полагается, по нескольку раз, то через 15 лет они будут доступны почти всем, а это будет большим достижением.
XI – Вы придаете большое значение личному чтению своих стихов. После вашего чтения стихи становятся понятнее. А после вашей смерти как быть грядущим поколениям, желающим прочитать ваши стихи?
Маяковский: - Не беспокойтесь, сами разберутся. Стихи читаются не только вслух. Одно из свойств моих стихов, безусловно, будет утрачено, но останется над чем подумать и поломать голову потомкам.
XII – А все же, Маяковский, кто будет читать ваши стихи после вашей смерти?
Маяковский: - Вы. А если не вы, то ваши дети. Я верю, “мой стих громаду гор пробьет”, и я буду беседовать с грядущим поколением, “как живой с живыми говоря”.
Учитель: Действительно, сейчас Маяковский разговаривает с нами как живой с живыми. Разговаривает посредством своих стихов. Давайте прочтем некоторые из них.
(учащиеся читают стихотворения раннего Маяковского: “Ничего не понимают”, “Вот так я сделался собакой”, “Себе, любимому, посвящает эти строки автор”, “Вам”, “Хорошее отношение к лошадям” и др.)
Учитель: Вы заметили, что читать стихотворения Маяковского очень сложно. Вы говорите, что в них нет рифмы, мелодии. “С самого раннего детства я не любил поэтичность” – говорит поэт. Он считал, что мелодичность не нужна – необходим ритмичный стих. “Сначала у меня возникает ритм стихотворения, а потом уже оно само”. Но, несмотря на отсутствие мелодичности, на стихи Маяковского написаны романсы, которые мы сейчас и послушаем.
(в записи звучат стихотворения: “Скрипка и немножко нервно”, “А вы могли бы”, “Послушайте” в исполнении В. Яхонтова, а также романсы М.Таривердиева на стихи Маяковского: “А вы могли бы”, “Послушайте”)
Маяковский: читает стихотворение “Нате!”
- Ну, на остальные вопросы ответить не успею. Приходите за ответами через 100 лет.
XIII – Позвольте, но зачем же вы рояль повесили?
Маяковский: - Так чтобы заинтересовать вас и заставить высидеть всех до конца нашего вечера.
XIV – Маяковский! Вы что, полагаете, что мы все идиоты?
Маяковский: - Ну что вы! Почему все? Пока я вижу перед собой только одного… Всего хорошего. (уходит)
Диалог двух женщин:
I – Нет, это просто неслыханная наглость, хулиганство! Да он отъявленный хулиган. Что он себе позволяет?!
II – Милая, вы его совсем не знаете. Публика, знающая его только по выступлениям, понятия о нем не имеет. В жизни это совсем другой человек. В сущности, он очень застенчивый. Скандалист на эстраде, он в жизни самый скромный человек из всех наших писателей. Говорят, он очень боится одиночества, и поэтому много выступает, всегда стремится быть на людях. Слышала, что он тяжело пережил любовную драму. Влюбился с первого взгляда в молодую девушку и даже посвятил ей целую поэму.
Учитель: Поэма, о которой идет речь, - это поэма “Облако в штанах”, девушка – юная Мария Александровна Денисова. С Машенькой Денисовой Маяковский познакомился в Одессе во время турне футуристов по России. В Одессе Маяковский влюбился, влюбился с первого взгляда в девушку необыкновенного обаяния и, как потом оказалось, сильного характера. Маяковский ей нравился, она увлеклась им, но от решительного шага отказалась. И не потому, что была нерешительна. Было что-то другое, что мешало сделать еще один шаг навстречу Маяковскому, что-то другое, обо что билось терзаемое нетерпением и страстью сердце поэта. Любовь – тайна, и никому не дано разгадать ее. После последнего свидания с Марией Маяковский был мрачен и молчалив. А уже по дороге в следующий город, в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы.
I женщина – Да вы что! Я слышала, что он посвятил ее женщине, причем замужней. Лилия Брик, так, кажется, ее зовут.
Учитель: - Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В это же время Маяковский познакомился с Лилей Юрьевной Брик, которой читал поэму полностью и тут же просил разрешения посвятить ей свое произведение. Так на поэме, которая родилась из одной драмы любви, появилось имя (“Тебе, Лиля”) персонажа другой любовной драмы, заполнившей многие годы жизни, гораздо более напряженной и испепеляющей по своему внутреннему содержанию.
(учащийся делает небольшое сообщение о Лиле Брик. Звучит стихотворение “Лиличке. Вместо письма” в исполнении В. Яхонтова)
Учитель: - Почему? Почему он мог написать поэму об одной женщине и посвятить ее другой? Этот вопрос задавала Маяковскому Л. Ю. Брик. Что он ответил ей мы узнаем на следующем уроке.
3. Заключение.Учитель: - А сегодня мы прощаемся с ранним Маяковским, Маяковским – футуристом. Впереди – поэма “Облако в штанах”, впереди – революция, которой Маяковский будет служить всем сердцем, впереди – радости и огорчения, взлеты и падения.
Сегодня Маяковский попытался “шагнуть через лирические томики” и “сам рассказать нам о времени и о себе”. Ему это удалось?
(учащиеся высказываются, изменилось ли их мнение о Маяковском, что поразило, что привлекло внимание)
4. Домашнее задание:
Прочитать поэму “Облако в штанах”. Попытаться выделить “четыре крика четырех частей”.
Литература:
- Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу. – М.: “Сов. Россия”, 1978.
- Маяковский В. Сплошное сердце: Стихотворения и отрывки из поэм / Сост., предисл.и примеч. Вл. Смирнова. – М.: Дет. лит., 1983.
- Маяковский В. В. Сочинения в двух томах / Сост. Ал. Михайлова; Вступ. ст. А. Метченко; Прим. А. Ушакова. – М.: Правда, 1987.
- Фонохрестоматия. Литературная композиция о творчестве Маяковского “Уважаемые товарищи потомки…” Автор: Е. Коношенко, исп. В. Никулин.