Цели:
- прочитать и проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву»;
- помочь учащимся понять гражданские идеалы А.С. Пушкина, его поколения;
- развивать навык анализа лирического стихотворения;
- воспитывать нравственное качество гражданской зрелости.
Оборудование: МР3 диск с записью Б.Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство…» и песней А. Пахмутовой и А. Добронравова «Как молоды мы были…», портрет П.Я. Чаадаева
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
Звучит песня Б. Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство…»
– Сегодня мы продолжим разговор об А.С. Пушкине, о его стихотворениях. Попробуем увидеть, услышать, понять, какие мысли, чувства владели поэтом в Петербургский период жизни. А начнём урок мы с песни Б. Окуджавы, почему именно с нее, вы ответите мне в конце урока. Запишите тему.
II. Беседа, предваряющая разговор о стихотворении «К Чаадаеву»
– Ребята, давайте вспомним, когда сложились у
А.С. Пушкина свободолюбивые взгляды и настроения,
близкие по своему содержанию идеалам
декабристов? (В Лицее)
– Да, еще в лицейские годы. В одном из
стихотворений юного Пушкина, «К Лицинию», есть
такие строки:
Кипит в груди свобода…
и еще более откровенные:
Я рабство ненавижу…
Это написал Пушкин-лицеист. И мы с вами знаем, что неслучайно Лицей называли «рассадником вольномыслия».
Мысли о свободе, о равенстве людей, о борьбе с самодержавием, боль за судьбу «падших рабов», гнев на тиранов – с еще большей силой эти мысли зазвучали в стихах поэта петербургского периода жизни. Вот, например, строки из его стихотворения «Андрей Шенье»:
Твой светоч, грозно пламенея,
Жестоким блеском озарил
Совет правителей бесславных,
Твой бич настигнул их, казнил –
Сих палачей самодержавных.
Твой стих свистал по их главам!
– Поэтическая лирика Пушкина этого периода с такой художественной силой запечатлела крепнувшие в обществе настроения протеста против рабства и беззакония, что открыла новую страницу в истории русской вольнолюбивой лирики. Какие вы можете назвать стихи, где бы звучали мысли о свободе, вольнолюбивые идеи? (Ода «Вольность», «Сказки. Noёl» – «Ура, в Россию скачет кочующий деспот» и др.)
III. Беседа. Творческий поиск. Стихотворение «К Чаадаеву» (1818г.)
– Ребята, каков же пушкинский идеал, его
«символ веры», каковы его сокровенные думы о
судьбе Родины и о своем предназначении?
– Теперь обратимся к стихотворению «К Чаадаеву».
Это стихотворное послание. (На доске записано: Послание
– литературное произведение в форме обращения к
кому-нибудь)
– К кому оно обращено?
– Кто такой Петр Яковлевич Чаадаев?
– Что вы можете рассказать о нем и о его жизни?
– Какова история его взаимоотношений с А.С.
Пушкиным?
– Назовите еще произведения, посвященные этому
человеку? («Чаадаеву», Х глава «Евгения
Онегина», «К портрету Чаадаева»)
– Вот какие прекрасные строки есть у А.С. Пушкина
о своем с лицейских лет – и навсегда – друге
(стихотворение «Чаадаеву»):
Ты был целителем моих душевных сил;
О неизменный друг, тебе я посвятил
И краткий век, уже испытанный судьбою,
И чувства – может быть спасенные тобою!
И далее:
Ты другу заменил надежду и покой…
* * *
Твой жар воспламенял к высокому любовь…
– Что «высокое» имеет в виду А.С. Пушкин? (Свобода
человеческой личности, идеалы добра)
– Ребята, думали ли вы, зачем живете на земле?
– Как только человек задает себе вопрос: «Зачем я
живу на земле?» – он совершает огромный
переворот в самом себе. Мы сейчас прочитаем
прекрасные слова, рожденные любящим сердцем
верного друга. Итак, слушаем послание «К
Чаадаеву» (Чтение учителя или подготовленного
ученика)
– Как звучит это стихотворение? (Очень интимно,
это выражение сокровенных мыслей)
– А почему? Кому мы обычно доверяем свои мысли,
планы, сомнения? (Друзьям, а это стихотворение
обращено к другу)
– Теперь обратимся к 1-м строкам стихотворения:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
– Как вы думаете, почему «любовь, надежду, тихую
славу» поэт называет «юными забавами», а мечты об
этом – обманом?
– Теперь уже иные чувства владеют поэтом. Какие?
Какое желанье?
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой…
– Теперь уже поэтом владеют иные желанья: не
тихая слава, а слава героических подвигов во имя
вольности святой, освобождения страждущей
Отчизны.
Тут еще и внутренний спор с собой, со своими
сомнениями и с Чаадаевым. У Петро Яковлевича были
в то время настроения неверия в идеалы свободы, в
то, что «Россия вспрянет ото сна…»
– Подумайте, почему власть названа «роковой»?
– Какое слово повторяется в стихотворении?
Почему? (Пока...)
– Теперь найдутся строки, которые передают
страстное ожидание свободы?
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
– Как вы думаете, почему А.С. Пушкин сравнивает
ожидание «минуты вольности святой» с ожиданием
любовного свидания?
– Как же движется пушкинская мысль в
стихотворении?
– Посмотрите, то, что волновало и воодушевляло
юношу – «любовь, надежда, тихая слава» – и носило
личный характер, теперь уступает место порывам
свободолюбия, не менее пылким, чем прежние
чувства, но более широким, обращенным уже к
нуждам человека или всей Родины? (Да, Родины,
Отчизны)
– Это нравственное взросление человека,
нравственная позиция А.С. Пушкина, а если брать
шире – каждого человека. Это пробуждение
человеческой души, естественный шаг взросления,
необходимое условие прихода «вольности святой».
Проснуться, быть нужным Отчизне должен каждый!
Пушкин об этом говорит так:
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
– Ребята, как вы думаете, почему поэт ставит
рядом слова Отчизна и свобода? (Чтобы Отчизна
была счастлива, нужна свобода)
– Что же будет наградой за веру, за порывы души?
(И на обломках самовластья напишут наши имена!)
– Это уже какая слава? Тихая? (Нет, громкая,
историческая, это уже признание потомков,
будущего поколения)
– Почему свободу Пушкин называет «звездой
пленительного счастья»? Давайте подумаем!
– Как вы думаете, почему люди часто смотрят на
звезды? Они манят нас как что-то далекое,
прекрасное, но труднодостижимое. Звезды,
звездное небо испокон веков были олицетворением
света и вечности добра. В этом смысле «звездное
небо» – важнейшая тема мировой культуры. Как
моряки держат курс корабля по звездам, так
человек должен следовать нравственному закону,
простому для понимания и трудному для
исполнения, отклонение в том и другом случае –
плачевно. Вот известное суждение философа Канта:
«Две вещи наполняют душу новым и нарастающим
удивлением и благоговением, чем чаще, чем
продолжительнее мы размышляем о них, – звездное
небо надо мной и моральный закон во мне». В
русской литературе этот «этический космизм»
получил гениальные воплощения (Тютчев, Фет,
Заболоцкий…). И безусловно, не случайны
последние строки романа «Белая гвардия»,
написанного М. Булгаковым: «Все пройдет.
Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет,
а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и
дел не останется на земле. Нет ни одного человека,
который бы этого не знал».
И для Пушкина – это и вера в счастье и трудность
достижения его. Ведь звезда – далекая. Или
звезда – это солнце. Посмотрите, поэт
употребляет глагол «взойдет», а всходит обычно
солнце, которое несет свет и тепло. Помните, мы с
вами говорили, что Пушкин бывал на собраниях
тайного общества «Зеленая лампа»? А девизом
этого общества были слова: «Свет и надежда» –
верность идеалам декабристов. Вы, наверное,
смотрели фильм о декабристах. Его название –
пушкинская строчка «Звезда пленительного
счастья».
А теперь сделаем некоторые выводы:
– Почему это стихотворение было так дорого
декабристам?
– Каким целям оно служило? К чему призывало?
– Наверное, неслучайно за месяц до восстания
писал он А.С. Пушкину:
«На тебя устремлены глаза России; тебя любят,
тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и
Гражданин».
– А теперь мне хочется предложить вам песню А.
Пахмутовой и А. Добронравова «Как молоды мы
были…». Слушая, отыщите в ней самые главные для
вас слова, которые были бы созвучны пушкинским
мыслям. («Ничто на Земле не проходит бесследно, И
юность ушедшая все же бессмертна…» или «Чтоб
тебя на Земле не теряли, Постарайся себя не
терять…»).
– И только от нас с вами зависит, какой след мы
оставим на земле.
– Это стихотворение – послание другу. А только
ли ему? (Нет, это обращение к нам, потомкам.)
IV. Заключение
– Итак, заканчивая наш сегодняшний разговор,
еще раз слушаем песню, с которой начался урок «На
фоне Пушкина снимается семейство…».
– Как вы думаете, почему именно с нее мы начали
урок?
Слово учителя. Жизнь А.С. Пушкина и его поэзия неотделимы от нашей истории. Чувства, владевшие поэтом, оказывается, знакомы и нашим современным художникам слова, и нам самим. Имя Пушкина мы знаем с детства, поэтому хорошо понимаем его поэзию, проникаемся ее настроениями.
V. Домашнее задание
Выучите наизусть стихотворение «К Чаадаеву».
Стихотворения А.С.Пушкина (Приложение 1)