Сценарий вечера, посвященного авторской песне "Мы сами себе выбираем маршруты"

Разделы: Литература, Музыка, Внеклассная работа, Классное руководство


Оборудование:

  • портреты В.Высоцкого, Ю.Визбора, Ю.Кима, А.Галича и других  авторов  - исполнителей;
  • видеозапись  Грушинского  фестиваля;
  • отрывки из кинофильмов «Весна на заречной улице», «Летят  журавли»;
  • на авансцене – гитара.

ХОД ВЕЧЕРА.

На сцену выходят несколько Ведущих:

– Самодеятельная песня. Что же это за явление? Сегодня  уже можно говорить о самодеятельной песне как о явлении историческом, культурном, искусствоведческом.

– Удивительно, что для обозначения  этих песен используется несколько  определений: авторские, студенческие, туристские, и каждое их  них  отражает  какую-нибудь  грань  или  сторону этого явления

– Мы слышим  их  в исполнении  авторов и просто  любящих  петь  знакомых  и незнакомых людей, мы слышим их  в поездах, командировках, на слетах и фестивалях, в походах у костра, на концертах в огромных  залах или вечерах.

– Традиция создавать песни с ярко  выраженной авторской  позицией  существовала давно. Вспомним «Смело товарищи в ногу» или «Там, вдали  за рекой». Песни, сочиняемые непрофессиональными музыкантами, появились  в предвоенные и в военные годы.

– Но когда говорят о современном жанре самодеятельной (авторской) песни как о массовом движении, мы вспоминаем 50-60 годы.

– Это было время, когда люди особенно стремились честности, правдивости, вниманию к душевному миру человека. Вспомним 50годы. Все смотрели 2Балладу о солдате», «Весну на Заречной улице» и «летят журавли», зачитывались В.Дудинцевым и Ю.Бондаревым, ходили в Современник». А молодые поэты А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко декламировали свои стихи прямо на площадях и стадионах.

Демонстрируются отрывки их художественных фильмов, запись выступлений Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной.

– В потоке блистательных имен отнюдь не затерялись, казалось бы негромкие голоса Юрия Визбора, Ады Якушевой, Булата Окуджавы.

– В Москве и Ленинграде, Челябинске и Казани, Одессе и Свердловске стаи возникать КСП (клубы самодеятельной песни). Песенное творчество превратилось в массовое общественное движение, объединившее в свои ряды тысячи любителей самодеятельных песен.

– Однако чем песня жива, почему она привлекает людей? Должна быть  хорошей музыка? Да. Хорошим текст? Да. Хорошим исполнение? Да. Но  почему все-таки нередко остаются на десятилетия и века песни, казалось бы, бесхитростные по тексту и напеву?

– Конечно, в песнях, создаваемых инженерами, геологами, рабочими, конечно, возможны литературные и музыкальные огрехи, да их  и не всегда полезно  исправлять. Ценность их в том, что авторы стремятся отобразить мир таким, каков он есть на самом деле…без шаблона, без фальши.
– Самодеятельная песня жива людьми, которые хотят ее петь или слушать, и теми, у которых есть  особый дар создавать песни. Пройдет время – и по голосам бардов будущие поколения тоже будут судить о нашем времени, о наших бедах и радостях, о наших проблемах и отношении к ним.

– Вот уже три поколения тянутся ко всему живому, что есть в самодеятельных  песнях. Все авторы этих песен абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим. Мажорный, солнечный, всегда с юморком, Юлий Ким поет  совсем иначе, чем нервный, звучащий подчас трагически  Евгений Клячкин. Юрий Визбор – это  распахнутые ветра, простор  равнин, вечность гор, Ада Якушева – сама женственность, Александр  Городницкий – сама  мужественность, Виктор Берковский – темперамент и экспрессия, Сергей Никитин – мелодичность, задушевность и затаенностью

– И тем очевидней проступает то общее, что объединяет всех их: стремление к истине, неприятие лжи и фальши. Сегодня эти песни звучат и по радио и по телевидению, в кинофильмах и спектаклях.

– Что  же касается того, что самодеятельные песни называют туристскими, то действительно – многие из них рождены именно в дороге или по впечатлениям от походов, путешествий, экскурсий, экспедиций, или в мечтах о синих горах, зеленых озерах, далеких странах.

– Туристские песни – это далеко не всегда песни о палатках, дорогах, кострах. Говоря об этих песнях, надо, прежде всего, говорить о людях, ведущих активный образ жизни, стремящихся отдыхать содержательно, интересуясь  миром во  всем его  многообразии не только через экран телевизора. Ведь туризм для многих людей – не хобби, не развлечение, а образ жизни.

– Сами же туристы, альпинисты, геологи, путешественники никогда не делят  обширный мир  песен на песни туристские и не туристские.

– И звучат эти разнообразные по тематике песни  от Кавказа до Печоры, от Сахалина до Ужгорода, на всех  широтах и меридианах. Звучат, переполненные истинного патриотизма, мужества, романтики непременно юмора.

Демонстрируется отрывок из концерта авторской песни на Грушинском фестивале.

– Семь основных нот в музыке, семь цветов радуги. И каждому цвету радужного спектра найдется соответствие в многоголосии и многозвучии этих песен.

– Вот цвет красный. Цвет крови, пролитой на фронтах Великой Отечественной войны. Сильна нота памяти  минувшей войны. Немало песен о войне, созданных уже в мирное время, написанных участниками, известными поэтами М.Анчаровым и Б.Окуджавой и др.

Звучат  песни В.Высоцкого «Он  не вернулся из  боя», В.Егорова «Облака», С.Никитина и С.Крылова «Маленький трубач» в исполнении учащихся.

– Оранжевый и желтые цвета сливаются в один – золотой: цвет  фантазии, мест, романтики. Романтическая традиция в самодеятельной песне отражает  святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться крылатой мыслью туда, где он не был, где можно узнать что-то новое, неизвестное.

Звучат песни Ю.Кукина «За туманом), В.Канера «А все кончается», С.Никитина «Брич-Мулла», Ю.Визбора «Домбайский вальс».

– И зеленый необычайно интенсивен  в палитре красок самодеятельных Только из песен о природе можно составить большой тематический сборник, ведь раздумья о природе – повод для размышления о любви и разлуке, о трудностях и превратностях, свойственных жизни песен.

Звучат песни Е.Бачурина «Дерева», А.Якушевой « В речке каменной», А.Городницкого «Снег».

– Два последующих цвета невольно напоминают о прогулках влюбленных под луной, о мягком свете звезд. В этих песнях все оттенки любовного  чувства, которые доступны человеку. В них  поют о любви цветущей, о любви ушедшей, о предчувствии любви. Существует  много  песен  о любви неразделенной, о любви бесшабашной. Поют и в шутку и всерьез.

Песни Ю.Визбора «Ты у меня одна», В.Миляева «Весеннее танго», А.Якушевой «Ты – мое дыхание», С.Никитина «Под музыку Вивальди», «Если у вас нету тети», А.Городницкого «Перекаты».

– Но не всегда жизнь воспринимается человеком лишь  в мажоре. Как нет радуги без  фиолетового цвета, так нет жизни без огорчений. Походы, путешествия, длительные экспедиции непременно сопровождаются разлуками и ожиданиями. А значит всегда жива тоска по дому, грусть от разлуки с любимыми  и друзьями.

В заключение  звучит песня Ю.Визбора «Солнышко лесное» исполнении учащихся, гостей, зрителей.

Используемая литература

Андреев Ю.А. «Среди  нехоженых  дорог одна – моя» (сборник туристских песен) – М.,1989 г.