Оборудование:
- портреты В.Высоцкого, Ю.Визбора, Ю.Кима, А.Галича и других авторов - исполнителей;
- видеозапись Грушинского фестиваля;
- отрывки из кинофильмов «Весна на заречной улице», «Летят журавли»;
- на авансцене – гитара.
ХОД ВЕЧЕРА.
На сцену выходят несколько Ведущих:
– Самодеятельная песня. Что же это за явление? Сегодня уже можно говорить о самодеятельной песне как о явлении историческом, культурном, искусствоведческом.
– Удивительно, что для обозначения этих песен используется несколько определений: авторские, студенческие, туристские, и каждое их них отражает какую-нибудь грань или сторону этого явления
– Мы слышим их в исполнении авторов и просто любящих петь знакомых и незнакомых людей, мы слышим их в поездах, командировках, на слетах и фестивалях, в походах у костра, на концертах в огромных залах или вечерах.
– Традиция создавать песни с ярко выраженной авторской позицией существовала давно. Вспомним «Смело товарищи в ногу» или «Там, вдали за рекой». Песни, сочиняемые непрофессиональными музыкантами, появились в предвоенные и в военные годы.
– Но когда говорят о современном жанре самодеятельной (авторской) песни как о массовом движении, мы вспоминаем 50-60 годы.
– Это было время, когда люди особенно стремились честности, правдивости, вниманию к душевному миру человека. Вспомним 50годы. Все смотрели 2Балладу о солдате», «Весну на Заречной улице» и «летят журавли», зачитывались В.Дудинцевым и Ю.Бондаревым, ходили в Современник». А молодые поэты А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко декламировали свои стихи прямо на площадях и стадионах.
Демонстрируются отрывки их художественных фильмов, запись выступлений Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной.
– В потоке блистательных имен отнюдь не затерялись, казалось бы негромкие голоса Юрия Визбора, Ады Якушевой, Булата Окуджавы.
– В Москве и Ленинграде, Челябинске и Казани, Одессе и Свердловске стаи возникать КСП (клубы самодеятельной песни). Песенное творчество превратилось в массовое общественное движение, объединившее в свои ряды тысячи любителей самодеятельных песен.
– Однако чем песня жива, почему она привлекает людей? Должна быть хорошей музыка? Да. Хорошим текст? Да. Хорошим исполнение? Да. Но почему все-таки нередко остаются на десятилетия и века песни, казалось бы, бесхитростные по тексту и напеву?
– Конечно, в песнях, создаваемых инженерами,
геологами, рабочими, конечно, возможны
литературные и музыкальные огрехи, да их и не
всегда полезно исправлять. Ценность их в том,
что авторы стремятся отобразить мир таким, каков
он есть на самом деле…без шаблона, без фальши.
– Самодеятельная песня жива людьми, которые
хотят ее петь или слушать, и теми, у которых
есть особый дар создавать песни. Пройдет
время – и по голосам бардов будущие поколения
тоже будут судить о нашем времени, о наших бедах и
радостях, о наших проблемах и отношении к ним.
– Вот уже три поколения тянутся ко всему живому, что есть в самодеятельных песнях. Все авторы этих песен абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим. Мажорный, солнечный, всегда с юморком, Юлий Ким поет совсем иначе, чем нервный, звучащий подчас трагически Евгений Клячкин. Юрий Визбор – это распахнутые ветра, простор равнин, вечность гор, Ада Якушева – сама женственность, Александр Городницкий – сама мужественность, Виктор Берковский – темперамент и экспрессия, Сергей Никитин – мелодичность, задушевность и затаенностью
– И тем очевидней проступает то общее, что объединяет всех их: стремление к истине, неприятие лжи и фальши. Сегодня эти песни звучат и по радио и по телевидению, в кинофильмах и спектаклях.
– Что же касается того, что самодеятельные песни называют туристскими, то действительно – многие из них рождены именно в дороге или по впечатлениям от походов, путешествий, экскурсий, экспедиций, или в мечтах о синих горах, зеленых озерах, далеких странах.
– Туристские песни – это далеко не всегда песни о палатках, дорогах, кострах. Говоря об этих песнях, надо, прежде всего, говорить о людях, ведущих активный образ жизни, стремящихся отдыхать содержательно, интересуясь миром во всем его многообразии не только через экран телевизора. Ведь туризм для многих людей – не хобби, не развлечение, а образ жизни.
– Сами же туристы, альпинисты, геологи, путешественники никогда не делят обширный мир песен на песни туристские и не туристские.
– И звучат эти разнообразные по тематике песни от Кавказа до Печоры, от Сахалина до Ужгорода, на всех широтах и меридианах. Звучат, переполненные истинного патриотизма, мужества, романтики непременно юмора.
Демонстрируется отрывок из концерта авторской песни на Грушинском фестивале.
– Семь основных нот в музыке, семь цветов радуги. И каждому цвету радужного спектра найдется соответствие в многоголосии и многозвучии этих песен.
– Вот цвет красный. Цвет крови, пролитой на фронтах Великой Отечественной войны. Сильна нота памяти минувшей войны. Немало песен о войне, созданных уже в мирное время, написанных участниками, известными поэтами М.Анчаровым и Б.Окуджавой и др.
Звучат песни В.Высоцкого «Он не вернулся из боя», В.Егорова «Облака», С.Никитина и С.Крылова «Маленький трубач» в исполнении учащихся.
– Оранжевый и желтые цвета сливаются в один – золотой: цвет фантазии, мест, романтики. Романтическая традиция в самодеятельной песне отражает святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться крылатой мыслью туда, где он не был, где можно узнать что-то новое, неизвестное.
Звучат песни Ю.Кукина «За туманом), В.Канера «А все кончается», С.Никитина «Брич-Мулла», Ю.Визбора «Домбайский вальс».
– И зеленый необычайно интенсивен в палитре красок самодеятельных Только из песен о природе можно составить большой тематический сборник, ведь раздумья о природе – повод для размышления о любви и разлуке, о трудностях и превратностях, свойственных жизни песен.
Звучат песни Е.Бачурина «Дерева», А.Якушевой « В речке каменной», А.Городницкого «Снег».
– Два последующих цвета невольно напоминают о прогулках влюбленных под луной, о мягком свете звезд. В этих песнях все оттенки любовного чувства, которые доступны человеку. В них поют о любви цветущей, о любви ушедшей, о предчувствии любви. Существует много песен о любви неразделенной, о любви бесшабашной. Поют и в шутку и всерьез.
Песни Ю.Визбора «Ты у меня одна», В.Миляева «Весеннее танго», А.Якушевой «Ты – мое дыхание», С.Никитина «Под музыку Вивальди», «Если у вас нету тети», А.Городницкого «Перекаты».
– Но не всегда жизнь воспринимается человеком лишь в мажоре. Как нет радуги без фиолетового цвета, так нет жизни без огорчений. Походы, путешествия, длительные экспедиции непременно сопровождаются разлуками и ожиданиями. А значит всегда жива тоска по дому, грусть от разлуки с любимыми и друзьями.
В заключение звучит песня Ю.Визбора «Солнышко лесное» исполнении учащихся, гостей, зрителей.
Используемая литература
Андреев Ю.А. «Среди нехоженых дорог одна – моя» (сборник туристских песен) – М.,1989 г.