Сценарий "Великий сын тихого Дона"

Разделы: Литература


Непрерывность совершенствования творческих возможностей ученика, их реализация закладываются не только в системе уроков по литературе, но и находят продолжение во внеклассных мероприятиях по предмету: литературных вечерах, кружках, литературных гостиных, предметных неделях. Приобщение учащихся к искусству слова делает их чувства тоньше, сердца добрее, а помыслы чище и благороднее.

Но “понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе; они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной”,- эти слова Д.С.Лихачева близки учителям-словесникам, воспитывающим у подрастающего поколения любовь к родному краю, к “малой родине”.

Родной край и населяющие его люди, облик родной природы – все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой жизни. Поэтому литературное краеведение стало важным источником патриотического воспитания, расширения жизненного кругозора учащихся.

Но региональная литература – это не “литература второго сорта”, она часть нашей интересной, богатой и великой отечественной литературы, отражающая ещё и специфику нашего края.

В своей практике уделяю большое внимание пропаганде и изучению произведений донских авторов не только на уроках литературы, но и во внеклассных мероприятиях, которые часто превращаются в подлинные праздники, оказывающие массовое воздействие на учащихся. Предлагаю вашему вниманию лишь несколько из них.

Это создание сценария к 100-летию М.А.Шолохова “Великий сын Тихого Дона”, по которому был проведен праздник с участием школ района (См. приложение1)

Важное место в литературном краеведении занимает разработанная мною программа сезонной школы для 6-7-х классов на тему “История родного края в произведениях донских поэтов и писателей” (от донского фольклора до произведений наших дней). (См. приложение 2).

Результатом данной программы явилась литературно-музыкальная композиция “История – гордость земли Донской”, проведенная учащимися 7-х классов.

(См. приложение 3).

Южный степной край вошел в судьбы и творчество многих талантливых писателей, стал их “малой родиной”. Это А.П.Чехов, М.А.Шолохов, В.А.Закруткин, Б.В.Изюмский, П.В.Лебеденко и многие другие. Читая их произведения, мы еще лучше познаем родной край и людей, живущих и давно живших на нашей земле.