Цель урока:
- охарактеризовать образ русской женщины-крестьянки в поэмах "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо";
- на примере сопоставительного анализа произведений Н.А. Некрасова и произведений устного народного творчества показать народность образа женщины-крестьянки;
- раскрыть новаторство поэта в разработке этой темы.
Оборудование:
- портрет Н.А. Некрасова;
- раздаточный материал с текстами народных песен;
- отрывки из произведений Н.А. Некрасова для работы над проблемным вопросом.
Ход урока
1. Ведение в тему.
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
( "Кому на Руси жить хорошо")Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли:
( "Мороз, Красный нос")От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
( "Тройка")
(Названия произведений на доске не указаны.)
Такой видит судьбу русской женщины Н.А. Некрасов и изображает её в своих произведениях.
- Попробуйте назвать произведения.
Действительно, в таких произведениях, как "Кому на Руси жить хорошо", " Мороз:", "Тройка", "В дороге", "Орина, мать солдатская" поэт создаёт замечательные женские образы, говорит о женской доле, женской судьбе.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какой из эпиграфов можно предложить в качестве эпиграфа к уроку? К концу урока выберите только один отрывок, свой ответ обоснуйте.
"Женский вопрос" был одним из наиболее острых политических вопросов русской жизни 60-70 годов Х1Х века. В обществе и литературе активно обсуждалась проблема эмансипации, освобождения женщины. Чаще всего речь шла о городских женщинах, о представительницах господствующих сословий.
- Опираясь на предложенные отрывки, прочитанные тексты, определите, в чём новаторство Некрасова в освещении "женского вопроса"?
(Некрасов рассматривает женские образы из народа; в поэме "Кому на Руси:" повествование ведёт сама героиня.)
Тема урока: "Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо"".
Цель урока: Сегодня на уроке, анализируя поэмы, мы с вами попытаемся проследить судьбу русской женщины, выявить черты её характера, проникнуть в её внутренний мир.
- Запишите тему урока и проблемный вопрос.
2.Анализ текста.
"Мороз, Красный нос": Поэма была написана в 1863 году, первая часть опубликована в № 1 журнала "Время" за 1863 год. Полностью поэма вышла в № 1 "Современника" за 1864 год.
- Кто является главным героем поэмы?
- Почему рассказу о Дарье предшествует лирическое отступление о славянке?
- Что такое лирическое отступление? Какие мысли, чувства автора нашли отражение в нём?
- В отличие от "Мороза:" в "Кому на Руси жить хорошо" дан портрет Матрёны Тимофеевны. Зачитайте. Что "роднит" героинь двух произведений? На первый взгляд портрет Матрёны Тимофеевны не очень симпатичен. Почему Некрасов подчёркивает именно эти черты?
- В "Морозе:" изображён определённый момент в жизни героини, а свою жизнь Матрёна Тимофеевна "выложила" полностью. Как это связано с жанровым своеобразием произведения?
- Почему Дарья изображена именно в "минуту скорбную"?
- Дайте определение сюжета. Сюжет бывает
любовным, героическим, бытовым, приключенческим.
- Каков сюжет "Мороза:"? Почему умирает Прокл? Докажите. - Попробуйте определить основной конфликт поэмы.
Назовите писателей, современников Некрасова,
посвятивших свои произведения этой теме. Какой
предстаёт природа в произведениях Тютчева и
Фета?
- Подумайте, что нового внёс Некрасов в рассмотрение этой темы. - Первая и вторая части противопоставлены. Почему?
- Зачитайте цитатный план первой части
(предварительное задание для первого варианта).
- Как вы думаете, почему первая часть рассказывает о похоронах Прокла? Почему она многолюдна? - Какой предстаёт Дарья в первой части? (Предварительное индивидуальное задание одному из учеников.)
- В поэме автор использует много элементов,
характерных для УНТ. Назовите их.
- Зачем автор вводит в 1Х главу плач? - Какая судьба, по мнению соседей, ждала Дарью? Докажите текстом.
- В произведениях русской литературы пейзаж
выполняет функцию:(дополните)
- Зачитайте описание пейзажа в начале П части (гл.ХУ1, ХУП). Какова его роль ? (Безразличие природы к страданиям человека, человек остаётся один на один со своим горем.) - Какова роль внутреннего монолога Дарьи? Что её ждёт?
- Какова роль "сна" Дарьи?
- Почему в поэме появляется образ Мороза? Как он помогает раскрыть основной конфликт произведения? (Мороз - сказочный персонаж, но жизнь не сказка, природа несёт в себе и губительное начало.)
- Прокомментируйте название поэмы. Сформулируйте идею этого произведения.
"Крестьянка"
- Жизнь Матрёны Тимофеевны, в отличие от жизни Дарьи, изображена полностью. Как мы выяснили, это связано с жанровым своеобразием произведения и замыслом автора. Попробуйте самостоятельно определить замысел Некрасова.
- В чём языковая особенность главы?
- 3/4 текста гл. "До замужества", около ? объёма гл. "Песни" и более ? гл. "Трудный год" составляют известные источники. Для чего введено в рассказ Матрёны Тимофеевны такое множество фольклорных произведений?
- Память Матрёны Тимофеевны хранит множество текстов, это роднит её с талантливой олонежской вопленицей Ириной Федосовой. Её слова: "Я грамотой неграмотна, зато памятью я памятна", - слышим мы и в речи Матрёны Тимофеевны:
Я грамотой неграмотна,
Да памятью я памятна,
До слова всё запомнили,
Что говорил старик.
Однако "Автобиография" Ирины Федосовой - не единственный источник образа Матрёны Тимофеевны. - Какие ещё источники этого образа вы можете назвать?
- В "Автобиографии" И. Федосовой сказано:
"Родители мои были люди степенные и
зажиточные".
- Какой отрывок из народной песни перекликается с этими словами?
("Как жила у тебя я, кормилец батюшка и родимая матушка,
А не слышала слова худого, грубого:") - Как песня отразилась в поэме, как характеризует семью Матрёну Тимофеевны?
(Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я молодцы.)
- Какие песенные элементы использованы автором?
- Какие строчки характеризуют жизнь Матрёны Тимофеевны до замужества? Назовите произведения УНТ, которые автор использует в этой части.
(Обычаи: Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества:
И волюшка скатилася
С девичьей головы:)
- О каких ещё обычаях говорится в тексте?
6. Посмотрите начало главы "Песни". В чём особенность композиции и какова её роль в поэме?
7. Найдите в текстах отрывок из песни, который описывает жизнь Матрёны Тимофеевны в новой семье. Свой выбор аргументируйте, используя текст поэмы.
В чужих людишках, ох, люди рано будят,
Ой, да на работушку сгоняют до зари,
Ой, да на тяжёленьку погонят до росы,
Ой, да от работушки рученьки болят,
Болят рученьки, болят-то плечи,
А ой да от заботки буйная голова.
. . .
- Ты дитя ль моё, дитятко,
Ты дитя ль, чадо моё,
Уж как этот сон я расскажу,
По словам его распишу:
На печище котище лежит -
Это твой свёкр - батюшка;
По полу ходит гусыня -
Это лютая свекровушка;
По лавочкам ласточки -
Это милые золовушки;
За окошком сизой орёл -
Это твой наречённый муж.
8. Характеризуя своё положение в семье мужа, Матрёна Тимофеевна говорит:
Запугана, заругана,
Перечить не посмела я:
А в У главе меняется не только содержание её речей, но и общая тональность.
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу:
- Какие события зародили гнев в душе Матрёны Тимофеевны?
9. Если в "Морозе:" литературный плач совпадает с народным, то плач Матрёны Тимофеевны по Дёмушке приобретает новый оттенок. Чем отличается плач Матрёны Тимофеевны? На какой жанр УНТ он больше похож? Как характеризует главную героиню? Почему Матрёна Тимофеевна игнорирует совет броситься в ноги старосте?
10. Матрёну Тимофеевну ославили "счастливою" после того, как она спасла мужа от рекрутчины. Почему это было счастьем? Что ожидало женщину-солдатку?
- Как эта тема отражена в стихотворении "Орина, мать солдатская"? (Предварительное задание для второго варианта.)
11. В "Морозе:" и "Кому на Руси жить хорошо" главные героини терпят невзгоды, когда речь идёт о них самих, но, если необходимо спасать близких,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт..
- Как бы вы охарактеризовали обеих женщин? В чём отличие этих образов?
12. Как Матрёна Тимофеевна отзывается о женском счастье? Прочитайте.
- Прокомментируйте название главы.
3. Итог урока: Обратимся к проблемному вопросу сегодняшнего урока. Какой отрывок вы бы выбрали в качестве эпиграфа к уроку? Почему?