Цели урока:
- на примере сопоставительного анализа показать судьбы главных героинь, ответить на проблемные вопросы произведений, поставленные авторами;
- в процессе сопоставления и противопоставления произведений понять значение вечных ценностей (праведность, простота, человечность, смирение);
- определить нравственные приоритеты и духовные ценности человека;
- воспитание у учащихся вечных истин, составляющих ценность жизни
Ключи от счастья женского
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Н.А. Некрасов
Учитель: судьба русской женщины волновала и волнует писателей. Как сохранить доброту, не озлобиться, если мир так жесток и несправедлив, если некому защитить и приходится выживать, надеясь только на себя? Примером того, какие дороги выбирают простые женщины-крестьянки, которых тысячи в нашей стране, служат произведения “Матренин двор” и “Пелагея”.
- Кто такая Матрена?
Учащийся:
Матрена Васильевна, героиня рассказа А. Солженицына “Матренин двор” – простая, одинокая старая женщина. Жизнь её была тяжелой, много забот и печалей выпало ей на долю: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Матрена ничего не жалела для своих родственников, соседей и даже для чужих людей. Если в колхозе нужно вывезти навоз, если нужно помочь соседям в пахоте или уборке урожая, все шли к ней, зная, что она не откажет. И Матрена не отказывала, бескорыстно помогала и не брала за работу платы.
Учитель: - Pасскажите о Пелагее
Учащийся:
Пелагея Аносова, героиня повести Ф. Абрамова “Пелагея”, – пекарша, от зари до зари работающая на своей пекарне. Кроме того, она должна и по дому управиться, и двор прибрать, и травы накосить, и за мужем больным успеть поухаживать. Вся жизнь – это сплошная вереница одинаковых дней, проходящих в непосильном труде. Даже отдохнуть она не может себе позволить: вся работа держится на ней. Жизнь Пелагеи не менее тяжела.
Учитель: - для женщины очень важно иметь дом, семью, в которой царили бы любовь, уважение друг к другу, забота, важно, чтоб росли дети. В чем трагизм жизни и женской судьбы Матрены?
Ученик:
- в юности судьба круто обошлась с Матреной. Одна-единственная любовь была у неё к Фаддею. “В то лето... ходили мы с ним в рощу сидеть. Тут роща была, где теперь конный двор, вырубили её...Без малого не вышла..” - рассказывает она свою историю Игнатьичу. Но Фаддей ушел на войну и пропал без вести на три года. Сватовство младшего брата Фаддея, Ефима, определило её дальнейшую судьбу. Она решила войти в их дом и не из корыстных побуждений: “Мать у них умерла... Рук у них не хватало”. Внезапно вернувшийся из венгерского плена Фаддей хотел было “порубать” обоих: “Если б не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!”.
Жизнь Фаддея складывается нелепо: вот, кажется, и женился (взял в жены тоже Матрену из Липовки), отстроил себе дом. Вроде и жалеть ему не о чем: родила ему та Матрена шестерых детей. Но зверствуетФаддей, бьет свою жену. Не было счастья и у Ефима с Матреной: у них дети не выживали.
После того как Ефим не вернулся с войны, выпросила Матрена у той, забитой Матрены, жены Фаддея, младшую их девочку, Киру, и воспитывала её десять лет как родную.
Учитель:
- можно ли в этом отношении считать трагической судьбу Пелагеи? На первый взгляд, все у неё хорошо: муж не обижает, да и дочка растет, в которой Пелагея души не чает?
Ученик:
- Пелагея еще в молодости отличалась сильным и решительным характером. Муж, Павел, сразу ей подчинился, был слаб характером. Провожая мужа на войну, Пелагея сказала: “На меня надейся. Никому не расчесывать моих волос, кроме тебя”. Как сказала, так и сделала: за всю войну ни разу не переступила порог клуба. Но особого уважения к мужу Пелагея не испытывала. Каким на самом деле был её Павел, она поняла только тогда, когда его хоронила: “Безотказно, как лошадь, как машина, работал Павел в колхозе. И заболел тоже на колхозной работе. С молотилки домой на санях привезли. А кто ценил его работу при жизни?”. Она понимает, что и сама не ценила его работу, потому что за неё не платили. И только на похоронах односельчане по-доброму отзываются о Павле, но он уже ничего не может слышать. Дочь Алька, в которой души не чаяла Пелагея, сбежала с офицером в город. Выросла она неблагодарной и легкомысленной.
Учитель:
- в произведениях художественной литературы неоднократно подчеркивалось, что труд – это основа жизни. В отношении к труду ярко проявляется характер человека. Каково отношение Матрены к труду?
Ученик:
- ни одна пахота не обходилась без Матрены, вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила её на себе. Никому не могла отказать в совершенно бескорыстной помощи, будь то близкий человек или совсем чужой. Часто оставляя свои неотложные дела, несмотря на то что плохо себя чувствует, шла помогать соседям или колхозу. Она искренне радуется чужому хорошему урожаю, тогда как у нее на песке никогда ничего не родится: “Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у неё! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!”. В пять пудов мешки поднимала Матрена. Работа освобождает её от злости, не дает копиться в душе ничему дурному.
Учитель:
- расскажите о труде Пелагеи.
Ученик:
- поначалу Пелагея работала на скотном дворе: грязь страшная, до колена. В отличие от Матрены, Пелагея идет на сделку с совестью: “Не для услады, не для потехи переспала она с чужим мужиком”. От нужды, от тяжести решилась на это и получила-таки место в пекарне. Работала она на совесть, в полную силу. И сила эта была от работы, от отношения Пелагеи к ней. В пекарне у Пелагеи чистота. Как старалась она, чтобы хлеб был “духовитее” – воду брала на пробу из разных колодцев, дрова выбирала смоляные, чтоб без сажи! Муку требовала первый сорт, а свежеиспеченную буханку смазывала постным маслом на сахаре, тогда буханку любо в руки взять: “Смеется да ластится. Сама в рот просится”. Она растапливает печь, поднимает тридцать ведер воды, наливает сто буханок черного и семьдесят белого. Поэтому так тяжело Пелагее видеть новую неопрятную пекарихуУльянку, от одного вида едва не стошнило: “Потная, жирная, волосы немытые блестят, будто она век в бане не бывала”. Невыносимо смотреть на нечищеный самовар и рукомойник, на небеленую печь, потому что привыкла Пелагея работать на совесть.
Учитель:
- обе героини много трудились в своей жизни. Есть в русском языке выражение – нажить непосильным трудом. Что “нажили” Матрена и Пелагея?
Ученик:
- проработав всю жизнь в колхозе не за деньги, а за “палочки”, Матрена не получила пенсии, не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы – вот то, что она имела. К одежде Матрена вовсе равнодушна: “ Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев”.
Ученик:
- Пелагея треть своей жизни голодала. В 1933 году у неё “померли отец и брат с голодухи”. В войну было не лучше. А после войны на её глазах зачах её сын, первенец, потому что “начисто пересохли груди” у Пелагеи. С той поры поняла Пелагея цену “тряпки” - это товар, на который можно было обменять кусок хлеба. И начала она загребать мануфактуру обеими руками, потому что знала: не ситец, не шелк в сундуки складывает, а саму жизнь. Сытные дни про запас для дочери, для мужа, для себя.
Учитель:
- государство обязано заботиться о своих гражданах, о людях, которые честно отработали на него, отдали здоровье, силы. Как отражена роль государства в том и другом произведении?
Ученик:
- с горечью следует ответить, что государство будто забыло труженицу Матрену: она не получает от него никакой помощи. Чтобы как-то прожить, ей приходится вместе с другими женщинами ходить на станцию воровать торф.
Ученик:
- Пелагея не надеется ни на кого, кроме себя. Всю свою жизнь она пыталась копить: вроде и живет не хуже других. Однако Абрамову удалось показать, как духовно нищает деревня. Пелагея тоже вынуждена воровать. Она носит ведра с помоями из пекарни для поросенка: по-другому, не выкручиваясь, не заводя знакомства, не воруя, не приспосабливаясь, даже таким каторжным трудом не обеспечить себе сносную жизнь. Перед смертью она спрашивает себя: чего достигла, чего добилась, чего так мучилась? И не находит ответов на все эти вопросы. Крепкая, трудолюбивая женщина теряется в мире, где нет ничего привычного для неё: нет мужа, нет дочери, нет работы, а значит, нет счастья.
Учитель:
- каково отношение односельчан к Матрене?
Ученик:
- все отзывы о Матрене со стороны односельчан неодобрительные: “..и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно”. Золовка рассказала автору, что и муж, Ефим, её не любил, потому что одеваться она не умеет “культурно”, что завел он себе в городе “сударку”, когда ездил на заработки”
Учитель:
- кто сумел оценить нравственную чистоту и красоту главной героини, “непонятой и брошенной даже мужем своим, схоронившей шестерых детей, ...чужой сестрам, золовкам, смешной, по-глупому работающей на других бесплатно?”
Ученик:
- А. Солженицын, автор(он же герой рассказа, так как от лица автора ведется повествование), считает Матрену праведницей, без которой “..не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. Это женщина с безмерно доброй душой. Такие, как она, не дают деревне умереть духовно. Она не ропщет на судьбу, не завидует, никого не осуждает, не держит в сердце злобы. Автору, не беспокоясь об этом специально, она вернула веру в человеческое благородство, добро, чистоту.
Учитель:
- каково отношение односельчан к Пелагее?
Ученик:
- Пелагею, в отличие от Матрены, вряд ли можно назвать праведницей. Всю жизнь она тянулась к “хорошим людям”, заводила нужные знакомства. Есть в ней такие качества, как зависть, злость, жестокость и честолюбие. Пелагея не пошла поздравлять золовку с днем ангела, так как та не относится к кругу избранных, зато пошла, несмотря на усталость в гости к Петру Ивановичу, где много нужных людей. В годы работы на пекарне она привыкла быть на виду, так как отношение к хлебу и к пекарихе было уважительным. Многие даже завидовали ей: “Шикарно. Шикарно живешь!”. Действительно, на дом было любо- дорого взглянуть: новая шиферная крыша, крылечко стеклом заделано. Баня, погреб, колодец и огород – все под рукой. Многие её осуждали: “Кулачиха! Дом родительский разорила!”.
Учитель зачитывает отрывки из повести “Алька”:
- Абрамов написал продолжение повести “Пелагея”, называется произведение “Алька”. Речь идет о единственной дочери Пелагеи, Альке, которая сбежала с военным в город, дочери, которая не приехала ни на похороны отца, ни на похороны матери. Но она возвращается в деревню и с удивлением слышит слова Христофоровны: “У меня две девушки из города жили – больно нравилась наша водица. Такой, говорят, воды, бабушка, и на свете нету. Все вон по Паладьиной меже бегали”. Паладьина межа – межа родной матери. Как редко бывает, когда тропу называют именем родной матери! Паладья – это деревенское, домашнее имя Пелагеи. Так звал её покойный отец. Значит, сохранили жители деревни добрую память о Пелагее. Значит, не зря она жила, значит, оценили её труд, помнят!
Учитель:
- Мы проследили судьбы двух русских женщин – Матрены и Пелагеи. Узнали, что общего между ними и в чем разница? Невольно вспоминается судьба ещё одной Матрёны, Матрены Тимофеевны из поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Это представительницы разных эпох. По вашему мнению, изменилась ли судьба русской женщины? Подготовьте к следующему уроку письменный ответ на вопрос.