Судьба человека в тоталитарном государстве (по "Колымским рассказам" В.Т. Шаламова)

Разделы: Литература


Цель: формирование представления о судьбе человека в годы репрессий.

Задачи: познакомить учащихся с трагической судьбой В.Шаламова; дать анализ рассказов писателя; воспитывать чувства милосердия, справедливости, гуманизма, любви к своему народу и Родине.

Нет, ты вовеки не гадала
В судьбе своей, Отчизна-мать,
Собрать под небом Магадана
Своих сынов такую рать.
А.Т. Твардовский

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

- Сегодня урок внеклассного чтения мы посвятим “Колымским рассказам” В.Шаламова, написанным по личным впечатлениям почти 20-летней лагерной жизни, и поговорим о судьбе человека в тоталитарном государстве.

3. Работа со словарем.

Тоталитарный режим – режим, при котором государственная власть устанавливает полный контроль над всеми сферами жизни общества. (Большой справочник школьника. 5-11 классы.- 3-изд.- М.: Дрофа, 2000.-с.302)

4. Историческая справка.

Тоталитарное общество отличается наличием только одной официальной идеологии. Среди них выделяется главная “историческая” идея, которая может быть религиозной (Иран), коммунистической (бывший СССР, Куба, КНДР), националистической (фашистская Германия). Эта идея формулируется просто и доступно для простого человека в виде лозунга.

Телевидение, радио, газеты представляют только официальную идеологию. Люди искренне в нее верят. Таким образом, сфера сознания оказывается под влиянием государственной власти.

В тоталитарном государстве существует одна правящая партия, исповедующая государственную идеологию. Ей в руки отдается управление обществом. Партийные органы подменяют государственные.

Государственные должности могут быть заняты только людьми, состоящими в партии.

Во главе партии и государства стоит вождь. Его воля является законом для граждан государства. Он объявляется мудрым и непогрешимым.

В таком государстве, где подавляется всякая оппозиция (противодействие, сопротивление), нарушаются права и свободы человека, существует сильный карательный аппарат, ведь при тоталитаризме террор носит массовый характер.

5. Работа с эпиграфом.

В 30-ые годы масштаб сталинских репрессий принял огромный размах. Началом можно назвать 1928 год. До этого в политических изоляторах сидели эсеры, участвовавшие в контрреволюционных заговорах, меньшевики, монархисты и другие “враги революции”.

В 1929 году в Соловецких островках Белого моря организуются отдельные лагеря. В 1929 году в исправительно-трудовые лагеря отправляются всемирно известные академики; в 1930 году прогремело дело Промпартии; 1930-1932 годы характерны судебными процессами по делу военных специалистов. Таким образом, жертвы сначала насчитывались десятками, затем – тысячами, миллионами жизней.

Поэтому не случаен сегодня такой эпиграф к уроку. Действительно, к 1937 году под небом Магадана оказалась “сынов такая рать” (чтение эпиграфа).

В.Шаламов считает лагерь отрицательным опытом для человека - с первого до последнего часа: “Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь – отрицательный опыт, отрицательная школа. Растление для всех – для начальников и заключенных, конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики”.

Несмотря на такое заявление Шаламова, мы познакомимся с его произведениями о лагерной жизни, чтобы вызвать именно отрицательное отношение к этому белому пятну нашей истории. И на отрицательном опыте можно и нужно воспитывать милосердие, справедливость, гуманность, любовь к своему народу и Родине.

В.Шаламов был одним из многих осужденных, затем оправданных, - одним из первых, кто стал давать показания о том времени и бремени страданий, которые выпали на долю безвинных жертв.

6. Компьютерная презентация учащихся “Жизненный и творческий путь В.Шаламова”.

Приложение 1

7. Обобщающий вопрос: “Какой оказалась жизнь писателя В.Шаламова в тоталитарном государстве?”

Судьба В.Шаламова была трагической. Она отразилась в “Колымских рассказах” и в стихах.

Почти 20 лет тюрьмы, лагерей, ссылки, одиночества, и забвение в последние годы жизни. Как венец всех мытарств 0 смерть в психушке, куда писатель был насильственно перевезен из своего дома, чтобы вскоре умереть от воспаления легких.

Искрометная человеческая жизнь, непосильные человеческие страдания, самые страшные испытания – результат тоталитарного режима.

Что помогало Шаламову в его жизненной борьбе, так это поэзия. “Стихи – это боль и защита от боли”, - пишет он.

8. Чтение наизусть стихотворения В.Шаламова “Сумеешь, так утешь…”

Сумеешь, так утешь
И утиши рыданья.
Увы! Сильней надежд
Мои воспоминанья.
Их ворон бережет
И сам, поди, не знает,
Что лед лесных болот
Вовеки не растает.
Под черное стекло
Болота ледяного
Упрятано тепло
Несказанного слова.

“Колымские рассказы” писались и публиковались Шаламовым после освобождения. Они жгут, саднят душу. Но знание и понимание достоверных фактов, по мнению Шаламова, могут предостеречь людей от повторения прошлых ошибок.

Надежды Шаламова связаны с будущим народа: не должна повториться бессмысленная гибель миллионов людей.

9. Анализ рассказов В.Шаламова. Индивидуальное задание учащихся.

Приложение 2

10. Работа в группах: “Каковы характерные особенности рассказов В.Шаламова?”

1) Едина тема (лагерная жизнь зеков);

2) нравственный смысл рассказов;

3) проблема гуманизма, человечности, справедливости, милосердия;

4) автобиографизм;

5) небольшие по объему;

6) фрагментарность;

7) малочисленность героев;

8) трагизм (заканчиваются смертью героя);

9) натуралистичность описания;

10) стремится сохранить до мелочей все подробности жизни зека, не смягчает красок;

11) “неприкрытая” правда.

11. Обобщающий вопрос: “Какой оказалась судьба многих людей тоталитарного государства?”

Через лагеря в нашей стране прошли миллионы безвинных, многие там и сгинули, расстрелянные, замученные, погибшие от истощения и непосильного рабского труда. Среди них: и профессора, и инженеры, и крестьяне, и партработники, и люди, прошедшие Великую Отечественную войну, - никого не миновала сия чаша. Они не были ни врагами народа, ни государственными преступниками и, умирая, не знали, в чем их вина.

12. Фрагмент из к /ф “Холодное лето пятьдесят третьего”.

- Какой будет судьба главного героя фильма после освобождения? Почему?

13. Итог урока.

В.Шаламов… Его судьба затем и послана была ему, чтобы, вместив в себя самые страшные испытания, которые нес человеку в нашем многострадальном отечестве тоталитарный режим, стать вместе с тем и непреложным приговором этому режиму.

В том и суть, что трагедия Варлама Шаламова отнюдь не была уникальной. Через лагеря в нашей стране прошли миллионы безвинных, многие там и сгинули, расстрелянные, замученные, погибшие от истощения и непосильного рабского труда. Остались лежать в безымянных могилах.

Прав был А.Т. Твардовский, когда писал, что “под небом Магадана” собралась “сынов такая рать” (обращение к эпиграфу).

В лице Шаламова, в его даре большого писателя, общенародная трагедия получила своего бескомпромиссного свидетеля, мученика-летописца, собственной душой и кровью заплатившего за страшное знание. В нем она обрела чистый и мощный голос.

14. Оценки за урок. Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворение В.Шаламова;

2) написать сочинение-рассуждение “Судьба человека в тоталитарном государстве”.