Белая гвардия – путь твой высок.
Черному дулу грудь и висок.
М.И. Цветаева. «Лебединый стан»
Цели урока:
- глазами М.А. Булгакова увидеть эпоху революции и Гражданской войны; понять отношение писателя к революции;
- проследить за судьбами героев;
- выяснить, какие нравственные ценности утверждаются в романе.
Оборудование:
- на доске записи темы урока, эпиграфа, справа – домашнее задание: 1) написать сочинение-миниатюру по заданному началу «Пусть со мною будет рядом такой человек, как…» (о любимом герое романа «Белая гвардия»); 2) прочитать роман «Мастер и Маргарита» (задания групповые и индивидуальные по этому роману даны заранее);
- стенд по творчеству М. А. Булгакова;
- фотографии и репродукции картин о Гражданской войне;
- выставка книг М.А. Булгакова;
- парты расставлены полукругом; в середине кабинета на журнальном столике имитация уголка дома Турбиных: настольная лампа под абажуром, ваза с розой, чайный сервиз, подсвечник и т.п.;
- музыка с записями песен А.Розенбаума «Романс Най-Турса», А. Малинина «Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа» или О. Газманова «Господа офицеры», по возможности исполнение этих песен под гитару.
Ход урока
I.
Учитель:
И здесь, и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас, тот против нас!
Нет безразличных! Правда – с нами!».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Стихи замечательного русского поэта начала 20 века Максимилиана Волошина открывают наш сегодняшний урок на тему «Судьбы людей в революции» (по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»).
Мы уже говорили о неоднозначности взглядов писателей на революцию: одни оправдывают жертвы во имя светлого будущего, другие называют революцию «окаянными днями». И каждый из писателей по-своему прав. Литература богата своим разнообразием. Своя правда и у М.А. Булгакова. И целями нашего урока будет увидеть глазами писателя эту сложную страницу нашей истории, понять отношение Булгакова к революции, проследить за судьбами главных героев, понять, какие ценности утверждаются автором.
II.
Учитель. Ребята, поделитесь своими впечатлениями о романе «Белая гвардия». С какими чувствами он прочитан? (Учащиеся отмечают чувство восхищения перед Турбиными, Най-Турсом и в то же время ощущение глобальной катастрофы в стране; говорят о трудностях при чтении).
Учитель. Трудности при чтении вызывает своеобразная композиция романа: фрагментарность изложения событий (объединяются картины прошлого и настоящего, раздумья, воспоминания, отдельные образы и уличные сцены, сны и строки из Евангелия, мысли о будущем), но целостность всему придаёт взгляд самого автора, его чувства и мысли.
Учитель. Вы почувствовали автобиографичность романа? В чём она выражается?
(В романе переданы впечатления Михаила Афанасьевича Булгакова от увиденного в родном Киеве после возвращения в феврале 1918 года. Семья героев романа Турбиных – это семья Булгаковых, живших в то время в Киеве, в доме №13 по Андреевскому спуску, а в романе – по Алексеевскому; только у Булгакова семья многочисленнее. Алексей Турбин – врач, как и Михаил Афанасьевич, прототипом Елены стала его сестра Варвара, Тальберга – её муж Карум. Атмосфера турбинского дома – это атмосфера и булгаковского дома).
- Почему «Турбины»? (Турбина - это девичья фамилия матери Булгакова Варвары Михайловны. Так писатель прославил её в своём творчестве).
Ученик. (Индивидуальное задание ему дано заранее). «Белую гвардию» Булгаков закончил в 1925 году, но в печать роман вышел неполным и вышел малым тиражом, поэтому остался почти незамеченным. Затем по мотивам «Белой гвардии» Булгаков пишет пьесу «Дни Турбиных». Я прочитал эту пьесу и могу сделать вывод, что в сравнении с романом в пьесе события показаны драматичнее: Алексей будет убит, Николка ранен. После постановки «Дней Турбиных» рапповская критика обрушилась на Булгакова и его творение, обвиняя писателя в отсутствии классовой позиции.
Учитель. А с какой позиции рассматривает Булгаков события? (Общечеловеческой). Как выразился он в письме правительству, стремился «стать бесстрастно над красными и белыми». И это отразилось уже в эпиграфе.
III.
Учитель. В романе два эпиграфа.
- Откуда строки 1-го эпиграфа? (Из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
- Соотнесите эпиграф с текстом. Какая связь? (Образы метели, вьюги, смятения не только в природе, но и в судьбах героев).
- Откуда дует ветер? (С севера). Какой в этом аллегорический смысл? (С севера, с Москвы приближается революция как стихия, как ненастье).
- Ещё какая связь с повестью Пушкина? (В пушкинской повести раскрывается тема бунта и у Булгакова революция – тоже бунт).
- 2 эпиграф из «Откровения Иоанна Богослова», из «Апокалипсиса». Какая тема раскрывается в нём? (Тема суда как результата бунта).
- В каком эпизоде романа разворачивается эта религиозная тема? (В ч.1, гл.5, во «Сне Алексея». Бог готовит место в раю и белым, и красным, говоря: «…все вы…одинаковые – в поле брани убиенные»).
- Вот она, общечеловеческая, позиция Булгакова. В чём выражается? (Булгаков отрицает всякое насилие, утверждая вечную ценность – человеческую жизнь).
IV. Давайте мысленно и эмоционально погрузимся в текст.
Учитель. Пусть звучит Булгаков.
- Заранее подготовленный ученик читает 1 абзац романа.
1) Беседа по поэтике:
а) Завораживает вас слово Булгакова?
б) Кем по своей природе раскрылся писатель? (Лириком, строки звучат словно стихотворение в прозе).
в) Какие особенности поэтики? (Инверсия (придаёт поэтическое звучание); антитеза; эпитеты («велик и страшен» год, «пастушеская» Венера); цвет символичен (белый - символ чистоты, святости; красный – кровь, страдание); образы – символы (в римской мифологии):
Марс |
Венера |
война |
любовь |
(в ходе урока символы записать на доске и в тетрадях)
По этим полюсам: войны (а вместе с нею - ненависти и предательства) и любви (доброты и благородства) - идёт в романе и размежевание образов. (По ходу работы ученики в тетрадях делают записи, разграничивая героев по полюсам).
Учитель.
- О чём говорит обращение Булгакова к небу? (Об уровне проблемы, приобретающей космический размах).
- Кто из писателей 19 века обращался к небу? (Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»). О какой трагедии писал Толстой? (Отечественной войне 1812 года).
- Какой год у Булгакова? (1918). А как писатель относится к этому времени? (Не принимает революцию).
- Какой образ помогает это понять? (Образ Города).
V. Образы в романе.
1. Образ Города. Почему Город без имени? (Это город-символ, как нечто обобщённое, вечное).
а) Через какие детали создаётся образ Города?
- звуки (выстрелы, крики);
- цвет (серый - цвет оружия, уничтожающего жизнь; бронепоезда, увезшего Тальберга; цвет шинелей немцев; цвет тумана);
- лексика (слово «тревога» и синонимичные ему слова встречаются во 2 гл. ч.1 11 раз;
- запахи (в магазине мадам Анжу запах духов – запах прошлого; теперь здесь снаряды, несущие смерть; ужасный запах в мертвецкой (в эпизоде, где Николка ищет тело Най-Турса, - вспомним «Ад» Данте!) – это запах настоящего).
б) Кто правит городом? (В городе смута, смена властей, судьбы людей ломает беспорядок; «жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете» (О детях Турбиных); Булгаков вспоминал, что в Киеве за несколько месяцев революции 7-8 раз менялась власть).
Вывод: отнесём образ Города к полюсу войны.
2. Что противопоставлено образу Города? (Образ турбинского дома. Он словно ковчег в волнах потопа революции).
а) Какая атмосфера в этом доме? (Атмосфера высокой культуры, быта, традиций, высоких человеческих отношений).
б) Найдите «жемчужины текста» - художественные детали, подчёркивающие эту атмосферу уюта («весело загорелись турбинские окна», «наши израненные души ищут покоя за такими кремовыми шторами», икона Божьей матери в углу, «шоколадные книги», «саардамская» изразцовая печь, лампа под абажуром, «часы поют гавот», свежие цветы в вазе и т.п. Это не просто вещи, а члены семьи, они одушевлены).
в) Сравните с домом Лисовичей («Засветился слабенькими желтенькими огнями трус Лисович»; здесь ненавидят друг друга, оскорбляют; накопительство приводит их к низости души).
г) С какой семьёй литературы 19 века можно сравнить семью Турбиных? (С Ростовыми в «Войне и мире» Л. Н. Толстого: те же отношения, те же покалеченные войной судьбы).
д) Какие вечные ценности утверждает Булгаков? (Дом, родину, семью).
Вывод: образ дома Турбиных отнесем к полюсу любви.
3. Образы Турбиных и их друзей. Какие нравственные ценности унаследовали от родителей дети Турбиных? (Их к полюсу любви).
а) Елена («ясная», «золотая») – хранительница домашнего очага (мать завещала детям: «Дружно живите»), Елена добра и сострадательна.
- Чтение наизусть молитвы Елены (индивидуальное задание ученицы). Какое проникновение писателя в душу человека! И … отмолила!
б) Алексей и Николка (порядочность, мужество, честь):
- у А. С. Пушкина эпиграф к «Капитанской дочке» - «Береги честь смолоду». Что такое честь? (Моральные качества, достойные уважения, гордости).
- однозначно ли отношение к чести у офицерства? Нет. Честны до конца Турбины (отец учил), их друзья:
в) Мышлаевский (помороженный оберегал город); Малышев не послал солдат «на убой»; Най-Турс телом своим прикрыл отступление юнкеров (герои полюса любви).
4. Им противопоставлены штабные чины, гетман, немцы, Тальберг («двуслойные глаза»!). Предатели и трусы – полюс войны.
Вывод: Честные люди остаются со своей страной. Подвиг совершает служилое, среднее, боевое офицерство. Взгляд на правду войны у М. А. Булгакова совпадает с взглядом Л. Н. Толстого: вспомним в «Войне и мире» забытую батарею Тушина, скромного Тимохина. О таких солдатах поёт А. Розенбаум в «Романсе Най-Турса».
(Звучит песня А.Розенбаума).
VI. Итоги.
Учитель.
- Ребята, как вы считаете, почему роман называется «Белая гвардия»? (В офицерстве, людях долга, в интеллигенции Булгаков видел опору и надежду для народа и страны. «Белая» - святая).
- Внимание на эпиграф к уроку (строки М. Цветаевой). Как вы понимаете строки? («Белая гвардия», люди чести, честны до конца).
- Как же складываются судьбы главных героев? (Трагически: Елену предаёт, бросает муж; на пороге смерти был Алексей; осиротели мать и сестра Най-Турса).
- Как сложатся судьбы Турбиных в будущем? Есть будущее у этой семьи? (Навряд ли. В эпоху испытаний, какой стала революция, люди честные и благородные чаще становились жертвами. Сон Елены – предчувствие смерти Николки).
- 3 часть. 1919г. Сохранилась надпись на печи: « Лен… я взял билет на «Аид». Какую вечную ценность она утверждает? (Любовь. Любовь не умирает ни при каких обстоятельствах, иначе умерла бы жизнь. А жизнь вечна).
- В конце романа Булгаков дарит своим героям сны. Разные герои – разные сны. Но все герои под одним небом.
- Чтение наизусть последнего абзаца (инд. задание).
Учитель. «Почему?» Это не вопрос писателя, а его призыв, призыв ценить человеческую жизнь, быть милосердными, отречься от войн, а перед «в поле брани убиенными» склониться.
В память о всех жертвах войн и революций пусть горит свеча (звучит песня А. Малинина «Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа» или Газманова «Господа офицеры»; юноша зажигает свечу).
Используемая литература.
- Богданова О.Ю. Интерпретация текста романа «Белая гвардия» // Литература в школе – 1998 - №2.
- Подхватилина Г.А. Мотив долга в «Белой гвардии» // Литература в школе – 2002- № 7