Судьбы людей в революции (по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Белая гвардия – путь твой высок.
Черному дулу грудь и висок.
М.И. Цветаева. «Лебединый стан»

Цели урока:

  • глазами М.А. Булгакова увидеть эпоху революции и Гражданской войны; понять отношение писателя к революции;
  • проследить за судьбами героев;
  • выяснить, какие нравственные ценности утверждаются в романе.

Оборудование:

  • на доске записи темы урока, эпиграфа, справа – домашнее задание: 1) написать сочинение-миниатюру по заданному началу «Пусть со мною будет рядом такой человек, как…» (о любимом герое романа «Белая гвардия»); 2) прочитать роман «Мастер и Маргарита» (задания групповые и индивидуальные по этому роману даны заранее);
  • стенд по творчеству М. А. Булгакова;
  • фотографии и репродукции картин о Гражданской войне;
  • выставка книг М.А. Булгакова;
  • парты расставлены полукругом; в середине кабинета на журнальном столике имитация уголка дома Турбиных: настольная лампа под абажуром, ваза с розой, чайный сервиз, подсвечник и т.п.;
  • музыка с записями песен А.Розенбаума «Романс Най-Турса», А. Малинина «Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа» или О. Газманова «Господа офицеры», по возможности исполнение этих песен под гитару.

Ход урока

I.

Учитель: 

И здесь, и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас, тот против нас!
Нет безразличных! Правда – с нами!».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Стихи замечательного русского поэта начала 20 века Максимилиана Волошина открывают наш сегодняшний урок на тему «Судьбы людей в революции» (по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»).

Мы уже говорили о неоднозначности взглядов писателей на революцию: одни оправдывают жертвы во имя светлого будущего, другие называют революцию «окаянными днями». И каждый из писателей по-своему прав. Литература богата своим разнообразием. Своя правда и у М.А. Булгакова. И целями нашего урока будет увидеть глазами писателя эту сложную страницу нашей истории, понять отношение Булгакова к революции, проследить за судьбами главных героев, понять, какие ценности утверждаются автором.

II.

Учитель.  Ребята, поделитесь своими впечатлениями о романе «Белая гвардия». С какими чувствами он прочитан? (Учащиеся отмечают чувство восхищения перед Турбиными, Най-Турсом и в то же время ощущение глобальной катастрофы в стране; говорят о трудностях при чтении).

Учитель. Трудности при чтении вызывает своеобразная композиция   романа: фрагментарность изложения событий (объединяются картины прошлого и настоящего, раздумья, воспоминания, отдельные образы и уличные сцены, сны и строки из Евангелия, мысли о будущем), но целостность всему придаёт взгляд самого автора, его чувства и мысли.

Учитель. Вы почувствовали автобиографичность романа? В чём она выражается?

(В романе переданы впечатления Михаила Афанасьевича Булгакова от увиденного в родном Киеве после возвращения в феврале 1918 года. Семья героев романа Турбиных – это семья Булгаковых, живших в то время в Киеве, в доме №13 по Андреевскому спуску, а в романе – по Алексеевскому; только у Булгакова семья многочисленнее. Алексей Турбин – врач, как и Михаил Афанасьевич, прототипом Елены стала его сестра Варвара, Тальберга – её муж Карум. Атмосфера турбинского дома – это атмосфера и булгаковского дома).

- Почему «Турбины»? (Турбина - это девичья фамилия матери Булгакова Варвары Михайловны. Так писатель прославил её в своём творчестве).

Ученик. (Индивидуальное задание ему дано заранее). «Белую гвардию» Булгаков закончил в 1925 году, но в печать роман вышел неполным и вышел малым тиражом, поэтому остался почти незамеченным. Затем по мотивам «Белой гвардии» Булгаков пишет пьесу «Дни Турбиных».  Я прочитал эту пьесу и могу сделать вывод, что в сравнении с романом в пьесе события показаны драматичнее: Алексей будет убит, Николка ранен. После постановки «Дней Турбиных» рапповская критика обрушилась на Булгакова и его творение, обвиняя писателя в отсутствии классовой позиции.

Учитель. А с какой позиции рассматривает Булгаков события? (Общечеловеческой). Как выразился он в письме правительству, стремился  «стать бесстрастно над красными и белыми». И это отразилось уже в эпиграфе.

III.

Учитель. В романе два эпиграфа.

  1. Откуда строки 1-го эпиграфа? (Из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
  2. Соотнесите эпиграф с текстом. Какая связь? (Образы метели, вьюги, смятения не только в природе, но и в судьбах героев).
  3. Откуда дует ветер? (С севера). Какой в этом аллегорический смысл? (С севера, с Москвы приближается революция как стихия, как ненастье).
  4. Ещё какая связь с повестью Пушкина? (В пушкинской повести раскрывается тема бунта и у Булгакова революция – тоже бунт).
  5. 2 эпиграф из «Откровения Иоанна Богослова», из «Апокалипсиса». Какая тема раскрывается в нём? (Тема суда как результата бунта).
  6. В каком эпизоде романа разворачивается эта религиозная тема? (В ч.1, гл.5, во «Сне Алексея». Бог готовит место в раю и белым, и красным, говоря: «…все вы…одинаковые – в поле брани убиенные»).
  7. Вот она, общечеловеческая, позиция Булгакова. В чём выражается? (Булгаков отрицает всякое насилие, утверждая вечную ценность – человеческую жизнь).

IV. Давайте мысленно и эмоционально погрузимся в текст.

Учитель. Пусть звучит Булгаков.

- Заранее подготовленный ученик читает 1 абзац романа.

1) Беседа по поэтике:

а) Завораживает вас слово Булгакова?

б) Кем по своей природе раскрылся писатель? (Лириком, строки звучат словно стихотворение в прозе).

в) Какие особенности поэтики? (Инверсия (придаёт поэтическое звучание); антитеза; эпитеты («велик и страшен» год, «пастушеская» Венера); цвет символичен (белый - символ чистоты, святости; красный – кровь, страдание); образы – символы (в римской мифологии):

Марс

Венера

война  

любовь

(в ходе урока символы записать на доске и в тетрадях)

По этим полюсам: войны (а вместе с нею - ненависти и предательства) и любви (доброты и благородства) - идёт в романе и размежевание образов. (По ходу работы ученики в тетрадях делают записи, разграничивая героев по полюсам).

Учитель.

  1. О чём говорит обращение Булгакова к небу? (Об уровне проблемы, приобретающей космический размах).
  2. Кто из писателей 19 века обращался к небу? (Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»). О какой трагедии писал Толстой? (Отечественной войне 1812 года).
  3. Какой год у Булгакова? (1918). А как писатель относится к этому времени? (Не принимает революцию).
  4. Какой образ помогает это понять? (Образ Города).

V. Образы в романе.

1. Образ Города. Почему Город без имени? (Это город-символ, как нечто обобщённое, вечное).

а) Через какие детали создаётся образ Города?

  • звуки (выстрелы, крики);
  • цвет (серый - цвет оружия, уничтожающего жизнь; бронепоезда, увезшего Тальберга; цвет шинелей немцев; цвет тумана);
  • лексика (слово «тревога» и синонимичные ему слова встречаются во 2 гл. ч.1  11 раз;
  • запахи (в магазине мадам Анжу запах духов – запах прошлого; теперь здесь снаряды, несущие смерть; ужасный запах в мертвецкой (в эпизоде, где Николка ищет тело Най-Турса, - вспомним «Ад» Данте!) – это запах настоящего).

б) Кто правит городом? (В городе смута, смена властей, судьбы людей ломает беспорядок; «жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете» (О детях Турбиных); Булгаков вспоминал, что в Киеве за несколько месяцев революции 7-8 раз менялась власть). 

Вывод: отнесём образ Города к полюсу войны.

2. Что противопоставлено образу Города? (Образ турбинского дома. Он словно ковчег в волнах потопа революции).

а) Какая атмосфера в этом доме? (Атмосфера высокой культуры, быта, традиций, высоких человеческих отношений).

б) Найдите «жемчужины текста» -  художественные детали, подчёркивающие эту атмосферу уюта («весело загорелись турбинские окна», «наши израненные души  ищут покоя за такими кремовыми шторами», икона Божьей матери в углу, «шоколадные книги», «саардамская» изразцовая печь, лампа под абажуром, «часы поют гавот», свежие цветы в вазе и т.п. Это не просто вещи, а члены семьи, они одушевлены).

в) Сравните с домом Лисовичей («Засветился слабенькими желтенькими огнями трус Лисович»; здесь ненавидят друг друга, оскорбляют; накопительство приводит их к низости души).

г) С какой семьёй литературы 19 века можно сравнить семью Турбиных? (С Ростовыми в «Войне и мире» Л. Н. Толстого: те же отношения, те же покалеченные войной судьбы).

д) Какие вечные ценности утверждает Булгаков? (Дом, родину, семью).

Вывод: образ дома Турбиных отнесем к полюсу любви.

3. Образы Турбиных и их друзей. Какие нравственные ценности унаследовали от родителей дети Турбиных? (Их к полюсу любви).

а) Елена («ясная», «золотая») – хранительница домашнего очага (мать завещала детям: «Дружно живите»), Елена добра и сострадательна.
- Чтение наизусть молитвы Елены (индивидуальное  задание ученицы). Какое проникновение писателя в душу человека! И … отмолила!

б) Алексей и Николка (порядочность, мужество, честь):
- у А. С. Пушкина эпиграф к «Капитанской дочке» - «Береги честь смолоду». Что такое честь? (Моральные качества, достойные уважения, гордости).
- однозначно ли отношение к чести у офицерства? Нет. Честны до конца Турбины (отец учил), их друзья:

в)  Мышлаевский (помороженный оберегал город); Малышев не послал солдат «на убой»; Най-Турс телом своим прикрыл отступление юнкеров (герои полюса любви).
4. Им противопоставлены штабные чины, гетман, немцы, Тальберг («двуслойные глаза»!). Предатели и трусы – полюс войны. 

Вывод: Честные люди остаются со своей  страной. Подвиг совершает служилое, среднее, боевое офицерство. Взгляд на правду войны у М. А. Булгакова совпадает с взглядом Л. Н. Толстого: вспомним в «Войне и мире» забытую батарею Тушина, скромного Тимохина. О таких солдатах поёт А. Розенбаум в «Романсе Най-Турса». 

 (Звучит песня А.Розенбаума).

VI. Итоги.

Учитель.

  1. Ребята, как вы считаете, почему роман называется «Белая гвардия»? (В офицерстве, людях долга, в интеллигенции Булгаков видел опору и надежду для народа и страны.  «Белая» - святая).
  2. Внимание на эпиграф к уроку (строки М. Цветаевой). Как вы понимаете строки? («Белая гвардия», люди чести, честны до конца).
  3. Как же складываются судьбы главных героев? (Трагически: Елену предаёт, бросает муж; на пороге смерти был Алексей; осиротели мать и сестра Най-Турса).
  4. Как сложатся судьбы Турбиных в будущем? Есть будущее у этой семьи? (Навряд ли. В эпоху испытаний, какой стала революция, люди честные и благородные чаще становились жертвами. Сон Елены – предчувствие смерти Николки).
  5. 3 часть. 1919г. Сохранилась надпись на печи: « Лен… я взял билет на «Аид». Какую вечную ценность она утверждает? (Любовь. Любовь не умирает ни при каких обстоятельствах, иначе умерла бы жизнь. А жизнь вечна).
  6. В конце романа Булгаков дарит своим героям сны. Разные герои – разные сны. Но все герои под одним небом.
  7. Чтение наизусть последнего абзаца (инд. задание).

Учитель. «Почему?» Это не вопрос писателя, а его призыв, призыв ценить человеческую жизнь, быть милосердными, отречься от войн, а перед «в поле брани убиенными» склониться.

В память о всех жертвах войн и революций пусть горит свеча (звучит песня А. Малинина «Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа» или Газманова «Господа офицеры»; юноша зажигает свечу).

Используемая литература.

  • Богданова О.Ю. Интерпретация текста романа «Белая гвардия» // Литература в школе – 1998 - №2.
  • Подхватилина Г.А. Мотив долга в «Белой гвардии» // Литература в школе – 2002- № 7