“ОТ ЛЮБВИ НЕ ТРЕБУЮТ ПОРУКИ,
С НЕЮ ЗНАЮТ РАДОСТЬ И БЕДУ”,
посвященный 110-летию С.А.Есенина
ЦЕЛЬ: приобщение учащихся к миру прекрасного, к миру поэзии;
ЗАДАЧИ:
- ознакомить учащихся с поэзией С.А.Есенина;
- вызвать интерес к любовной лирике поэта;
- попытаться воссоздать эпоху;
Оборудование: интерьер салона, фортепиано, свечи, шведский стол, угощения, (создание временного соответствия в одежде ведущих и посетителей салона).
Участники - организаторы салона: методическое объединение учителей русского языка и литературы “Лингва”.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Хозяйки салона встречают гостей.
1 вед: Добрый вечер, дорогие гости нашего салона, нашего праздника поэзии! Вновь мы открываем двери в Прекрасное. Сегодня мы приятно проведем время, послушаем хорошую музыку, романсы на стихи Пушкина, Есенина.
2 вед: Дорогие гости! Во все времена в поэзии нуждались, ею восхищались, в ней искали утешение, правду, красоту.
1 вед: Сегодня мы поговорим о любви, о самом прекрасном из всех чувств, которым наделено человечество. Для многих поэтов любовь служила музой-вдохновительницей. Как вы уже знаете, самым любимым поэтом Есенина был А.С.Пушкин.
(звучит романс на стихи Есенина “Я встретил Вас”).
2 вед: Любовь окрыляет, вдохновляет на подвиги. Всю свою жизнь и душу Есенин оставил в стихах, песнях, посвященных любимым.
1 вед: Вы, наверно, догадались, что сегодня мы будем говорить об адресатах поэзии Есенина.
2 вед: Давайте сейчас вспомним, каким прекрасным дамам были посвящены великолепные строки поэтов.
- А.С.Грибоедов – Нина Чавчавадзе
- А.С.Пушкин – А.П.Керн, Н.Н.Гончарова
- И.С.Тургенев – Полина Виардо
- А.А.Блок – Л.Д.Менделеева
- Н.С.Гумилев – Анна Ахматова
1 вед: Мария Пальменовна Бальзамова (на экране проецируется ее портрет). Есенин познакомился с ней перед отъездом в Москву и назвал ее “тургеневской Лизой”. Ей он посвятил стихи: “Не бродить, не мять в кустах багряных…”
(выразительное чтение стихотворения)
2 вед: Лидия Ивановна Кашина (на экране ее портрет). Жена профессора Н.Кашина, владела несколькими языками. Была интеллигентная, изящная особа, любила искусство. Она стала прообразом Анны Снегиной, ей посвящено стихотворение “Зеленая прическа…”
(во время чтения угощение)
1 вед: Зинаида Николаевна Райх. (На экране фотография Зинаиды Райх с детьми Татьяной и Константином). Первая жена Есенина. Они повенчались в июле 1917 года. У них было двое детей: дочь Татьяна и сын Константин. К сожалению, этот брак длился недолго. Стихотворение “Письмо к женщине” посвящено ей.
(чтение стихотворения)
2 вед: Айседора Дункан. На экране фотографии американской танцовщицы, покорившей воображение Есенина. 1921г удивительная осень в жизни поэта. Он знакомиться с Айседорой Дункан. Она приехала в Россию, чтобы открыть школу пластического танца. Их роман развивался бурно. Молодой поэт был покорен ее грацией и красотой, в мае 1922 года они поженились. У поэта есть строки, посвященные ей в поэме “Черный человек”.
1 вед: Перед нами Августа Леонидовна Миклашевская. Она была актрисой камерного театра. Познакомились летом 1923 года, состоялась помолвка, но к браку она не привела. Ей посвящены семь стихотворений из цикла “Любовь хулигана”
(чтение стихотворения “Заметался пожар голубой”)
2 вед: Шагандухт Нерсесовна Тальян (Тертерян)- известная нам как Шаганэ – восточная муза Есенина. Они познакомились в 1924 году в Ботуми. Виделись недолго, но благодаря ей появились бессмертные персидские мотивы.
(“Шаганэ, ты моя Шаганэ”)
1 вед: И, наконец, завершает эту плеяду ярких женщин, Софья Андреевна Толстая. Внучка Л.Н.Толстого. Познакомились в марте 1925 г. Зарегистрировали брак в сентябре 1925 г. Ей посвящено такое стихотворение: “Видно, так заведено навеки…”.
2 вед: Вот, мы прекрасные стихи великого поэта, посвященные любимым. Не зря многие стихотворения Есенина переложены на музыку. Давайте послушаем романс “Отговорила роща золотая” в исполнении нашей постоянной посетительнице нашего салона, уважаемой Розы Ивановны.
(Звучит романс).
1 вед: Незаменимой забавой во всех салонах было раскладывание пасьянса. Давайте и мы окунемся в мир, где царила музыка, поэзия, красота.
2 вед: Мы предлагаем вам игру “Поэтический пасьянс”. Я раздаю игрокам карты на которых написана вторая часть стихотворения Есенина. Я говорю вам начало, а вы должны продолжить стихотворение. Если игрок угадывает, он читает 2 часть, если правильно, то слышит в ответ “Ваша карта бита”.
(игра “Поэтический пасьянс”).
1 вед: Наталья Павловна, еще раз, пожалуйста (звучит романс “Не жалею, не зову, не плачу”).
2 вед: Огромное спасибо, Наталья Павловна, за прекрасную музыку. Мы с Натальей Павловной тесно сотрудничаем. Она всегда рада принять участие в наших начинаниях.
1 вед: Ну а теперь новинка, модная игра сезона “Игра в фантики”. Выходят пары, стоят друг к другу спиной и по команде поворачиваются друг к другу лицом. Если ошиблись, то сдают фантики. В конце игры разыгрываются фантики.
2 вед: На этом наш вечер, посвященный Сергею Есенину, подошел к концу.
“От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду”, - писал Есенин.
Внеклассное мероприятие, посвященное 110-летию С.А. Есенина “Деревенские посиделки”, для учащихся 5–7-х классов
Цель: пробудить интерес учащихся к жизни и творчеству великого поэта, приобщить к искусству слова.
Задачи:
- познакомить учащихся с детскими годами поэта;
- познакомить с русским фольклором, культурой;
- развить устную, монологическую речь учащихся;
Оборудование: интерьер русской, деревенской избы (печь-лежанка, самовар, деревенская утварь, хохломская роспись, гжель, глиняные игрушки, чугунки).
Традиционные русские угощения: чай с баранками, с сахаром, пельмени, блинчики с начинками, пирожки с разной начинками, квашенная капуста, конфеты-петушки, вареная картошка со сметаной, с луком, грибы и т.д.
Ход мероприятия
От имени матери, Татьяны Федоровны – хозяйки избы, учащиеся приглашаются в гости на посиделки.
Татьяна Федоровна:
Проходите, гости дорогие!
Погостите в нашей горнице,
Посидите с нами за столом,
Да послушайте стихи сына моего,
О природе, о добре, о детях.
Маленькая Сережа, 7 л.:
- Родился я в Рязанской губернии, в селе Константиново, а ныне – Есенино.
Родители мои – крестьяне. Когда мне исполнилось 2 года, меня отдали на воспитанию в семью деда, так как родители уехали на заработки в Москву. Никто не имел для меня такого значения мой дед – Федор Андреевич Титов. Он был удивительный человек, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен, в общем “умственный был мужик”.
Учащиеся начальной школы: композиция из первых стихотворений поэта:
1 чтец: Сергей Есенин говорил, что “писать для детей надо особый дар иметь”, поэтому специально “детских” стихов у него очень мало. Первые стихи Есенин написал, когда ему было 10 лет.
2 чтец: чтение стихотворения “белая береза”.
3чтец: первые стихи поэт напечатал в детских журналах “Мирок” И “Проталинки”. А в 1916 году, когда вышел первый сборник для детей “Зарянка”.
4 чтец: стихотворение “С добрым утром!”.
5 чтец: выразительное чтение стихотворения “По лесу леший кричит на сову”.
6 чтец: выразительное чтение стихотворения “Что это такое?”. Татьяна Федоровна выносит лоток с красочными петушками.
2 маленький Есенин: В семье деда жили родные братья матери. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Помню, как трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу держался за холку. А потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду… после лет восьми другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленным и утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коневодом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. А дед радовался и говорил: “Он так крепче будет”.
Татьяна Федоровна: Действительно, Сережа считался среди деревенских мальчишек заводной, лето проводил в бескрайних полях и зеленых лугах у родного села, радовался и белой березке, душистой черемухе.
Охлопков Гурий, 6а Кл.: “Березка”.
Местникова Марианна, 7 кл.: “Поет зима аукает”.
Татьяна Федоровна: Маленький Сережа очень любил животных. Трепетно и нежно относился он к беззащитным живым комочкам.
Пирожкова Аина, 7 кл.: “Песнь о собаке”.
Учащиеся 5а кл.: поэма “Лебедушка”.
Татьяна Федоровна: учился Сережа в сельской школе. Как мы были рады и горды, когда он закончил ее с похвальной грамотой. Мы хотели, чтобы он стал учителем, но у Сергея были другие планы на жизнь. Он стал поэтом, “певцом бревенчатой избы”.
Заровняев Богдан, 5 а кл.: “Гой ты, Русь моя родная …”
Татьяна Федоровна: В своих стихах он воспевает родную природу. Он превращает в золото поэзии все. Для него каждый угол в родной избе дорог. В своих стихах он вспоминает обо мне.
Татаринов Вася, 7 кл.: “В хате”
Неустроев Дима, 5 а кл.: “Ты жива еще моя старушка?”
Татьяна Федоровна: сегодня мы говорили о моем сыне, Сергее Александровне Есенине, читали его стихи, слушали воспоминания из его детства. За это я вам всем искренне благодарю.
Ведущий: Теперь, дорогие ребята, каждая посиделка в русской избе славится своими угощениями, сладостями. Сегодня все классы принесли на свой стол угощения, традиционные русские блюда. Жюри оценит оформление, убранство и богатство стола.
Итоги:
- 1 место – коллектив 6а класса. Классрук. – Сивцева М. Т. – 16 блюд
- 2 место - коллектив 5а класса. Классрук. – Оконешникова Л. И. – 10 блюд
- 3 место - коллектив 5б класса. Классрук. – Бочкарева З. Н. – 9 блюд
Заключительная часть
Ведущий: Дорогие гости наших посиделок, после угощений, вкусных блюд, наверно, вы не прочь играть русские народные забавы.
Татьяна Федоровна: Сергей очень любил игры, где бы он ни был, его дети любили. За ним ходили гурьбой, он был инициатором многих игр и развлечений.
Ведущий:
- 1 игра – “Салки”
- 2 игра – “Салки”
- 3 игра – “Гуси и охотники”
- 4 игра – “Вороны и воробьи”
5 игра – “Курица и цыплята”
(Дети играют)
Ведущий: мы благодарим вас, дорогие гости наших посиделок, за активное участие на нашем празднике.
Татьяна Федоровна: Мне очень понравилось с вами. От всей души благодарю всех за прекрасные стихи, за душевное участие.
(Всем участникам раздаются памятные сувениры).