Звучит “Случайный вальс” (Л. Утёсов). На фоне музыки читаются стихи.
Хабибулина Анна (5а класс): Слайд 2 (См. Приложение 1, см. фото автора стихов)
В парке на площадке танцевали
Бабушки и дедушки степенные.
На груди созвездие медалей,
Музыка звучала довоенная.
Танцевали, сединой покрытые,
Медсестрёнки бывшие и взводные.
Молодёжь толпилась любопытная:
Музыка звучала старомодная. Слайд 3
Как вам объяснить, вчера рождённые,
Что они пришли непобеждённые,
Чтоб дотанцевать, войною прерванный,
Танец этот свой из сорок первого.
(В. Яганов. “Танец из сорок первого”)
Ведущий 1 (учитель литературы Черныш Ю.Г.): Слайд 4
Война… Всё дальше уходят от нас суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданием миллионов людей. 64 года миновало со Дня Победы над врагами. Тем, кто не смог дотанцевать свой вальс в далёком 41-ом, тем, кто воевал, защищая Родину, и приближал победу в тылу, посвящается наша литературно-музыкальная композиция по стихам амурских поэтов “Как могут эти дни забыться…”. (Включается фонограмма песни “Священная война” (1 куплет), затем в записи – гудок паровоза и 1 куплет песни “Огонёк”. Стихи читаются на фоне музыки).
Война!.. Она неожиданно ворвалась в жизнь людей 22 июня 1941-ого, круто отделив всё вчерашнее от суровой действительности нового дня – первого из долгих и тяжёлых 1418 дней начавшейся войны, которую народ назвал Великой Отечественной. (Включается фонограмма песни “Баллада о солдате”). Слайд 5
Более 100 тысяч человек, или почти половина взрослого мужского населения Амурской области, встали в боевой строй защитников Родины. В армию ушли 53% состава областной партийной организации, почти 30 тысяч комсомольцев, в том числе 3300 девушек. Из числа амурцев было сформировано несколько дальневосточных дивизий, которые сражались с фашистскими полчищами.
На фронтах Великой Отечественной сражались 2223 серышевца. Бессмертен подвиг наших земляков, защищавших нашу страну в битвах Великой Отечественной войны. На фронт ушли все мужчины, за исключением стариков и тех, кто имел бронь. Наши земляки воевали на Волге, защищая Москву, на Курской дуге, освобождали Прибалтику, Украину, Белоруссию, дошли до Берлина. Они героически воевали и на дальневосточных рубежах.
Не все из них вернулись с полей сражений: война унесла жизни 1442 жителей района. Ушли на фронт и погибли 7 человек из села Хитровка, 16 – из Белогорки, 42 – из Бочкарёвки, 47 – из Томского... Вдумайтесь в эти страшные цифры! Слайд 6
Одним из 112 погибших земляков был Степаненко Алексей Трифонович. В декабре 1942 года он попал на Ленинградский фронт. Его фронтовая судьба была совсем короткой, её можно проследить по пяти письмам, которые он успел прислать в село Томское своей жене Ефросинье Семёновне и сыну Мише (1929 г. р.). Слайд 7
Включается фонограмма песни “Моя любимая”, а потом песни “В землянке” и “Тёмная ночь”. Ученик 9а класса Москалёв Александр, одетый в военную форму, сидя на пеньке, на фоне звучащей музыки читает отрывки из писем:
“1942 г., декабря 22.
* * *
Здравствуйте, дорогие родные! Во первых строках я
должен сообщить, что на фронт прибыл 20-ого
декабря, благополучно попал, куда желал – в
противотанковую артиллерию. Нахожусь в
ленинградских лесах. Пишу письмо, а рядом братцы
звучат, фрицам посылают свои гостинцы. Обо мне не
беспокойтесь, умереть можно и дома. Приеду с
войны, отдохнём и будем жить по-старому…”. Слайд
8
* * *
“Здравствуйте, милая жена Фрося и сыночек Миша. С
12 января участвую в самостоятельной молотьбе,
намолотили очень много фрицев, буду молотить,
пока работают наши большие молотилки и мы около
них. Обо мне не беспокойся, жив буду, будем опять
вместе, сына не обижайте. Сейчас пишу, а снаряды
кругом рвутся, сейчас нахожусь от немцев метров
250. До свидания, целую вас, остаюсь невредим. Не
забывайте. 16 января 43 год с фронта
Волхов-Ленинград”. Слайд 9
* * *
“1943 года, февраля 23-го дня. В день великого нашего
праздника я решил написать вам письмо. …14. 1. 43 г.
мне пришлось встретиться в траншее у немцев с
одним фрицем на расстоянии 1 метра. Дядя здоровый,
да рыжий, обросший. Мне удалось схватить его за
ствол винтовки, и он выстрелил в меня и
прострелил мне противогаз. И тут завязалась
борьба врукопашную, но скоро фашист лежал подо
мной, а я сидел на нём верхом, как ястреб на своей
жертве. Я вырвал у него винтовку, тогда он стал
лопотать на своём языке, видно было, что он просил
пощады, вытягивая руки вверх. Но от меня пощады
враг не дождётся, и фриц из своего же ружья
получил смерть. Второй случай расскажу в
следующем письме, ещё интереснее…”. Слайд 10
* * *
“Здравствуйте, дорогие родные! Спешу сообщить,
что я жив, здоров, чего и вам желаю. Живу
по-прежнему, встречаемся с фрицами каждый день.
Дело идёт благополучно. Сегодня 8-е марта, хочу
поздравить с Вашим праздником, но женщин здесь
нет. Есть деревни близко, вчера были в одной. Было
60 домов, а сейчас только 4, и то осталось случайно.
Вторая деревня 44 дома, осталась только чёрная
земля да куски металла от бомб и снарядов. Вот где
проходила нога гитлеровской банды. Ну, пока,
писать некогда, ждите конца войны, а после и меня.
Ваш муж и папа Алексей”. Слайд 11
* * *
“9 марта 1943 год. Фронт. Было вчера 8 марта, и мне
поцарапало немного правую ногу. И вот сейчас лежу
в землянке один, кругом стрельба орудийная, да
самолёты в воздухе ревут.
Обо мне не беспокойся, у меня всё хорошо. Главное, не падай духом, будь решительной, твёрдой, вы теперь имеете право гордиться, что ваш муж и папа – воин Красной Армии, защитник Отечества. Слайд 12
Дня через 4–5 буду здоров и снова буду таким же бойцом, как и был. Пришёл врач, и я иду на перевязку. Ваш муж и папа Алексей”.
Включается фонограмма взрыва и песни “Реквием”.
Ведущий: Это была последняя весточка с фронта… 24 марта 1943 года Алексей Трифонович Степаненко погиб на станции Мга в селе Александровка и похоронен в братской могиле. Остались только 5 писем, которые бережно хранила, пока была жива, его жена Ефросинья Семёновна, а теперь хранят его внуки и правнуки. А. С. Степаненко – это прадедушка Димы Степаненко из 7 класса. Слайд 13
Треугольники ветхие, старые,
Вновь напомнили мне о войне:
Захватило всё небо пожарами –
Блёкнут краски земные в огне…
…Реки памяти в нас не кончаются.
Их начало в весенней поре.
Лица павших с годами не старятся,
Отражаются в вечном огне…
Это стихи Елены Михайловны Финошиной (внучки Алексея Трифоновича Степаненко). Стихи посвящены дедушке, которого она никогда не видела. На экране вы видели те самые 5 писем – подлинные! Им больше 60-ти лет! Слайд 14
В те годы приближали победу и труженики тыла. Не было в нашей области ни одного предприятия, ни одного рабочего и колхозника, не выполняющего производственные планы.
Чудеса героизма проявляли в тылу женщины. Одной из первых в районе села на трактор Е. С. Шуйская из Лебяжьего. Комбайнёр М. Г. Рудая из колхоза “Парижская Коммуна” на уборке урожая ежедневно выполняла норму на 150%. (Слайд 15).
Степаненко Ефросинья Семёновна (1908-1997гг), жена А. Т. Степаненко, с 5 августа 1941 года работала на комбайне “Коммунар”, окончила трёхмесячные курсы трактористов в селе Тавричанка и во время посевной работала на тракторе “Универсал”. Зимой была конюхом и возила горючее из Белогорска для МТС. Слайд 16
Покоя и лени не знала:
Пахала, зерно убирала.
Тянула ты лямку вдвойне,
Ведь муж твой погиб на войне…
(Финошина Елена)
Было тяжело – недоедали, недосыпали, но никто не жаловался: все с нетерпением ждали Победы и приближали её, как могли. Вечерами женщины собирались, вязали носки и варежки, а затем отправляли на фронт.
Помогали громить врага, чем могли. Не только трудом, но и личными сбережениями. В фонд обороны от жителей Серышевского района поступило почти 1,5 миллиона рублей. На фронт было направлено 2187 посылок, собрано 10 тысяч тёплых вещей. Слайд 17
Ведущий: Мы начали сегодня выступление стихотворением амурского поэта Виктора Яганова. Сам он не воевал, так как родился в годы войны – 24 июня 1942 года в г. Благовещенске. Его мать – учительница русского языка, отец – учитель математики. Стихи В. Яганов начал писать рано: с 11-12 лет. Многие из его стихотворений – о войне. Сегодня вы услышите некоторые из них. Отец Виктора Яганова тоже защищал Родину. Когда он ушёл на фронт, мать Виктора стала солдаткой. Так называли жён солдат.
Ющенко Женя (6а класс): В. Яганов “Солдатки” Слайд 18
Откуда женщины узнали –
Пронёсся слух, как будто стон –
По Транссибирской магистрали
Пройдёт военный эшелон.
В душе солдаток затаённо
Надежда вспыхнула звездой:
В том эшелоне задымлённом
А вдруг окажется и мой!
Чтоб деток милых повидали,
В глаза родные заглянуть,
Грудных солдатки пеленали
И собирались в дальний путь.
Обоз тянулся одиноко
В степи без света и тепла.
Казалось, к станции далёкой
Сквозь ад дорога пролегла.
Вдаль устремляя взор бессонный,
Стеная вьюге в унисон,
С грудными стыли на перроне,
Всё ожидая эшелон.
От горя женщины немели
С тоской своей наедине –
Теплушки мимо пролетели
Навстречу вьюге и войне.
Среди солдаток, ожидая
Тот эшелон, судьбу моля,
Меня дыханьем согревая,
Стояла скорбно мать моя.
Ведущий: Во время войны всем тяжело: и тем, кто воюет, и тем, кто ждёт… И самое страшное, если ждать уже некого, если семья получила похоронку: жена стала вдовой, а дети – сиротами.
Ермоленко Илья (5а класс): В. Яганов “Марья да Иван”
Жёлоб водосточный
Вылез за плетень.
Стёкла в переплётах
Тень – тихонько – тень!
Высохла замазка –
Дребезжит стекло.
Выдувает ветер
Из избы тепло.
Молодой хозяин
Не вернулся в дом.
На деревне Марья
Первая из вдов.
За резной иконкой
Пыткою души
Листик “похоронки”
Третий год лежит.
Свадебное фото,
В лебедях ковёр.
По рукам тоскует
Запустелый двор.
На дворе в бурьяне
Воробьи снуют,
Из немецкой каски
Куры воду пьют.
Потное окошко,
Вечер голубой.
Пальчиком Иванушка
Чертит дом с трубой.
Ведущий: Страшно, когда остаются без отца маленькие дети, но и взрослым детям больно терять своего любимого. Слайд 19
Включается фонограмма музыки А. Вивальди.
Ющенко Женя (6а класс): В. Яганов “Скрипка”
Костёр светло и зыбко
Горел у самых ног.
Играл комбат на скрипке,
Уставший от дорог.
В любую непогоду,
Не в гости, не на бал –
Он в дальние походы
Её с собою брал.
В морозы и в метели,
На огневой, в бою
В футляре, как в шинели,
Она была в строю.
Средь нас не одинокая. …
Она – как дочь полка.
И музыка высокая
Лилась из-под смычка.
И, воспевая родину,
Послушная рукам,
Она паёк-мелодию
Всю отдавала нам.
И ничего не требуя
Взамен, который раз
Казалось, просто не было
Родней её у нас.
Костёр светло и зыбко
Тепло дарил бойцам.
ИГРАЛ КОМБАТ НА СКРИПКЕ
ПОГИБШЕГО ОТЦА.
Ведущий: Да, скрипка, гитара, гармонь помогали бойцам не очерстветь душой. Музыка была духовной пищей. Но, конечно же, нужен был и хлеб реальный как в тылу, так и на фронте. И ещё раненым нужна была Кровь. Советские люди помогали тем, что сдавали кровь для солдат.
Фомин Дима (6а класс): В. Яганов “Донор” Слайд 20
Сестра в халате, как мадонна.
Игла ужалила, тонка.
Я кровь сдаю – рабочий донор,
Пришедший прямо от станка.
Я за тебя, солдат, воюю,
Теперь уже за жизнь твою.
Не зная, кто ты, я живую
Кровь безвозмездно отдаю.
Ты мстил врагу святою местью
В окопе узком, на снегу.
Кровь проливал не безвозмездно –
Неся возмездие врагу.
Я подвиг твой, как правду, помню.
Ты выжил, вышел из огня.
Я кровь твою своей восполню.
Ту, что ты отдал за меня.
Ведущий: Бойцам нужно обмундирование, нужно оружие, но нужен был и хлеб. Оставшиеся в тылу всё делали для того, чтобы бойцы не голодали, а сами все четыре года перебивались, чем могли. Был такой лозунг: “Всё – для фронта, всё – для Победы”. И всё равно продовольствия не хватало. Ведь его добывали женщины, старики, дети: рабочих рук не хватало.
И самое главное, о чём мечтали тогда и на фронте, и в блокадном Ленинграде, и в тылу – это чтобы наесться досыта хлеба!
Раков Виктор (6а класс): дной из первых в районе села на трактор Е. я, ни додного рабочего и колхозника
В. Яганов “Военный хлеб” Слайд 21-23
Нам было не до благолепий,
Не до нарядов пышных было –
Всё время думали о хлебе:
побольше – фронту, меньше – тылу.
На горе и слезах взращённый
Во фронтовом пайке бессменный,
Он воевал ненаграждённый,
Как рядовой, всегда бессмертный.
И были б мы, наверно, правы,
И нет желанья откровенней:
Когда б звездой солдатской славы
Был награждён наш хлеб военный.
Ведущий: Женщины во время войны взяли на свои хрупкие плечи всю тяжесть мужских забот: они таскали брёвна, строили заводы для производства самолётов, танков, бомб, снарядов. Женщины и дети (что постарше) стояли у станков… Работали до изнеможения, сутками – засыпали у станков!
А маленькие ребятишки зачастую оставались одни (они рано взрослели). В лучшем случае за ними присматривала бабушка, которая должна была ещё думать, чем прокормить и внуков, и их матерей.
Солопенко Ксения (5а класс): В. Яганов “Бабушкино поле”. Слайд 24
Бабушка моя по матери
В горькой суете военных дней
К нам была, наверное, внимательней
Занятых по горло матерей.
Дети дочерей её – солдаток –
В доме было трое нас, внучат,
И до слёз скупой полудостаток
На её лежал тогда плечах.
Каждый день и час об этом помня,
За троих работала порой,
И своё картофельное поле
Орошала потом и слезой.
Сколько было нами не замечено
В бабушкиной хлопотной судьбе.
С болью дочерей встречала вечером,
День таскавших брёвна на себе.
И о них нужна была забота.
Сердцем знала, стоя у плиты,
Ведь совсем не женская работа
Разбирать тяжёлые плоты.
До сих пор я к ней любовью полон.
До Победы, что пришла с весной,
Все мы были бабушкиным полем,
Орошённым лаской и слезой.
Лызо Оксана (3а класс): В. Яганов “Дети войны” Слайд 25
Кастрюля с пареной пшеницей
На самом краешке стола.
Три детских худеньких десницы –
Как неокрепших три крыла.
А за окном февральский ветер
Напоминает о весне.
И нету, кажется, на свете
Пшеницы пареной вкусней.
А самой старшей только восемь –
Для младших нянька день-деньской.
И если в дом войдут и спросят –
Ответит просто, не впервой:
– А мамка наша на заводе,
На фронте папка (третий год),
Как будто тоже на работе:
Закончит смену – и придёт.
Гаранская Алёна (3а класс): В. Яганов “Тётя Наташа” Слайд 26
Милая, милая
Тётя Наташа.
Мужа, как руку,
Война отняла.
Постной картошкой
Да тыквенной кашей
Всех пятерых,
Прокормив, подняла.
Вот и десяток
Седьмой распечатан,
В убранном доме
Достаток,
И всё ж
По воскресеньям
Тарелку внучатам
С тыквенной кашей
На стол подаёшь.
Ведущий: Война шла к концу. Возвращались с фронта раненые и инвалиды. Искали себе новые профессии, становились учителями. И после войны они продолжали работать в школе. Об одном из таких бывших фронтовиков стихотворение Яганова “Учитель пения”.
Добровлянина Кристина (6б класс): В. Яганов “Учитель пения” Слайд 27
Помнится, в класс,
Что был низок и тесен,
Приходил баянист
На певучем протезе.
Шуткой нам, подмигнув,
Поднимал настроение.
Начинался урок
Коллективного пения.
Как от боли, лицо
Он морщинил, играя,
Расступались мехи,
Песне волю давая.
Забывая про всё,
Пели мы упоённо:
“Вот солдаты идут
По степи опалённой”.
Бередили слова
Наши детские души,
Потому что для нас
Песни не было лучше.
И ребячьи сердца
Учащённее бились,
Потому что отцы
Не у всех возвратились…
А когда он ступал,
Чтоб развеять усталость,
То тяжёлый протез
Подпевал нам, казалось.
Ведущий: Даже после того, как война кончилась, людям в нашей стране жилось нелегко. Многие мужчины и молодые женщины погибли, не сразу домой вернулись фронтовики: кто-то должен был охранять только что с таким трудом завоёванный мир. И по всей стране надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство.
Луговая Фаина (5а класс): В. Яганов “Школьная лошадь” Слайд 28
Лампа керосиновая,
Классный стол.
Ещё над Россиею
Вдовий стон.
Не все ещё с фронта
Вернулись отцы.
Дома покосились –
Сменить бы венцы.
Другу Володьке
Лишь восемь лет.
Нету отца,
Ещё отчима нет.
Школьная лошадь
(Который уж год)
В школу промёрзшую
Уголь везёт.
Воз привезла
И, вздохнув тяжело,
Инистой мордой
Уткнулась в стекло.
Глазами её,
Устремлёнными в класс,
Трудное время
Смотрело на нас.
Слайд 29–31
Песня “День Победы”
Ведущий: 8 мая 1945 года пришла наконец долгожданная Победа: Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. В Москве в это время была уже ночь. Именно поэтому мы празднуем День Победы 9 мая. Слайд 32. 9 мая 1945 года в Москве в честь Победы был салют. А через полтора месяца, 24 июня, на Красной площади состоялся Парад Победы. В этот день солдаты-победители бросали фашистские флаги с изображением свастики к подножию Мавзолея.
Ющенко Женя (6а класс): В. Яганов “Подарок” Слайд 33–34
Это история. Это не вспомнилось.
Был я тогда совсем ещё юный.
Мне тогда лишь три года исполнилось.
24-е было июня.
Всё позади: утраты и беды.
Всё впереди: дела и свершения.
Год 45-ый, Парад Победы
В день моего рождения.
Мама, какая была погода:
Пасмурно,
Дождь ли шёл травами сочными?
Только я сердцем верю охотно:
У всех на душе было ясно
И солнечно.
Свастика смерти – нет символа злее,
Свастика смерти – как знак покорения,
Пала к подножию Мавзолея,
К детским ногам моего поколения.
Родина-мать, прими обращение:
Спасибо, что нас сберегла,
Как побеги,
Спасибо за то,
Что ты в день рождения
Нам подарила Парад Победы.
Ведущий: Через какое-то время после войны стали сооружать памятники и обелиски в честь погибших на войне, отдавших свою жизнь за то, чтобы мы после войны жили долго и счастливо.
У нас в селе тоже имеется памятник воинам-односельчанам, павшим в Великой Отечественной войне. Он был поставлен в сквере возле сельского Совета в 1965 году, ныне здесь администрация села Томского. Слайд 35
На массивном вертикально вытянутом пьедестале с боковыми крыльями – бюст воина в каске. На лицевой грани пьедестала – мемориальная доска – посвящение. На боковых крыльях – рельефное изображение орденов Победы и Отечественной войны. В подножие было замуровано письмо потомкам, вскрытое по завещанию 9 мая 2000 года. Автор памятника – Б. Евдокимов.
Я 28 лет живу в Томском и помню, как каждый год 9-ого мая у Томского ДК на митинг собиралась масса народа: чествовали ветеранов, возлагали венки к памятнику. Но в конце 20-ого века памятник подвергся акту вандализма – бюст воина пришлось восстанавливать. Слайд 36. Такая же трагедия в 2000 году произошла и в Серышеве: в целях наживы группой молодых людей были сняты плиты с именами погибших. Такое отношение к святыням, конечно же, недопустимо! В этом году на Родительский день узнала, что на кладбище в Томском разбиты надгробные памятники у фронтовиков, в том числе и у Боклага Ивана Фёдоровича, который много раз приходил к нам в школу и выступал перед учениками. У меня в уме не укладывается, как могут спокойно жить те, кто совершает акты вандализма?! Как таких людей носит земля?! Слайд 37.
В это году всю весну рассказывали по телевизору о том, что в Благовещенске восстанавливают площадь Победы. Но уже через несколько дней после окончания работ в “новостях”, сообщали, что, несмотря на запрещающие знаки, на площадь заезжают автомобили, и уже на некоторых плитах нового покрытия появились трещины. А в четверг, за два дня до всенародного праздника, уходя на работу, услышала опять же в амурских “Вестях”, что там уже что-то разрушено хулиганами. Больно слышать о таком варварстве – нормальный человек, если он – Человек, конечно же, не позволит себе вандализма! Жаль, что не все хотят помнить, что такое война, которая несёт разрушения, а также кровь, страдания, смерть!..
Для некоторых молодых людей, которые сами не видели войны, стали предметом купли-продажи награды, полученные фронтовиками за их подвиги и раны! Об этом не стесняются даже давать объявления в газетах.
Раков Виктор (6а класс): одной из первых в районе села на трактор Е. я, ни додного рабочего и колхозника
В. Яганов “Кощунство” Слайд 38–39.
Эти строки в газете субботней –
Как ожог, как места болевые.
За червонец в глухой подворотне
Продают ордена боевые.
И цена установлена твёрдая.
Ушлый ферт, торговаться привычный,
Продаёт, как пластинку затёртую,
Продаёт, как портки заграничные.
Встаньте, павшие в битвах, поротно,
Бейте гневно тревогу, живые:
За червонец в глухой подворотне
Продают ваши раны сквозные.
Ведущий 1: Виктор Яганов, как вы увидели по его стихотворениям, всё воспринимал близко к сердцу. Несколько лет назад его сердце отказало, когда он спешил на похороны солдата, убитого в Чечне, чтобы прочесть над его могилой скорбные строки обжигающего руки, только что написанного стихотворения-протеста.
Всё меньше остаётся и свидетелей той страшной войны, всё меньше тех, кто защищал нашу Родину, и тех, кто приближал победу в тылу. Слайд 40
Когда-то у Томского ДК собиралось много ветеранов, а теперь на жилье их осталось всего двое: Ермолов Валентин Лазаревич и Никипелов Степан Петрович. Щемит сердце, и набегают слёзы при виде дедушек и бабушек, которые завоевали нам Победу! Слайды 41–47
Ермоленко Никита (6а класс): В. Яганов “Фронтовик”
Недавно здесь, начав с крыльца,
Сносил дома битюг-бульдозер –
Свалил забор, но до конца
Он дело не довёл и бросил.
Тяжёлых гусениц следы,
Подполий рухнувших воронки.
Раскинув белые цветы,
Стояли яблони в сторонке.
Проститься к ним седой старик
Пришёл, сверкая орденами.
Их называл, прильнув на миг,
В слезах мужскими именами.
Включается фонограмма (–) песни амурского композитора Фёдора Александровича Воробьёва на стихи А. Штенникова “У обелиска”. Поёт вокальная группа учеников 9а классов:
Голову склонив седую низко,
Вспоминая о былых боях,
Ветеран стоит у обелиска,
И цветы дрожат в его руках.
Вспоминает он огни пожарищ
И кромешный ад над головой,
И о том, как пал его товарищ,
Уходя в свой самый первый бой.
Словно он живой перед глазами,
В полный рост, в отчаянном броске,
И земля дрожит под сапогами,
И рука – на спусковом крючке.
Вот и высота – совсем уж рядом,
Та, откуда брызнуло свинцом,
И мальчишка с удивлённым взглядом
Где-то здесь упал в траву лицом.
Первый бой, а стал он – бесконечным
Для мальчишки и его друзей.
Первый бой, а имя стало вечным,
Вечным, как и память у людей.
Голову склонив седую низко,
На святой, на взятой высоте,
Ветеран стоит у обелиска,
И цветы алеют на плите.