"Проявление инфантилизма как черты народного характера в ранних рассказах В.М. Шукшина"

Разделы: Литература


Философы древности говорили, что государства и люди имеют одни и те же болезни. Анализ развития общества указывает на тревожное явление, когда у человека наблюдается явное затягивание детства. Сегодня у молодежи ослаблена ответственность по отношению к реальности. Дети поздно взрослеют, результатом чего выступает инфантилизация школы и общества. На развивающуюся гражданскую инфантильность подрастающего поколения следует обратить особое внимание. Неприятие молодежью ценностей старших, поиски своего пути, основанные на нигилистическом отношении к опыту, не могут способствовать правильной линии поведения. Неуважение к историческому прошлому своей страны открывает путь к гражданскому инфантилизму в подростковой среде. В.М.Шукшиным в своих произведениях делается попытка выяснить причины инфантилизации общества, причины деформации народного характера.

Народный характер является центром художественного мира В.М.Шукшина. Шукшиным не раз отмечалось, что постановка проблемы народного характера является центральной задачей, только ее разрешение способно раскрыть главное в художественном мире[1, 147]. Проблема народного характера в творчестве В.М.Шукшина на сегодняшний день полнее всего освещена в диссертации В.Сигова. Ей уделяли внимание Г. Карпова, Н.Толченова, В.Горн. Работы Е.Черносвитова, Е.Вертлиба[2] показали, что без системного подхода обращение к вопросам о народном характере и национальной судьбе может приводить к возникновению весьма не бесспорных концепций творчества. В работах литературоведов Центра научных исследований творчества В.М.Шукшина при Алтайском государственном университете С.Козловой, О.Левашовой, В.Десятова, А.Куляпина, в работах А.Дурова закрепилась тенденция собственно филологического подхода к творчеству писателя. К идейному содержанию они считают необходимым идти исключительно через категории “слова” и “образа”. Но, по справедливому мнению В.Сигова, “проблемы поэтики несколько обособляются от вопросов народности творчества” в трудах данных исследователей из ЦНИТ В.М.Шукшина [3,12].

Для нашего исследования наибольший интерес представляет духовный и гражданский инфантилизм как одно из качеств народного характера и как склад характера.

Инфантилизм (от infantilis — детский) — отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

В рамках философского подхода феномен народного характера интересовал К.Аксакова, А.Хомякова, В.Розанова, П.Милюкова, С.Булгакова, Н.Бердяева, Л.Карсавина [4]. Причины инфантильности русского человека за рубежом объясняют тем, что “ русская душа – спеленутая душа”. До сих пор на западе бытует “гореровская теория”, объясняющая жестокость сталинского режима через национальную практику тугого пеленания младенца [5,540]. Таким образом, “русские информируют своих детей о необходимости сильной и внешней власти”, и младенцы вырастают послушными и терпеливыми, покорными тоталитаризму, но склонными к кратковременным бунтам и анархии, которые ассоциативно соотносятся с непродолжительным высвобождением из пеленок ради мытья и игры. Подобная трактовка причин инфантилизма относительно русского человека неверна. В чем же причины детской наивности в отношении сложных вопросов, несамостоятельности, послушности и покорности русского человека? Одна из причин – отрыв от подлинной культуры, истоки имеющей в христианстве. По принятии христианства, человек становится рабом Христовым и находится в послушании Богу. Но при этом, он свободен, имеет обостренную совесть. А лишение и подмена духовных понятий ведет к низведению человека в область материальных, низших потребностей, однако послушание и покорность тому, кто оказывается вместо Бога, остается. Духовный кризис начала XX века привел к революции. Тоталитарное государство заменило идеологию христианства на социалистическую идеологию, Бога заменило партией как высшую инстанцию, как высшую совесть народа. Советская власть сознательно воспитывала в людях инфантилизм. Вся советская государственная система была настроена на инфантилизм. Когда инфантилизм воспитывается, то для людей, искренне принявших его, он становится их жизнью.

Годы жизни Василия Макаровича Шукшина приходятся на период послехрущевского, раннебрежневского времени. Раннебрежневское время характеризуется началом взросления нации. Все эти процессы: детскость и несамостоятельность, а также медленное, но неуклонное взросление нации нашли отражение в рассказах “предтечи” будущих деревенщиков – В.М.Шукшина. Прослеживая развитие темы гражданского и духовного инфантилизма в творчестве Шукшина, можно сделать вывод, что он не переставал размышлять над “ загадкой русской души”, над причинами инфантильного поведения в течение всей своей жизни. Однако исследовать проявление черт народного характера на материале художественного произведения невозможно без учета специфики художественного творчества. Следовательно, народный характер в художественной литературе следует рассматривать в качестве акта самосознания, воплотившегося в художественном образе. Анализ этого образа в том или ином произведении предполагает поиск ответов на вопрос: как именно изображен народный характер или же какие черты народного характера являет автор; какова художественная функция изображения либо отдельных черт, либо народного характера в художественной системе конкретного произведения и в рамках художественного мира писателя, какое влияние на это изображение оказали идеологические, мировоззренческие аспекты понимания писателем природы народного характера вообще и его конкретных проявлений в частности.

“Солнце, старик и девушка” – один из первых рассказов В.М.Шукшина. Характеристика старика является кодовым сигналом. Старик слеп, но слепота эта физическая. Завязаны конфликтные узлы, которые найдут воплощение в других рассказах писателя: уход молодежи из села, одиночество старика в этом мире, равнодушие детей, опустение деревни. Авторская мысль заключена в реплике, принадлежащей другу художницы и выражающей мнение интеллигенции, ее отношение к русскому крестьянину, русскому труженику:

“А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться; “ Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..” [6,85]. Данное высказывание – один из признаков духовного инфантилизма. Шукшин – свидетель этого времени; в одной реплике он указал на настроения, царившие в то время. Этот “настоящий” художник не ощущает себя звеном в цепи поколений, и как следствие – глубокое пренебрежение и неуважение к русскому человеку. Используя образ слепого старика как символ, автор пытается передать ситуацию, которая весьма точно воспроизведена в картине-притче П. Брейгеля “ Слепые”, созданной еще в 1568 г., но всегда актуальной – слепые ведут слепых. Духовно– нравственная слепота гениев искусства, крупных художников– мыслителей оказывает разрушительное воздействие для человечества.

В рассказе “Племянник главбуха”, опубликованном в 1962 году, Шукшиным в художественной форме раскрывается такая особенность того времени как восстановление естественных социальных перегородок: богатый – бедный. Главному герою, подростку, нравилась жизнь вольная, “нравились мужики, которые легко поднимали на плечо мешок муки. Очень хотелось быть таким же – ездить на мельницу, перегонять косяки лошадей на дальние пастбища, в горы, спать в степи”. Однако и мать его, и дядя, главный бухгалтер объединенного колхоза, считали подобные мечты глупыми и постыдными.

“У нас в родне все в люди вышли, авторитетом пользуются, а ты… Вот осел-то!, – громко возмутился дядя. – Ты думаешь, конюхом – хитрое дело? Это ведь кому уж деваться некуда, тот в конюхи идет…”.

Мать со слезами умоляла: “ Учись ты ради Христа, учись сынок! Ты видишь, какая теперь жизнь пошла: ученые шибко уж хорошо живут”. [7, 79] В пример мальчику приводили доктора, живущего по соседству. Постепенно меняется психология сельского жителя: на первый план выдвигается проявление психологии собственной выгоды, в мальчике же принудительно воспитывается инфантилизм. Художественное объяснение этих деформаций писатель предлагает, обратившись к описанию конфликта между главным героем и доктором. Идет постепенная утеря духовных идеалов, низведение к антидуховности (знаком этого являются выражения “сытый доктор”, “свинья”, глаз которой выбил герой из-за того, что чувствует непреодолимое отвращение к “сытому доктору”). Данные аллегории Шукшина указывают направление, в котором следует искать причины деформации нравственности и мировоззрения.

С инфантильным поведением главных героинь мы сталкиваемся и в рассказе “Ленька”, опубликованном в 1962 году. Обе героини – и мать, и дочь – абсолютно несамостоятельны, пассивны, поверхностны . Мать, “очень толстая, еще молодая женщина с красивыми красными губами и родинкой на левом виске, равнодушно разглядывала Леньку и устало улыбалась”…[8,112]Этот тип женщины по многим приметам относится к неприемлемому для писателя типу. Он воплощен в образах тещи из рассказа “Мой зять украл машину дров”, толстой женщины с крашеными губами (“Чудик”), Матрены Ивановны Вдовиной (“Крыша над головой”). Известно, что Шукшин придавал большое значение художественно – смысловым связям, которые возникают между различными произведениями. Так, например, С.Козлова паразитизм и живучесть зла в людях типа Матрены Ивановны (из рассказа “Крыша над головой”) объясняет семантикой имени: “Матрена – матрешка русская.., сломали одну куклу, внутри – точно такая же”[9, 136]. Тамара из рассказа “Ленька” – это подобие матери, “и улыбалась устало, как мать. Она была очень похожа на мать”. “Крыша над головой” более поздний рассказ, впервые же эту “матрешку” Шукшин явил в рассказе “Ленька”. Инфантилизм матери проявляется в уходе от осознания факта существования затруднений как естественных в жизни любого взрослого человека, в уходе от активности и необходимости проявления инициативы, в уходе от личной ответственности. Выражением “устало улыбалась” Шукшин подчеркивает полную нравственную деградацию человека, духовную нищету. Подобное поведение матери развивает в дочери мещанскую психологию с разрешением сиюминутных потребностей. Восклицание, заключающее рассказ, стало обычной особенностью Шукшина. Смысл заключительной фразы во многих рассказах – это чистая эмоция. В. Сиговым подчеркивается, что в рамках художественного целого малозначительные слова становятся метафорическим выражением основной авторской идеи, чувства, которое он хотел передать читателю.[10,197] “Ленька закурил и пошел в обратную сторону, в общежитие. В груди было пусто и холодно. Было горько. Было очень горько”. [11, 114] Рассказ дает пример того, что инфантилизм не безвреден сам по себе, он разрушает человеческие отношения, ведет к появлению в обществе типа инфантила, для которого нет ничего святого.

Как видим, ранние рассказы В.М.Шукшина только намекают на причины, которые привели к деформации народного характера. В повести – сказке “До третьих петухов” в полной мере Шукшиным раскрыты последствия духовного и гражданского инфантилизма.

Библиографический список

  1. В.М.Шукшин Вопросы к самому себе / Сост. Л.Н.Федосеева-Шукшина; Предисл. Л.А. Аннинского; Коммент. Л.А.Анинского и Л.Н.Федосеевой-Шукшиной. – М.: Мол. Гвардия, 1981.
  2. Вертлиб Е. Русское – от Загоскина до Шукшина: опыт непредвзятого размышления, СПб,1992.Черносвитов Е.В. Пройти по краю: Василий Шукшин: Мысли о жизни, о смерти и бессмертии (картина понимания В.Шукшина). М., 1989.
  3. Аксаков К.С.О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. в 2т. Розанов В.В. Мимолетное (1915) // Русская идея. М., 1992. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 1997.Карсавин Л.П. Восток, запад и русская идея(1922)\\ Русская идея. М., 1992.
  4. Сигов В. К. Проблема народного характера и национальной судьбы в прозе В.М.Шукшина. М., 2000.370с.: ил. РГБ ОД 71:1 – 10/10.
  5. Эриксон Э. Детство и юность. СПб., 1996.
  6. Цит. по: Собр. соч. Василия Шукшина: в 4 т. Т.3. – М.: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005.
  7. Цит. по: Собр. соч. Василия Шукшина: в 4 т. Т.3. – М.: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, с.79
  8. Цит. по: Собр. соч. Василия Шукшина: в 4 т. Т.3. – М.: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005.
  9. Козлова С.Поэтика рассказов В.М.Шукшина. Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 1992.
  10. Сигов В. К. Проблема народного характера и национальной судьбы в прозе В.М.Шукшина. М., 2000.370с.: ил РГБ ОД 71:1 – 10/10.
  11. Цит. по: Собр. соч. Василия Шукшина: в 4 т. Т.3. – М.: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005.