Произведение А.С. Пушкина "Пиковая дама" как философско-психологическая повесть

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием философско-психологическая повесть;
  • попытаться понять психологическое состояние героев, их внутренний мир;
  • увидеть философские вопросы, затронутые писателем, поразмышлять о них;
  • продолжить работу по развитию умений : лаконично и точно передавать свои мысли, систематизировать отобранный материал, обобщать, делать выводы.

Предварительная подготовка к уроку.

Презентация создается совместно с учащимися. К уроку готовятся 3 группы, в каждой – ответственный. Свои наблюдения, выводы ребята переносят в презентацию на слайды.

Индивидуальные задания.

  • Подготовить иллюстрации к произведению.
  • Создать коллаж, объединяя работы единым замыслом.
  • Выучить наизусть понравившиеся отрывки из прозы.
  • Подготовить выразительное чтение в лицах эпизода “Игра – поединок”.

Презентация. Слайд 1.

Сведения об учителе.

Ход урока

Слайд 2.

Организационный момент. Учитель объявляет тему.

Слайд 3.

Эпиграф.

Л.Н. Толстой, восхищаясь мастерством А.С. Пушкина, считал “Пиковую даму” шедевром. Интерес к этому произведению не угасает. Не раз оно было экранизировано, создана опера, спектакли не сходят со сцен театров. А вам понравилась повесть? Чем?

Слайд 4.

Учащиеся самостоятельно, опираясь на формулировку темы урока, ставят цели.

Слайд 5.

Проблемный вопрос: какую повесть можно считать философско-психологической.

Слайд 6–13.

Литературный вернисаж. Учащиеся комментируют, к каким эпизодам созданы иллюстрации. Восьмиклассники демонстрируют коллаж, в центре изображены сундук и три карты (тройка, семерка, туз), символизирующие богатство и благополучие. Работы можно перенести в презентацию.

Слайд 14.

Сюжет произведения основан на игре случайностей, необходимости и закономерности. В связи с этим каждый герой связан с определенной темой.

С темой социальной неудовлетворенности – Германн;
с темой судьбы – графиня Анна Федотовна;
с темой социального смирения – Лизавета Ивановна;
с темой незаслуженного счастья – Томский.

Одни герои, такие, как Томский, избраны судьбой, другие, как Германн, стремятся поймать удачу. Удача – удел Томского, а неудача – участь Германна.

В определении каких тем звучат философские вопросы?

Слайд 15.

Слово предоставляется 1-й группе учащихся. Ребята рассказывают о главном герое Германне, просматривают эпизод “Встреча с графиней” из фильма Игоря Масленникова, читают наизусть отрывки из прозы, анализируют самостоятельно выбранные эпизоды. Рассуждают о судьбе главного героя, оценивают его поступки, передают психологическое состояние Германна в различных ситуациях.

За что же наказан герой? Как вы считаете, писатель верил в судьбу?

Слайд 16.

А.С. Пушкин считал, что в основу бытия положен разумно организованный миропорядок, что основной принцип отношений между людьми – это гуманность. Гармония в самом человеке, по его мнению, покоится на его добрых чувствах, на способности к сердечности и милосердию.

Кому из героев писатель сочувствует больше всего?

Слайд 17.

Вывод, сделанный учащимися 1-й группы, переносится в презентацию. Германн хотел подчинить себе судьбу, но независимо от собственных усилий подпадает под власть обстоятельств и делается сам орудием чужой, непонятной и не понятой им тайной силы, которая превращает его в жалкую игрушку.

Слайд 18.

Учащиеся 2-й группы работают над критической статьей Дмитрия Благого “Принципы пушкинского мастерства”. Они прослеживают психологическое состояние героя в эпизоде “Игра – поединок”.

Слайд 19.

Результаты исследований 1-й группы учащихся.

Как ведет себя Германн.

Игра 1.

Германн, уверенный в том, что владеет тайной 3-х карт, немногословен. Его реакция на 1-ый выигрыш: “…выпил стакан лимонаду – и отправился домой”

Игра 2.

Не произносит ни одного слова. Когда Чекалинский отсчитал ему огромную сумму денег, “Германн принял их с хладнокровием и в ту же минуту удалился”

Игра 3.

Душевное переживание Германна, проигравшего в 3-й раз, передается всего лишь одним словом: он “вздрогнул”.

Слайд 20.

Как ведет себя Чекалинский .

Игра 1.

Не теряет самообладания; удостоверяется, что у Германна есть чем расплатиться, проверяя, не фальшивый ли банковский билет (“бегло просмотрев его”). Чекалинский было “нахмурился, но улыбка тотчас возвратилась на его лицо”.

Игра 2.

Германн выигрывает. Чекалинский испытывает явное волнение: он “видимо смутился”.

Игра 3.

На лице Чекалинского по-прежнему улыбка. И только бледность, и дрожание рук говорят, чего стоит ему это внешнее спокойствие. Германн стоял против “бледного, но все улыбающегося Чекалинского.<…> руки его тряслись”. “Дама ваша убита”, – сказал ласково Чекалинский”.

Слайд 21.

Как ведут себя игроки.

Игра 1.

Сначала Германна не замечают, но когда он ставит крупную сумму и выигрывает, все обращают на него внимание: “Между игроками поднялся шепот”

Игра 2.

Германн подошел к столу – игроки “тотчас дали ему место”. Когда же Германн выиграл, “все ахнули”.

Игра 3.

Все обступили Германна, но как только он проиграл, на него сразу перестали обращать внимание. “Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом”.

Слайд 22.

Учащиеся 2 группы делают вывод.

В этом эпизоде А.С. Пушкин мастерски передает нарастание напряжения и драматизма игры – “поединка” и переживания его участников.

Слайд 23–25.

Третья группа учащихся исследует эпизоды, связанные с мистикой. В чем состоит значение мистики и в каких сценах и эпизодах она проявляется?

Слайд 26.

Третья группа учащихся делает вывод о том, что мистические эпизоды помогают писателю раскрыть внутренний мир героя, его психологическое состояние в различных ситуациях.

Презентация.Слайд 27.

Итог урока.

Какую повесть считают философско-психологической?

Домашнее задание: написать сочинение – размышление.

О чем вы задумались, прочитав повесть “Пиковая дама”?