Просто о сложном, или Уроки литературы в 5–7-х классах

Разделы: Литература


Опытный учитель знает: аналитическое чтение художественного текста формирует интерпретационные умения школьника. Чтение без анализа поверхностно, анализ без чтения бессмыслен. Тезис русского литературоведа и теоретика искусства 20 века М.М.Бахтина о диалоге читателя и автора в эстетической действительности – руководство к действию: занятия надо так планировать, чтобы не повторять расхожие мнения о произведениях, включенных в курс школьной программы, а дать возможность учащимся реализовать право на собственное видение классики. Усвоенные в 5-7 классах знания по теории литературы создают основу глубокого проникновения в произведение и эмоционального восприятия классики.

Но как организовать эту работу? Какие приемы позволят просто и интересно изучить сложную тему по теории литературы? В 5 классе на урок литературы «Композиция литературного произведения» ученики приносят…небольшое зеркальце. Учитель предлагает с помощью зеркала и заготовленных заранее учителем карточек (смотри рис. 1 «Поросёнок Хонк») узнать, кто «пришел» на урок.

Зеркальное отражение дает возможность наглядно представить принцип зеркальной композиции (литературоведческие термины-метафоры «кольцо», «бордюр», являющиеся синонимами термина зеркальная композиция, также легко объяснить, возвращая словам первоначальное значение). Разговор завершается выводом о роли композиции произведения в смысловой завершенности текста. Учитель сообщает учащимся об основном законе композиции – законе единства содержания и формы. На следующих уроках пятиклассники читают стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова, находя композиционный повтор 2 и 15 строфы и давая название этому приёму – зеркальная композиция. Особенность композиции баллады «Бородино» заключается в том, что основная мысль повторена дважды. Кольцевая композиция в литературоведении – явление довольно частое, она является проявлением закона зеркальности-симметрии мира.

Как показать творческую работу автора над созданием художественного произведения и оформлением идейного и эмоционального содержания в соответствующую материальную форму? Изучение повести И.С.Тургенева «Муму» расширяет представление учеников о построении произведения. Двучастная композиция (1 часть – история отношений Герасима и Татьяны, 2 часть – история отношений Герасима и Муму) объясняет глубину горя Герасима, вернувшегося в родную деревню (рис.2).

Наглядное изображение (схема) воспринимается как иллюстрация, представляющая степень мастерства писателя. Так работа над композицией становится «ключиком» к произведению. После анализа композиции повести можно перейти к поиску ответов на вопросы: «Почему произведение Тургенева названо «Муму», если речь о собаке ведется только во второй части повести? Почему Герасим не преподносит Татьяне цветов, дорогих подарков, а дарит сладости?» В конце урока целесообразно рассказать о ещё одном законе композиции – законе цельности. Этот закон требует подчинения всех элементов и частей произведения единому идейному замыслу.

«В каждой науке столько истины, сколько в ней математики», – изрёк в конце 18 века немецкий философ Кант. Может ли математика помочь в изучении произведения? Да. Талант писателя проявляется в том, что он подсознательно (интуитивно) выбирает для реализации замысла единственно верное расположение частей текста, соблюдая их соразмерность, пропорции. У пытливого читателя есть возможность найти наиболее важные эпизоды текста при помощи анализа формы произведения. Прием линеаризации состоит в том, что весь текст принимается за единицу (100%). Затем рассчитывается гармонический центр произведения – 0,618 (61,8% текста). Вблизи этого центра по закону гармонического центра (золотого сечения) расположены все наиболее значимые события (рис.3).

Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу требует, чтобы организация произведения подчинялась не мертвым схемам, а идейному содержанию. Пример тому – работа с автобиографической повестью М.Горького «Детство».

Как определить ключевые эпизоды повести? Это можно сделать при помощи линейки-шаблона для определения наиболее значимых событий произведения. Получается, что фрагменты «Пляска бабушки» и «Смерть Цыганка» расположены в зоне золотого сечения произведения М.Горького.

Заглавие – особое место в произведении, сильная позиция текста. Оно сразу обращает на себя внимание читателя. Конечно, заглавия являются важнейшим средством выражения авторского отношения к изображаемому. Перед изучением произведения Л. Андреева «Кусака» учитель говорит: «Заголовок – это как бы входная дверь. На пороге двери попробуйте догадаться, о чем пойдет речь дальше».

Композиция произведения Л.Андреева «Кусака»

1. Начало рассказа «Встреча» 2. Середина рассказа «Жизнь у хозяев» 3. Конец рассказа «Одиночество»
Жучка (как все собаки) Кусака и Кусачка Собака

Кличка собаки отражает отношение окружающих: трагедия в том, что собака теряет имя. Рассказ назван «Кусака» (не Жучка, не Кусачка, не собака), потому что такое название «кричит» о несправедливом отношении людей к животному. На уроке идёт разговор о том, что закон типизации и закон контраста помогают достигать автору наибольшей выразительности. Заголовок рассказа не только называет действующее лицо, но и отражает авторскую оценку, обозначает кульминацию (Жучка получила новое имя). Можно определить, что это заголовок не только сообщает тему, информирует читателя, но и, выражая авторское отношение, ставит проблему.

К внесюжетным элементам композиции относят вводные (вставные) эпизоды, лирические отступления, художественное обрамление, художественное предварение и др. В поэме «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, близкой к традициям народно-поэтического творчества, внесюжетные элементы композиции выражают субъективно-авторское отношение к изображаемому: части произведения обрамляются словами-обращениями к царю и читателям. Литературный эксперимент на уроке, суть которого в объединении внесюжетных элементов, завершится чтением учащимися этого нового текста. В нём явно проступает отношение автора к событиям истории и к судьбе России.

Интересна работа с композицией стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Эмоциональная выразительность стихотворения велика благодаря композиции, особому порядку слов и его интонации. Лермонтовым используется особый способ воздействия на читателя. Стихотворение представляет собой одно предложение, и во всех 4 строфах развивается одна микротема: 1 строфа – начало мысли, задается тема; 2 и 3 – развитие мысли; 3 – концовка, итог мысли. Понимание особенностей построения лирического произведения даёт возможность эффективно работать над выразительным чтением стихотворения. Первая часть (1-3 строфы) произносятся с повышением голоса, т.е. с нарастанием тона, потом нужна глубокая пауза, концовка – с понижением голоса.

Опыт показывает, что в ходе аналитического чтения художественного текста иначе организовывается и структурируется информация, более полно проявляется глубина авторского замысла. Ученик осознает захватывающую глубину подтекста произведения, ощущает близость разгадки тайны мастерства. Цель уроков литературы – научить школьника отличать высокохудожественные произведения от графоманских, низкопробных.

Литература:

  1. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160 с.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М..: Ком Книга, 2007. – 144с.
  3. Корбут А.Ю. Лингвистический анализ художественного текста. Учеб. Пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. Ун-та, 2000. – 78 с.
  4. Корбут А.Ю. Текстосимметрика: Монография. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2004. – 200 с.
  5. Миронычева В.Ф., Кузина И.В. Анализ художественного текста как один из способов развития личностных качеств сельских одаренных детей/ Одаренный ребенок. – М.: 2006 г. – №2. – С.85-86.
  6. Накорякова К.М. Литературное редактирование. – М.: ИКАР, 2002. – 432 с.
  7. Райнкинг Дж. Э. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов/Дж. Э. Райнкинг, Э.У. Харт, Р. фон дер Остен; пер. с англ. и адаптация А.Станиславского. – М.: Флинта: Наука, 2009.– 464 с.
  8. Словарь литературоведческих терминов / ред.-составит. Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974.
  9. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – СПб.: Азбука, 2000. – 352 с.
  10. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1978. – 160 с.