У каждого учителя-словесника есть в методической копилке такие уроки, к которым ему хочется возвращаться вновь и вновь. На этих уроках изучаются и анализируются произведения писателей, которые мало известны даже взрослым читателям, не то что современным школьникам. А эти произведения настолько интересны, что прочитать их должно как можно большее число учащихся старших классов, которым вскоре предстоит вступить во взрослую, самостоятельную жизнь.
Одним из таких произведений является повесть А.И. Шеметова “Крик вещей птицы”, которая была написана в начале 60-х годов 20 века, когда автор был корреспондентом центральной газеты Хакасии.
На прочтение и анализ повести я отвела 2 урока, так как произведение настолько интересное, глубокое по смыслу, что в один урок уложиться невозможно.
На первом уроке я рассказала своим ученикам об авторе повести “Крик вещей птицы” Алексее Ивановиче Шеметове и о том, когда была написана повесть. Немного поговорили о том, что в 60-е годы прошлого века Хакасия была частью Красноярского края, а не отдельной республикой.
Это нужно было сделать для того, чтобы учащиеся знали историю родного края.
Рассказ о писателе начала с того, что 13 декабря 1993 года в городе Тарусе Калужской области на 81-ом году жизни скончался известный русский писатель Алексей Иванович Шеметов, начавший во второй половине пятидесятых годов свою творческую деятельность в городе Абакане. Здесь он создал роман “Горькое золото”. Абаканский период жизни и творчества А.И. Шеметова связан с его работой очеркиста в редакции газеты “Советская Хакасия” и радиокомитета. Роман “Горькое золото” был написан как “итог” его корреспондентской работы, его творческой деятельности и поездок в село Очуры Алтайского района. В основу сюжета был положен факт исключительной предприимчивости очуровцев, с выгодой для себя торговавших самой урожайной здесь культурой – луком в – городах Заполярья.
Писательский глаз Шеметова был верен и зорок. Он умел видеть главное, что должно было составлять основу жизни людей. Это доказывают и другие книги писателя, написанные им о Хакасии: сборники рассказов и очерков “Вкус преломленного хлеба”, “Кому поет жаворонок”. В Абакане А. Шеметов стал членом союза писателей СССР.
В личном деле Шеметова упоминается длительный гулаговский срок, политическая “статья”. Уроженец села Шеметово Иркутской области, студент иркутского государственного университета, он перед Великой Отечественной войной был арестован за рукопись рассказа, признанного антисоветским. Отбывал несправедливый срок в Казахстане, а в Абакан приехал с лагерной “отметиной” – изуродованной левой рукой. В начале 60-х годов Шеметов уехал из Абакана в город Тарусу. Там еще успешнее продолжал литературную деятельность. Писал книги о русских революционерах. А в 70-е и 80-е годы написал роман-трилогию “Прорыв”, посвященный предвестнику революционных идей в России – Радищеву. В этом произведении талантливо преломилась судьба самого писателя.
А.И. Шеметов никогда не распространялся о своей доле невинной жертвы, пострадавшей от сталинского режима. Он был предельно скромен, вел подвижническую жизнь, умел переступать через обиды. В Хакасии у него остались друзья, которым он в свое время помогал начинать творческую жизнь, которые помнят его как верного и чуткого товарища, интересного и искреннего собеседника. Таким он остался в книге “Избранное”, последней в его жизни.
Тема Хакасии, труженики полей и ферм, знатные люди этого прекрасного края всегда волновали Алексея Ивановича. Вот почему в свою последнюю прижизненную книгу “Избранное” он включил лучшие произведения, написанные им в начале 60-х годов, среди них есть и повесть “Крик вещей птицы”.
Литературная судьба Алексея Ивановича Шеметова несколько необычна. Его первое литературное выступление состоялось только в 1955 году. В литературу Шеметов вошел уже много повидавшим и пережившим человеком. Духовная и жизненная зрелость помогли ему легко перешагнуть ступень писательского ученичества и занять место среди писателей, твердо нашедших свою тему, своих героев, свой стиль.
Зачитала начало повести и дала задание проанализировать небольшой отрывок, где А.И. Шеметов пишет о хакасской степи.
Учащиеся сразу замечают, что автор пишет о знакомых им местах, что находит неожиданные сравнения и метафоры, передающие его настроение, восхищение бескрайними просторами.
После этого дала задание на следующий урок. Прежде всего прочитать повесть до конца. Затем групповые задания: первая группа попытается найти в повести те места, где говорится о прошлом Хакасии, вторая группа – о настоящих событиях, третья группа – составить словесный портрет главного героя повести – Матвея Васильевича и дать его краткую характеристику. Остальные вопросы будут обсуждаться коллективно по ходу урока.
Второй урок начала с обсуждения эпиграфа, который написан на доске. Это слова М.В. Ломоносова “История изучает настоящее, чтобы понять прошедшее и предвидеть будущее”.
Учащиеся сразу отмечают, что на страницах повести “Крик вещей птицы” как раз переплетается настоящее и прошедшее время, а также герои пытаются предвидеть будущее родного края.
Затем зачитала отрывок из стихотворения Н.Г. Доможакова
Если ты приедешь в наши дали,
Ты степной увидишь океан.
Берегами океана стали
Цепи Ала-Тау и Саян.
По земле цветущей только ступишь –
Прирастешь к ним сердцем навсегда:
Енисей серебряный полюбишь
И тасхылы, синие от льда.
Это относится и к замечательному писателю А.И. Шеметову, приехавшему в Хакасию в середине 50-х годов. И хотя он прожил в Хакасии всего несколько лет, он полюбил этот прекрасный уголок нашей страны, ее людей, о которых писал в своих рассказах и очерках. Человек доверчивый и эмоциональный, умеющий сопереживать чужому горю, любящий жизнь, стремящийся всем помочь, он восхищался каждым прожитым днем. Алексей Иванович любил путешествовать и знакомиться с новыми людьми. И самые интересные встречи описывал в своих прекрасных произведениях.
Одну из таких необычных встреч он описал в своей повести “Крик вещей птицы”. Сюжет ее вроде бы прост, но в то же время есть в нем одна особенность. Повесть построена на сравнении прошлого и настоящего. Это прошлое, довольно далекое, и настоящее (автор имел в виду 60-е годы 20 века) как бы сопровождают повествование о главном герое повести и день, о котором пишет автор, когда Матвей Васильевич должен был отметить свое семидесятилетие.
Довела до учащихся, что нашей главной задачей на уроке будет следующее: найти в повести и понять те проблемы, которые волновали писателя, а в его лице и многих людей, живших в Хакасии в 60-е годы, годы грандиозных свершений, небывалого трудового подъема тысяч людей.
Поскольку содержание повести всем уже известно, поставила перед учащимися ряд вопросов:
– В чем выражается композиционная особенность повести?
Учащиеся без особого труда отмечают, что на протяжении всего произведения переплетается современность с историческим прошлым Хакасии, хотя в основу повести положен один день из жизни главного героя – старого чабана Матвея Васильевича. Именно этот день и является связующим звеном между прошлым и настоящим.
– Какие исторические сведения упоминает А.И. Шеметов в своей повести?
Слово предоставляется учащимся первой группы:
- Предками хакасов были голубоглазые и светловолосые динлины.
- Государство называлось Хягас.
- Самые большие социальные перевороты произошли в Хакасии в VII-II в.в. до нашей эры. Это время тагарской эпохи, время появления племенных властелинов, время вторжения завоевателей в земли динлинов.
- Свою европеидность хакасы утратили в первые века нашей эры, успев смешаться с южными засаянскими пришельцами – тюркскими племенами.
- В XII веке произошло нападение на Хакасию орд Джучи-Хана, сына Чингис-Хана.
– О каких современных писателю событиях упоминается в повести?
Об этом расскажут ребята из второй группы:
- Строительство железных и шоссейных дорог.
- Строительство заводов и фабрик в городах.
- Строительство Саяно-Шушенской ГЭС.
- Развитие лесной промышленности.
- Образование крупных совхозов, оснащенных мощной техникой.
После выступления учащихся, оформленный на отдельных листах, материал вывесила на доске.
– Но все-таки главным героем повести является Матвей Васильевич, старый чабан. Какие основные черты характера вы отметили в этом человеке? Что могут рассказать о нем ребята из третьей группы?
Зачитывается словесный портрет героя, отмечаются его любознательность, трудолюбие, интерес к прошлому Хакасии, неравнодушие к тому, что происходит вокруг сейчас, когда он проходит по степи много километров со своей отарой.
– Каким композиционным приемом пользуется автор, чтобы связать воедино все события, происходящие и в прошлом, и в настоящем, и в этот конкретный день – день юбилея старого чабана?
Конечно же, это образ степи, которая помнит и события давно минувших дней, и то, что люди делают с ней сейчас, останется она и после того, как здесь будут жить другие поколения людей. В разные времена люди, жившие здесь, по-разному относились к степи. Степь играет большую роль и в жизни главного героя повести. Ведь именно ему принадлежат слова: “Нет, лучшей жизни, чем в степи, нигде не сыскать”.
А.И. Шеметов на протяжении всего повествования обращается к поэтическому образу степи, которая открывает свою красоту постепенно тем, кто попадает сюда впервые. Она имеет свое прошлое и настоящее, свои тайны, которые не так-то просто разгадать. Но если человек проживет здесь некоторое время, он навсегда оставит в своем сердце и ее величие (вспомните описание грозы в эту ночь), и ее неброскую красоту, и сопричастность к ее историческому прошлому.
– Почему старый чабан так переживает о том, что ожидает в будущем хакасские степи?
Наверное то, что он видит сейчас, заставляет его задуматься, что же будет после него в этих местах. Стремительное развитие науки и техники коснулось и здешних мест. Не всегда люди учитывают историческое прошлое Хакасии, ее природные условия, развивая бурную деятельность в освоении хакасских степей. Это и распашка целины, где всю жизнь люди занимались овцеводством, а не выращиванием зерновых культур, и уничтожение исторических памятников, и строительство дорог, и многое другое, что нарушило уклад жизни, много веков существовавший здесь.
– Почему повесть так называется? Какое отношение имеет вещая птица к содержанию этого произведения?
Учащиеся должны придти к выводу, что это еще одно связующее звено между прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.
А.И. Шеметов пишет, что в древние времена вещая птица предупреждала своим криком о надвигающейся беде. Не поняли когда-то предки хакасов этого крика, напали на них завоеватели и исчезло на многие годы древнее государство Хягас. Несколько лет назад птица опять появилась в этих местах, ее смог услышать и понять старый хакас Кочебай. Он предупреждал людей о том, что нельзя распахивать землю в степи, нельзя строить заводы и фабрики здесь в таком количестве, но его никто не послушал. И уехал из здешних мест Кочебай в тайгу. Сейчас птица снова прокричала. В предутренний час ее крик разносился далеко вокруг.
Зачитала отрывок из текста повести.
– О чем предупреждала вещая птица тех, кто ее услышал?
Ведь нет здесь уже старого Кочебая, который мог рассказать, о чем кричит вещая птица. Может быть, мы с вами попытаемся разгадать эту тайну, учитывая спор старого чабана с молодым зоотехником о прошлом и будущем хакасских степей? Вспомните и рассуждения автора повести, свои наблюдения и выводы. Это и будет решение той задачи, которую мы поставили перед собой в начале урока: какие проблемы поднимает А.И. Шеметов в своем произведении?
Каждая группа пусть обдумает свой ответ, обоснует найденную проблему. Учащимся дала совет не повторяться, свои выводы подкрепить цитатами из текста. На эту работу отводится 5-7 минут. После завершения работы выводы каждой группы записываются в тетрадь.
- Проблема охраны окружающей среды, разумного использования природных ресурсов.
- Проблема войны и мира.
- Проблема преемственности поколений.
- Проблема исторической памяти.
С тех пор, как была написана повесть, прошло почти 50 лет. Автор обратил наше внимание на проблемы 60-х годов. А если бы мы услышали крик вещей птицы сейчас, о чем бы кричала она? Сбылись ли предсказания старого чабана, то, о чем он предупреждал молодого зоотехника? Ведь и в наше время существует целый ряд проблем. Давайте проведем своеобразный блиц-опрос.
Учащиеся отмечают такие проблемы, как загрязнение окружающей среды, вымирание деревень, упадок сельского хозяйства, наркоманию среди молодежи, безработицу и т.д.
Как видите, с тех пор, как была написана повесть и А.И. Шеметов поставил в ней целый ряд вопросов, на которые нельзя ответить однозначно, мало что изменилось. Наряду со старыми возникли и новые проблемы. И решать их придется вам, будущему нашей страны. Но чтобы их решить успешно, должно быть больше таких неравнодушных людей, как Матвей Васильевич, который постоянно думает о том, что оставит каждый человек после себя на земле другим поколениям.
В заключение урока обратилась к учащимся со словами: “А теперь давайте снова обратимся к концовке повести. Автор спрашивает: “Что сегодня грозит всему миру?”
Напишите небольшое сочинение-рассуждение как ответ на этот вопрос. Это будет ваше домашнее задание.
А если вы хотите познакомиться с другими произведениями А.И. Шеметова и понять лучше и его, как автора, и людей, с которыми он встречался и сделал героями своих рассказов, очерков и повестей, прочтите рассказ “Старый хайджи”, повесть “Кому поет жаворонок”, и другие произведения, которые вошли в сборник “Избранное”, о котором говорилось на первом уроке”.