Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.В. Агеносов, А.Н. Архангельский.
Учебник – Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией В.В. Агеносова. – М.: «Дрофа».
Задачи урока:
- разработать систему формирования умения оценивать литературно-художественное произведение;
- формировать нравственные ориентиры учащихся;
- формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- активизировать деятельность каждого ученика;
- создать ситуации для творческой активности учащихся в процессе проведения урока;
- развивать творческие способности учащихся;
- показать ценность творческого самовыражения.
Основные умения и навыки:
- владеть навыками ведения эвристической беседы;
- владеть элементами исследовательских навыков (поиск, отбор, анализ, обобщение собранных данных);
- владеть элементами, обеспечивающими развитие творческих способностей учащихся (критичность мышления, способность решать проблемы, анализировать творческие ситуации).
Соответствие подачи темы возрастным особенностям детей: Урок по литературе предназначен для учащихся 11 класса. Уровень – учащиеся гимназии; возраст учащихся –16 – 17 лет.
Организация деятельности по решению проблем и анализу творческих ситуаций в ходе проведения урока:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Условия для реализации урока: Мультимедийный кабинет (ноутбук, проектор, экран).
Результативность урока:
- усвоение материала большинством учащихся;
- высокая познавательная активность большинства учащихся;
- творческая атмосфера в коллективе;
- овладение навыками исследовательской работы.
В ходе урока ученики участвуют в ролевой игре, в создании фильма-ассоциации. Учащиеся решают проблемные ситуации, помогающие раскрыть жанровую, стилистическую и смысловую специфику произведений А.И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа произведений А.И. Солженицына «Лиственница», «Лихое зелье», «Молния» учащиеся более подробно узнают о творческой манере писателя, об особенностях его мировоззрения.
Цели урока:
- обучение детальному и комплексному анализу прозаического произведения;
- формирование эстетического восприятия прозаического текста;
- развитие культуры речи;
- развитие образного мышления;
- формирование навыков совместной работы в творческих группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа с учащимися.
(1-2 слайды)
– Что присуще документальному и телевизионному кино? Чем оно отличается от мультипликационных и художественных фильмов, роликов и клипов?
– Какую форму повествования для рассказа о творчестве А.И. Солженицына уместно использовать на уроке?
– Какую дополнительную функцию, по вашему мнению, несет шаблон к презентации о творчестве А.И. Солженицына?
– Какие темы сегодняшнего урока, посвященного анализу произведений А.И. Солженицына «Крохотки», могут быть объединены данными кадрами? Почему?
III. «Произведения, зачерпнувшие истины» («Крохотки» А.И. Солженицына).
3.1. Работа в группах. (3 слайд)
С термином «стихотворение в прозе» и произведениями, написанными в данном жанре, вы уже знакомы. Давайте вспомним, в чем заключается их своеобразие.
Работа в группах:
- искусствоведческая группа;
- литературоведческая группа;
- театральная группа.
Задания для 1 группы: подготовьте сообщение «Своеобразие стихотворений в прозе», отметив их композиционные и стилистические жанровые особенности.
Итог: определение жанра «стихотворение в прозе».
Задания для 2 группы: проанализируйте стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Мы еще повоюем!» (1879), «Житейское правило» (апрель,1878) и подумайте, какие проблемы рассматривает автор в своих произведениях. Что вам кажется спорным (почему), какие выводы писателя являются для вас важными.
Итог: выявление проблематики произведений И.С.Тургенева «Мы еще повоюем!», «Житейское правило».
Задания для 3 группы: распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Щи» (1878).
Итог: составление визуального образа главных героев произведения.
3.2. Беседа с учащимися. (4-8 слайды)
– «К малой солженицынской прозе примыкает и самая малая – три десятка «Крохоток». После Тургенева естественно назвать их «Стихотворениями в прозе», отмечал В.Радзишевский. Дайте лексическое толкование слову «Крохотки».
– Как вы думаете, почему цикл произведений А.И. Солженицына носит такое название?
– Каков может быть круг проблем, затрагиваемых автором в данных произведениях?
– Перед вами цитаты из интервью с А.И. Солженицыным и из его Нобелевской лекции. Прокомментируйте данные высказывания писателя и подумайте, как они соотносятся с жанровой структурой стихотворений в прозе, произведений «Крохотки»:
- «Я считаю первой характеристикой всякого литературного произведения – его плотность, плотность содержания, мысли, чувств. Всякое произведение – велико оно или мало – всегда зависит от того, как оно плотно, то есть как оно соответствует своему назначению. И крохотный рассказец может быть велик…»
- «Я понимаю, что в малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение, работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».
- «Произведение… художественное свою проверку несёт само в себе: концепции придуманные, натянутые, не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущено-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно…».
– «Триединство Истины, Добра и Красоты» является основополагающим для мировоззрения А.И. Солженицына, о нем он говорит и в своих «Крохотках». Как вы думаете, почему именно данные нравственные критерии объемлет писатель?
3.3. Создание фильма-ассоциации «Лиственница». (9 слайд)
«Художественное исследование – это такое использование фактического … жизненного материала, чтобы из отдельных фактов, фрагментов, соединенных, однако, возможностями художника, – общая мысль выступала бы с полной доказательностью…», – отмечал А.И. Солженицын. На данном этапе урока мы с вами попытаемся создать фильм-ассоциацию по произведению А.И. Солженицына «Лиственница».
Предварительная работа с текстом произведения
а) Выразительное чтение произведения учителем.
б) Беседа с учащимися: (10-11 слайды)
– Символ русской души – белоствольная березка. Почему внимание писателя обращено не к ней, а к такому дереву, как лиственница?
– С какой целью автор композиционно разделил произведение на две неравноправные части? О чем говорится в каждой части?
в) Работа со словом-ассоциацией. (12-15 слайды)
(Учащимся предварительно розданы листы бумаги с напечатанным текстом произведения, в котором пропущены определяемые слова)
Задание: вспомните текст и впишите ключевое слово, используемое А.И. Солженицыным в произведении. Подумайте, почему писатель обратился именно к данному слову, каково его лексическое значение?
г) Терминологическая мозаика. (16 слайд)
Соотнесите цитаты из текста с соответствующими терминами. Аргументируйте свой выбор.
диковинное дерево | олицетворение |
празднично осыпается | метафора |
возвратится ласковое тепло | эпитет |
мельканием солнечных искр | оксюморон |
сравнение |
Создание фильма-ассоциации «Лиственница»
Работа в группах:
- литературоведческая группа;
- театральная группа
Задания для 1 группы: проанализируйте произведение А.И. Солженицына «Лиственница». Какие ключевые образы, понятия, символы необходимо использовать в сценарии фильма-ассоциации «Лиственница»? Как композиционно будет решен данный фильм? Почему?
Итог: составление сценария фильма-ассоциации.
Задания для 2 группы: распределитесь на подгруппы (постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты-чтецы) и продумайте свою трактовку фильма-ассоциации «Лиственница».
Итог: составление визуального образа фильма-ассоциации.
3.4. Создание фильма-ассоциации «Лихое зелье». (17 слайд)
«Для чего-то же дано земле – чудесное, благословенное свойство плодоносить. И – потеряны те скопления людей, кто не способен взять от нее это свойство.
Земля для человека содержит в себе не только хозяйственное значение, но и нравственное.
Ослабление тяги к земле – большая опасность для народного характера», – писал А.И. Солженицын.
На данном этапе уроке мы с вами не только создадим фильм-ассоциацию по произведению А.И. Солженицына «Лихое зелье», но и поговорим о земле, добрых и худых всходах, добрых и бездушных людях.
Предварительная работа с текстом произведения
а) Выразительное чтение произведения учителем.
б) Беседа с учащимися: (18-20 слайды)
– Подумайте, благодаря каким словам, словосочетаниям передается кропотливый труд земледельца? Обоснуйте свою точку зрения!
– Как вы считаете, почему у культивируемых растений меньше сил, за ними требуется больший уход?
– Почему, говоря о сорняках, А.И. Солженицын называет подобные растения «лихим зельем»? Как вы понимаете смысл приводимой в произведении пословицы «Лихое зелье – нескоро в землю уйдет»?
в) Выборочная словарная работа «На всякое слово есть пословица». (21 слайд)
В биографическом словаре «Русские писатели 20 века» – в главе, посвященной жизненному и творческому пути А.И. Солженицына, – отмечено, что «особое внимание писатель уделяет стилю своих произведений и состоянию русского языка». Русский литературный язык, «как считает писатель, в настоящее время лексически чрезвычайно обеднен и в то же время «засорен» множеством ненужных заимствований… Солженицын, частично опираясь на словарь В.Даля, частично – на лексические находки русских писателей… предлагает свой вариант лексического «расширения» современного русского литературного языка…».
На данном этапе уроке мы также обратимся с вами к словарю В.И.Даля, словарю пословиц русского языка, и выполним выборочную работу. Подумайте, какие из перечисленных пословиц раскрывают тему произведения А.И. Солженицына «Лихое зелье» и обоснуйте свою точку зрения:
Добро не умрет, а зло пропадет.
Сей добро, посыпай добром, жни добро,
оделяй добром.
Тупой серп руку режет пуще острого.
Хоть голодать, а добрым семенем засевать.
Не говорит – ум копит; а скажет – не
Корень учения горек, да плод его сладок.чего слушать.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
От лихого не услышишь доброго слова.
Сделав худо, не жди добра.
Одна пчела немного меду натаскает.
Создание фильма-ассоциации «Лихое зелье»
Работа в группах:
- литературоведческая группа;
- театральная группа
Задания для 1 группы: проанализируйте произведение А.И. Солженицына «Лихое зелье». Какие ключевые образы, понятия, символы необходимо использовать в сценарии фильма-ассоциации «Лихое зелье»? Как композиционно будет решен данный фильм? Сохраните ли вы авторское название произведения?
Итог: составление сценария фильма-ассоциации.
Задания для 2 группы: распределитесь на подгруппы (постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты-чтецы) и продумайте свою трактовку фильма-ассоциации «Лихое зелье».
Итог: составление визуального образа фильма-ассоциации.
3.5. Создание фильма-ассоциации «Молния». (22 слайд)
«Пока совесть в нас не проснётся – ничего не будет, и никакая экономика нас не спасёт, и государства нам не устроить»; «…нам с гнилым дуплом не стоять…», – подчеркивал А.И. Солженицын. О совести, нравственности, душевной цельности говорится еще в одной «Крохотке» писателя – произведении «Молния».
Предварительная работа с текстом произведения
а) Выразительное чтение произведения учителем.
б) Беседа с учащимися: (23-27 слайды)
– Как вы думаете, какую смысловую роль в тексте играют частотные вопросительные конструкции:
- не дальше?
- а за что?
- соскользнула?
- иссякла?
- какою силой?
– С какой целью, по вашему мнению, А.И. Солженицын столь подробно описывает последствия удара молнии в «не самую же высокую липу»?
– Почему деревья уподобляются добрым соседям и близким людям:
- дружливый развилок,
- высокая сестра,
- безвинные соседи?
– Возможна ли такая поддержка у нас, людей?
– Почему удар «кары-совести» «постигает» человека?
– Объясните особенности написания через дефис слова «кары-совести».
– По какой причине удар молнии – совести попадает не в душу, не в сердце человека, а «через все нутро напрострел, и черезо всю жизнь вдоль»?
– Почему не каждый «остоится после того»?
в) Сопоставительная работа.
Обратитесь к стихотворениям в прозе И.С.Тургенева «Мы еще повоюем!», «Житейское правило», «Щи», прочитайте также данные стихотворения Н.Н.Зиновьева и подумайте, как они соотносятся с произведением А.И. Солженицына «Молния»:
Мы с руками крест-накрест рождаемся.
Умираем с руками крест-накрест.
А свобода от этой позы
Называется коротко – жизнь.
Когда под вечер я с ладоней серых
смываю зла дневную дребедень,
я знаю – никогда не вымыть сердце,
что кровью обливалось целый день…
Создание фильма-ассоциации «Молния»
Работа в группах:
- литературоведческая группа;
- театральная группа
Задания для 1 группы: проанализируйте произведение А.И. Солженицына «Молния». Какие ключевые образы, понятия, символы необходимо использовать в сценарии фильма-ассоциации «Молния»? С помощью какого сценарного решения вы сможете передать динамизм, трагичность происходящего?
Итог: составление сценария фильма-ассоциации.
Задания для 2 группы: распределитесь на подгруппы (постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты-чтецы) и продумайте свою трактовку фильма-ассоциации «Молния».
Итог: составление визуального образа фильма-ассоциации.
3.6. Беседа с учащимися: (28-32 слайды)
«Солженицын – мастер крупной эпической формы, поэтому «невесомость», «воздушность» этих стихотворений в прозе кажется неожиданной. В то же время акварельно-прозрачная художественная структура выражает здесь глубокое религиозно-философское содержание», – читаем в биографическом словаре «Русские писатели 20 века».
– Как вы думаете, можно ли о произведениях А.И. Солженицына «Лиственница», «Лихое зелье», «Молния» сказать, что им присущи «воздушность», «акварельность», «прозрачность»?
– Почему данные произведения построены на сопоставлении явлений, предметов природы и бытия, сущности человека?
– Как вы понимаете финальные строки произведения «Лихое зелье»: «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа»? Можно ли данное высказывание соотнести с жизненным и творческим путем А.И. Солженицына?
IV. Обобщение. Итоги урока.
V. Домашнее задание.
создание презентации «Мое прочтение «Крохоток» А.И. Солженицына» (произведение по выбору учащегося)
Список литературы:
- Солженицын А.И.Абрикосовое варенье. Рассказы 90-х годов. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009.
- Солженицын А.И. На возврате дыхания. /Телеинтервью на литературные темы с Н.А.Струве; Интервью со Станиславом Говорухиным для телекомпании «Останкино; Нобелевская лекция; Как нам обустроить Россию?/. – М.: «Вагриус», 2004.
- Солженицын А.И. Рассказы. Крохотки. /Вступительная статья В.Радзишевского/. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
- Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т. – М.: «4 КРАСКИ», 2006.
- Русские писатели 20 века: Биографический словарь/ Гл.ред. и сост. П.А.Николаев. – М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву – А.М. 2000.
- Зиновьев Н.Н.Мой дельтаплан. – М.: Эксмо, 2007.
- Тургенев И.С. Избранное. – М.: Современник, 1979.