Метод проектов в школьной практике не нужно рассматривать как универсальный метод. Наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами обучения, в качестве дополняющего ее элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде. Введение наряду с классно-урочной системой обучения с применением курсового проектирования во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы.
Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной рабочей среде. Работая в составе группы по созданию проекта, ученик самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные умения, развивает у себя исследовательские умения, развивает системное мышление.
Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения, способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.
Образовательные цели проекта:
- Постижение смысла стихотворения «Зимнее утро» путем разрешения проблемных вопросов,взятых учащимися для подготовки проектов.
- Расширение представления о средствах создания художественного образа в лирическом произведении.
- Анализ отдельных особенностей содержания и формы стихотворения «Зимнее утро».
Воспитательная цель проекта: развитие художественного восприятия поэтического слова, поэтических образов, воспитание чувства прекрасного, воспитание любви к родной природе.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
- Рефлексивные умения.
- Поисковые (исследовательские) умения.
- Навыки оценочной самостоятельности.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве.
- Коммуникативные умения.
- Презентационные умения.
Развивающие цели:
- Уметь самостоятельно искать информацию.
- Систематизировать учебный материал.
- Развивать навыки формулирования выводов.
- Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.
- Развивать память, внимание учащихся.
Оборудование:
- Стихотворение «Зимнее утро» в учебнике.
- Иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро», созданные самими учащимися.
- План анализа лирического произведения.
- Черновики.
- Компьютер.
- Проектор.
- Экран.
- Магниты.
План изучения темы "Лирика А.С. Пушкина" и этапы проекта.
№ урока |
Тема урока |
Этапы проекта |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Пушкин- лицеист. Лирика А.С. Пушкина |
Выбор темы проекта. |
Учитель предлагает принять участие в учебном проекте по теме: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". Мотивирует учащихся. |
Учащиеся знакомятся и обсуждают тему. Формирование рабочих групп. |
2. |
Стихотворение А.С. Пушкина "Деревня" |
Выделение подтем и тем проекта. |
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. |
Учащиеся выбирают тему для исследования. |
3. |
Стихотворение А.С. Пушкина "Редеет облаков летучая гряда" |
Разработка проекта. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность, обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: презентация, иллюстрации к стихотворению, карточка- помощник. |
4. |
Размеры стихотворения. Рифмы. |
Оформление результатов. |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
5. |
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". (Урок-проект). |
Презентация. |
Учитель организует экспертизу (в качестве экспертов учащиеся параллельного класса, в рамках недели русского языка и литературы). |
Учащиеся докладывают о результатах своей работы. |
Темы проектов учащихся:
- Пейзаж как средство создания образов, передачи психологического состояния героя в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро».
- Лингвистический анализ стихотворения.
- Звуковая организация стихотворения.
- Ритмическая организация стихотворения.
- Музыка на стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Требования, предъявляемые к самостоятельным исследованиям учащихся:
- Тема работы.
- Цель работы.
- План исследования.
- Вывод.
На уроке №1, раскрыв тему «Пушкин-лицеист», учитель переходит к лирике поэта и предлагает учащимся принять участие в учебном проекте «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Знакомит со смыслом проектного подхода, помогает в определении цели проекта, мотивирует на создание проекта по этой теме. После уроков вместе с учащимися обсуждают тему проекта, определяют его цели, формулируют главные вопросы. По желанию и ненавязчивой рекомендации учителя шестиклассники объединяются в группы для совместной работы над темой. Некоторые учащиеся предпочитают работать над проектом индивидуально. Учитель планирует педагогические ситуации участия каждого в определении темы проекта и для работы в группе, стимулирует активность и самостоятельность учащихся.
На уроке №2 для уточнения деятельности проектных групп отводится небольшая часть времени. После урока учитель и участники проекта согласовывают общую линию разработки проекта, обсуждают пути сбора информации и осуществление поисковой работы. Учитель делает свои предложения, но обязательно спрашивает мнения участников проекта, помогает каждому ученику выбрать тему для исследования и спланировать собственную работу (темы, выбранные учащимися для исследования, приведены выше).
На уроке №3 устанавливаются критерии успеха проектной деятельности. После уроков ребята выдвигают гипотезы по теме исследования и вместе с учителем обсуждают формы представления результатов. Выбрано несколько форм: компьютерная презентация материала, иллюстрации к стихотворению, выполненные самими учащимися (предложение художников), карточка-помощник к анализу стихотворения (толкование изобразительно-выразительных средств), изготовление плаката.
На уроках №2 и №3 большое место уделяется анализу отдельных особенностей содержания и формы стихотворений А.С. Пушкина («Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…») таких как композиция, идея, тема, лирический герой, словесная организация лирического произведения, что станет предметом исследования в стихотворении «Зимнее утро». Самостоятельная поисковая работа по анализу этого стихотворения вынесена за рамки урока: дома, в библиотеке, в компьютерном классе.
На уроке №4 учащиеся знакомятся с темой «Размеры стихотворения. Рифмы».
Учитель строит свою работу как образец защиты проекта на эту тему, тем самым, помогая простроить защиту собственного проекта. После уроков координирует деятельность учащихся, консультирует индивидуально или в группах, создаёт соревновательную атмосферу деятельности по подготовке проекта, помогает решать возникшие проблемы, планирует заключительный урок-презентацию. На дом ученики получают задание написать на черновике ответ на вопрос «О чём, по-моему, стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
На уроке №5 учащиеся представляют свои работы по анализу стихотворения, защищают проекты. Этот урок - своеобразная мини-конференция. Остальные ребята слушают выступления, составляют тезисы, конспектируют материалы проектной деятельности одноклассников, т.е. собирают рабочие материалы для ответа на вопрос «О чём, по-моему, стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Дома ученики пишут сочинение в тетради. В конце урока обсуждаются проекты участников, задаются вопросы по теме, ребята участвуют в оценке и самооценке работы над проектом. Учитель, создавая доброжелательную, дружескую атмосферу, играет роль рядового участника проекта, стимулирует участников к самостоятельным высказыванием, оценивает участие каждого в проектной деятельности. После уроков проводит индивидуальные беседы с каждым участником, анализируя его деятельность. Планирует индивидуальную дальнейшую работу с участником проекта.
Список литературы
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. Москва, 2007 г.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе (универсальное издание), Москва, «ВАКО», 2007 г.
- Меркин Г.С. Литература, 6 класс, Москва., «Русское слово», 2008 г.
- Турьянская Б.И. Холодкова Л.А., Виноградова, Е.А., Комиссарова Е.В«Литература в 6 классе. Урок за уроком». Москва., «Русское слово», 2003 г.
- Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. М., « Высшая школа», 2005 г.