Прошлое, настоящее и будущее России в цикле стихотворений А.А. Блока "На поле Куликовом"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели и задачи урока:

- краткое знакомство с биографией А. А. Блока;

- выявить специфику трактовки темы Родины в лирике Блока;

- раскрыть идейное и художественное своеобразие цикла “На поле Куликовом”, соотношение прошлого, настоящего и будущего России;

- дать представление о лирическом цикле;

- стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;

- развивать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте, классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

- развивать творческие способности обучающихся через выразительное чтение наизусть, умение анализировать поэтический текст;

- формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;

- воспитывать патриотизм, ответственность перед родной страной.

Тип урока: практикум.

Используемые образовательные технологии: презентация к уроку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление целей и темы урока. Слайд №1 (Пока обучающиеся записывают тему, звучит песня “Русь моя” в исполнении ансамбля “Дружба”)

Учитель. Вступительное слово. Начало XX века – это эпоха трагических событий в жизни страны: первая русская революция, первая мировая война, октябрьская революция 1917 года. Эта эпоха великого исторического рубежа, мятежное, бурное время не могло не отразиться в русской литературе, а тем более в творчестве гениального художника слова А. А. Блока. Да, он был свидетелем всех событий первых десятилетий XX века. Блок обладал обостренным чувством истории, сумел отразить в своих стихах “неслыханные перемены, невиданные мятежи”. Он прошел сложный путь. Старая и новая Россия, ее прошлое настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, на которые он искал ответ.

II. Актуализация знаний. Обратимся к фактам его биографии.

1. Слово “биографам”. Слайды № 2-4.

Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в высокообразованной и культурной семье. Воспитание проходило в традициях передовой интеллигенции. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица. Маленького Сашу обожали все члены большой семьи. Мальчик рос настоящим принцем. Таким мы и видим его: нежного, изящного дворянского мальчика с гордым лицом, с доверчивыми, серьезными огромными глазами. Всех покоряли его доброта, щедрость и нежность.

Детские и юношеские годы А. А. Блока прошли в доме деда, а каждое лето семья выезжала в подмосковное имение Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь очень нежно любил. Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор. Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России.

Интерес к истории пробудился у Блока в семье его деда, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, а дальнейшее развитие получил в университетские годы.

Россия для Блока – это прежде всего родина, а родина для поэта – это “огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое”.

Учитель. Обращение к Родине проходит через все творчество Блока. Поэт стремится постичь ее сущность, разгадать тайну. Осмысление прошлого, желание понять настоящее, стремление предугадать пути будущего свойственно поэтам во все времена. О Родине писали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов. Но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Составляя третий том собрания своей лирики, Блок объединил в раздел “Родина” несколько стихотворений 1906 – 1916 годов. Однако, как он сам говорил, все его произведения о России.

Слайды №5–6. Цикл “На поле Куликовом”, включающий 5 стихотворений - одно из центральных произведений третьего тома “Родина”. Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Донского разгромили полчища хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России. (Понятие о цикле)

Учитель. Куликовская победа была величайшим переломом в русской истории. В чем же заключался этот перелом?

2. Послушаем “историков”. Слайды №7–8.

8 сентября 1380 года соединенные силы русских княжеств одержали победу над огромным войском Золотой Орды под предводительством хана Мамая. Произошло это на Куликовом поле около реки Непрядвы за Доном. Воины обеих сторон сражались героически. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от великой тесноты. Первым пал на Куликовом поле Александр Пересвет, затем Ослябя. Они были и остаются символом ратного подвига.

Войско Мамая наступало первым. Не выдержав натиска, русские войска стали отступать. Победа, казалось, была на стороне Мамая, но тут выступил из леса засадный полк и ударил в тыл и фланг войскам Мамая. Победа была полная. И войско Дмитрия далеко преследовало Мамая.

После победы Дмитрий Донской провозгласил тут же, “став на костех”, вечную память всем погибшим.

Куликовская победа стала величайшим переломом в русской истории. Это был перелом в сознании русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и государственной независимости.

Учитель. О чем повествует Блок в цикле “На поле Куликовом”? Как передается поэтом историческое событие? Каковы основные мотивы цикла? (Слайд № 9) Обратим внимание на повторяющиеся образы и мотивы: это образы реки, степи – поля, долгого пути, образ мглы, мотив повторения роковых событий (мотив круга)

3. Слово “интерпретаторам”. (Группа ребят работала с первым стихотворением цикла. Варианты: слушаем аудиозапись (текст читает актер, поэт и певец, заслуженный артист России Николай Денисов) или читают наизусть ученики. План анализа стихотворений есть в каждой группе, чтобы ребята могли включиться в обсуждение стихотворений, высказать свои предположения, задать вопросы)

Слайд №10. В чем необычность ритмической организации этого стихотворения? Какое настроение создает отрывистость ритма? Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни?

Первое стихотворение исполняет роль пролога, вводит в цикл тему Родины. На первый взгляд, перед нами типичный русский пейзаж:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

Все основные образы уже заявлены здесь. Лирический герой – это и воин Куликовской битвы и современник Блока. Состояние героя – размышление накануне битвы. Не сразу под “игом ущербной луны” приходит он к пониманию своего назначения. Родина, ее история помогают герою обрести свое “я”, определить свой путь:

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной –
Я не боюсь.

Необычна ритмическая организация стихотворения: сочетание длинных и коротких ямбических стихов помогает поэту передать противоречие между внешним спокойствием, “неподвижной” Руси и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего. Вначале время течет лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, войско отправляется в путь. Пока еще все спокойно, но вскоре желтая глина обрыва. Степные стога сменяются дорогой сквозь мглу. И вдруг время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель. Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа.

Слайд №11. Именно в этом стихотворении поэт “дерзнул” вместо привычного эпитета “Матушка-Русь” предложить свой, предельно личный: “О, Русь моя! Жена моя!” Некоторых его современников подобная “вольность” шокировала (например, М. Горького). Поэт Илья Сельвинский уже в 60-е годы публично заявил: “Меня <...> коробит от того, что моя родина оказывается... женой Александра Александровича”. Оппоненты поэта не принимают в расчет, что в блоковском контексте (а это контекст всей лирической трилогии) слово “жена” употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле: слово “жена” - это и Святая Дева, и Богородица, и Русь. Облик Родины у Блока живой. Он как бы сливается с прекрасным женским образом, подчеркивая глубоко интимное чувство поэта, неотделимое для него от вечной его любви к “единственной на свете”, к жене. Зато всеми безоговорочно были приняты строки с предельной силой выразившие сущность времени, да, пожалуй, и человеческой жизни в целом:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Слайд №12. Образу реки противопоставлен образ летящей степной кобылицы. Повтор “летит, летит” меняет ритмику стиха. Одно мгновение, и уже закат в крови. Напряжение нарастает, и уже в последующих строфах сплошь восклицательные предложения. Умолчания подчеркивают быстрое течение времени, создают впечатление некоторой недосказанности. Покоя нет! Стремительность событий подчеркивается и аллитерацией звуков “с” в 4-й и “р” в последней строфе стихотворения.

Учитель. Слайд №13. Найдите в тексте цикла следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Какое значение они имеют для воспроизведения картин исторического прошлого? Литературовед А. С. Елеонская в статье “Куликовская битва и русская литература” пишет: “Образная система цикла несет на себе следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики: образ реки; именование Руси женой, противопоставление света и тьмы; включение в действие высших сил – в данном случае Богородицы, образ которой сливается с образом Прекрасной Дамы”.

Во втором стихотворении цикла влияния древнерусской и фольклорной поэтики больше. В основе сюжета – гадание перед боем. Здесь и “мы, сам-друг” (т.е. вдвоем) - архаичная форма собирательного множественного с фольклорным оттенком; крик лебедей, и “горючий белый камень”.

Слайд №14. Лебеди – это символ верности, чистоты. Но у Блока образ лебедей несет и иную смысловую нагрузку – смятение, тревогу. Повтор “и опять, опять они кричат…” с умолчанием в конце строки Вслушиваясь в грядущее, герой снова слышит предвестия беды, смерти, но и победы, что звучали когда-то над полем Куликовым. Горючий белый камень пришел из фольклора – из заговоров и заклинаний, о которых Блок писал: “На море - окияне, на острове Буяне стоит бел - горюч камень Алатырь, на том камне дева сидит, шелками заморскими зашивает раны кровавые..”. Эпитет “горючий” у Блока, вероятно, связан с горем, а сочетание с белым дает эмоциональный оксюморон, созвучный основному настроению цикла: предчувствию грядущих испытаний Родины. Первая и вторая половина стихотворения противопоставлены: в начале речь идет о близкой гибели, а в конце – о том, что эта гибель освящена и осмысленна:

Чтоб недаром биться с татарвою
За святое дело мертвым лечь!

Татарва – слово с фольклорным оттенком. Враг в русском фольклоре, как правило, не имеет лица, а воспринимается как чудище.

Слайд №15.

Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.

Как можно объяснить эти строки? Каким вы представляете лирического героя во втором стихотворении?

Здесь прошлое сопрягается с будущим предчувствием лирического героя: впереди страну ожидают новые испытания. Герой не отделяет свою судьбу от судьбы своей страны.

Слайд №16. Почему третье стихотворение можно назвать кульминацией цикла? Кто это, чей лик нерукотворный светел для поэта навсегда: любимая женщина или Богородица?

И с туманом над Непрядвой спящей
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моём плече.

В третьем стихотворении перед героем возникает символический образ – Ты. Сначала герой только предчувствует ее появление . Но вот ТЫ здесь. Но кто же эта загадочная ТЫ? Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно – это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в испытаниях времени. Образ святой Руси сливается с образом Богоматери. Родина – самое дорогое и самое святое, чему поклоняется и служит поэт.

Слайд №17. Четвертое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Повторяются эпитеты “вековая тоска”, “тоска могучая”, “ущербная луна”. Символы приобретают новый смысл. Образ пожара особенно страшен, потому что он “тихий и широкий”. Но чувства лирического героя, его мысли светлы, он на белом коне (белый конь – конь победителя). Душа устремлена в будущее, опять обращение к высшему идеалу: “Явись, мое дивное диво! // Быть светлым меня научи!”.

Слайд №18. Пятому стихотворению предпослан эпиграф из В. Соловьева: “И мглою бед неотразимых // Грядущий день заволокло”. В первой строфе Блок перефразирует Соловьева так, что поле Куликово осмысливается как метафора России. Если в первых стихотворениях прошлое перекликается с настоящим, то в пятом поэт говорит о настоящем и будущем, предсказывает неизбежность исторических потрясений и свою причастность к ним: “Но узнаю тебя, начало// Высоких и мятежных дней!”

Учитель. Какой же образ России сложился в вашем представлении после прочтения цикла “На поле Куликовом”? Первые выводы. Образ Родины у Блока своеобразен и неповторим. Стихи поэта полны глубокой любви к России и веры в ее силы. Он хотел видеть ее свободной и счастливой. Слайд №19

Слайд №20.

III. Итог урока. Жить в покое нельзя. Жизнь – это движение, битва за родину. Быть спокойным, ни во что не вмешиваться – значит жить вне Родины, а это значит совсем не жить. Блок не мог остаться в стороне от событий, которые совершались у него на Родине. “Не может сердце жить покоем..” Таким образом, личная судьба героя отождествляется с судьбой России, он готов погибнуть за нее. Чувство боли и тревоги за нее никогда не покидало Блока: “Как жить и плакать без тебя! (“Осенняя воля”) В последующих стихах о России вера Блока в особую историческую роль Родины становится явственнее, ощутимее. Но его любовь к России навсегда останется с привкусом страха, страдания, муки и веры, ведь “невозможное возможно”.

Домашнее задание. Размышляя над словами поэта, попытайтесь определить, что значит для художника посвятить жизнь какой-либо теме, в чем, по вашему мнению, гражданский долг поэта перед Отечеством? (Cлабым учащимся выучить наизусть одно из стихотворений цикла)

Использованные материалы

1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2005.

2. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В.Я. Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

3. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Под общей редакцией В.В. Агеносова. – М: Дрофа, 2000.

4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7-8 класс.

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года.

6. Конева И.В. А. Блок “Поле Куликово”. Дидактические материалы:

7. Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1

http://www.litcabinet.ru/kl/l5015.htm

http://www.cnso.ru/litera/lit36.html

http://mlis.fobr.ru/metodika/prepod/infotech/09/

www.rcokoit.ru/itliterature.html

http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/2007/10/

http://www.sch1262.ru/levitan/art07.html