"Проникновение в тайны замысла (по лирике Ф.И. Тютчева)". 6-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: русская лирика, образы, краски


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цели урока:

  • Обучающие: формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
  • Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся; развивать связную речь учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту.

Методические приемы: комментарии учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа поэтического произведения, словарная работа.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, музыкальное сопровождение:  In – Di – Go “The Search»; In – Di – Go “The Forest”; романс С.Рахманинова
«Весенние воды»; Альбинони «Адажио»; Лист «Одинокий пастух». Выставка произведений Ф.И.Тютчева

ХОД УРОКА

Звучит музыка.

Слайд 1

«Проникновение в тайны замысла»

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся представить, как работает поэт над словом, попытаемся понять, как ему удается так точно передать свои чувства и мысли. Послушаем красивую музыку, стихи.  Эпиграфом к нашему уроку послужат слова А.Ю.Гонтаря:

Слайд 2

«И так, как я, никто не будет слышать, иначе – не родился бы Шопен»

– Кто такой Шопен? (Шопен Фридерик – польский композитор, для музыки которого характерен  проникновенный лиризм, изящество.)

Звучит музыка.

Слайды 3-7

Учитель: У каждого художника, музыканта, поэта свои образы, краски, звуки, передающие сложные человеческие переживания и настроения.

Слайд 8

Учитель: Будем мы сегодня с вами говорить о творчестве замечательного русского поэта Ф.И.Тютчева.

Слайд 9

Чтение стихотворения «Осенний вечер» учащимся.

Учитель: Стихотворения Федора Ивановича Тютчева – одна из вершин русской лирики XIX века. При жизни поэта его маленькие лирические произведения не сразу нашли дорогу к сердцу читателей. В 1836 году его стихи опубликовал А.С.Пушкин в своем журнале «Современник». Так происходит первое знакомство читателей со стихами Тютчева. А спустя десятилетия те же стихи напечатал Н.А.Некрасов, который мечтал видеть стихи Тютчева изданными отдельной книгой, и чтобы каждый любитель отечественной литературы поставил эту книгу в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русских писателей.
В прошлом веке поэты часто прибегали в своих произведениях к мифологии.
– Что такое миф? (Это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, а также о деяниях древних богов и героев. Миф – греческое слово и означает «предание», «сказание»)

Учитель: В стихотворениях Тютчева  мифологические образы породнились с природой и в ней обрели новую жизненность.
Первое стихотворение, которое мы с вами берем с вами для работы – «Полдень». В этом произведении Тютчеву вспоминаются образы из мифов Древней Греции – Пан и нимфы.
– Кто такой Пан? Нимфы? Встретится здесь нам и слово «твердь». Как вы его понимаете?

Ответ учащихся.

Слайд 10

Пан (греч.) – бог леса, стад и пастухов, покровитель всей природы.
Нимфы – лесные, речные, морские и горные богини.
Твердь – земля, небо

Работа с текстом:

Учитель: Стихотворение «Полдень»

…дышит полдень мглистый,
…катится река,
И в тверди пламенной и чистой
…тают облака.

И всю природу, как туман,
…жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

Злой волшебник тайно унес из стихотворения поэта очень важные слова, и стихотворение рассыпалось, перестало быть художественным произведением. Нам нужно помочь найти эти слова и поставить их на место.
Внимательно читаем 1 строфу.

– Какое у вас создалось настроение после чтения? Каким видится этот полдень? Что вы чувствуете? (Жаркий полдень; медленно течет река; голубое небо; небольшие облака тают; зной; вялость; трудно дышится. Лень)

Учитель: Определите, какие строки рифмуются? Сколько слогов в третьей строке?  В первой? Сколько слогов в пропущенном слове?  Как  может дышать полдень, катиться река, таять облака в жаркий день? Какое же слово отсутствует?

Ответы учащихся.

Слайд 11

Слайд 12

Учитель: Читаем вторую строфу. Какие строки  рифмуются здесь? Сколько слогов в пропущенном слове? Мы с вами уже сказали, что Тютчев изображает полдень ленивым, Пан дремлет в пещере нимф. Что же, как туман, охватывает природу?  (Дремота)

Слайд 13

Учитель: Молодцы, мы с вами спасли это стихотворение. А теперь давайте прослушаем романс великого русского композитора Сергея Рахманинова на стихи Тютчева «Весенние воды» в исполнении Народного артиста СССР Юрия Гуляева.

– Что такое романс? (Музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным, главным образом – фортепиано, сопровождением)

Работа с текстом:

Учитель: Переходим к следующему стихотворению.

Смотри, как роща зеленеет,

Слайд № 14

Учитель: Что такое нега? (Блаженство, страстное томление, ласка)

Слайд № 15

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой…
От каждой ветки и куста!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, –
Там, где обвеянный их мглами,
Он… в сумраке немом.

Над  нами…их вершины,
В полдневный зной  погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.

Учитель: Какое время суток описывает Тютчев в этом стихотворении? Как  изображен полдень в 1 стихотворении? А во 2-м? Прочтите 1 строфу. Определите строки, рифмующиеся между собой?

– Из каких слогов состоит пропущенное слово? Какую картину вы представляете после прочтения 1 строфы? Какого слова не хватает?

Ответ учащихся.

Слайд №16

Учитель: А теперь прочтите 2 строфу.

Слайд № 17

Учитель: Приятно в знойный день сидеть в тени под могучим деревом. Его корни пьют родниковую воду. С чем можно сравнить разговор родника в сумраке немом?

Слайд № 18

Учитель: Читаем внимательно 3 строфу.

Слайд № 19

Учитель: Как изображает поэт вершины деревьев? Как вы думаете, под полуденным солнцем им жарко? Когда у человека высокая температура, жар, как называется это состояние?

Ответ учащихся.

Учитель: Правильно. Вот и вершины деревьев в жару бредят,говорят об одном и том же: «Жарко, жарко»

Слайд №20

Учитель: Итак, полдень полон разнообразных проявлений жизни: роща под палящим солнцем зеленеет, с неба доходит до нас орлиный крик.

Слайд №21

Слайд № 22

Чтение учеником  стихотворения «Неохотно и несмело».

Учитель: Это описание грозы не назовешь светлым. Оно постепенно нагнетает напряжение, давая возможность почувствовать тревожное, гнетущее состояние души поэта.
Осталось последнее стихотворение, которое мы тоже должны спасти.

Работа с текстом:

Слайд № 23

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В… катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу… сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут…
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Учитель: Посмотрите 1 строфу. Какие строки рифмуются? Сколько слогов в пропущенном слове? Какое слово, на ваш взгляд, в этой строфе должно обязательно помочь нам найти нужный образ? Почему? Что это за слово?

Слайд № 24

Слайд № 25

Учитель: Посмотрите 2 строфу. Сколько слогов в пропущенном слове? Какое слово должно нам помочь на этот раз? Что это за слово?

Слайд № 26

Учитель: Давайте поработаем с 3 строфой.

Слайд № 27

Слайд № 28

Учитель: Современник поэта писатель И.С.Тургенев говорит, что мысль в стихах Тютчева «никогда не является читателю нагою», но «всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им».

Слайд № 29

Учитель: В начале стихотворения поэт рисует полуденный пейзаж: искрящуюся на солнце реку, белеющие от цветов поля, от которых пахнет медом. Чудный день! Так было всегда: и сто и двести лет тому назад. Какого же слова нам не хватает в этой строфе?

Слайд № 30

Учитель: Действительно, в этом стихотворении мысль поэта о вечности природы, о ее победной силе растворяется в торжественном пейзаже полудня.
Наконец нам удалось вернуть важные слова на их места. Теперь они снова стали художественными произведениями.

– Спасибо, вы справились с очень трудной задачей.

Слайд № 31

Слайд № 32

 Учащийся читает стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…»

Слайд № 34

Учитель: Возвратимся к эпиграфу:

И так, как я, никто не будет слышать,
Иначе – не родился бы Шопен.

А.Ю.Гонтарь

– Эти слова еще раз подтверждают , что Ф.И.Тютчев был замечательным поэтом. Его стихи о природе действительно являются вершиной русской лирики XIX века. И так, как он, действительно, никто не будет слышать, видеть, чувствовать красоту природы.

Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева наизусть.