Цели урока:
- Обучающие: формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
- Развивающие: развивать логическое и образное мышление учащихся; развивать связную речь учащихся.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту.
Методические приемы: комментарии учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа поэтического произведения, словарная работа.
Формы работы: групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, презентация,
музыкальное сопровождение: In – Di – Go
“The Search»; In – Di – Go “The Forest”; романс С.Рахманинова
«Весенние воды»; Альбинони «Адажио»; Лист
«Одинокий пастух». Выставка произведений
Ф.И.Тютчева
ХОД УРОКА
Звучит музыка.
Слайд 1
«Проникновение в тайны замысла»
Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся представить, как работает поэт над словом, попытаемся понять, как ему удается так точно передать свои чувства и мысли. Послушаем красивую музыку, стихи. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова А.Ю.Гонтаря:
Слайд 2
«И так, как я, никто не будет слышать, иначе – не родился бы Шопен»
– Кто такой Шопен? (Шопен Фридерик – польский композитор, для музыки которого характерен проникновенный лиризм, изящество.)
Звучит музыка.
Слайды 3-7
Учитель: У каждого художника, музыканта, поэта свои образы, краски, звуки, передающие сложные человеческие переживания и настроения.
Слайд 8
Учитель: Будем мы сегодня с вами говорить о творчестве замечательного русского поэта Ф.И.Тютчева.
Слайд 9
Чтение стихотворения «Осенний вечер» учащимся.
Учитель: Стихотворения Федора
Ивановича Тютчева – одна из вершин русской
лирики XIX века. При жизни поэта его маленькие
лирические произведения не сразу нашли дорогу к
сердцу читателей. В 1836 году его стихи опубликовал
А.С.Пушкин в своем журнале «Современник». Так
происходит первое знакомство читателей со
стихами Тютчева. А спустя десятилетия те же стихи
напечатал Н.А.Некрасов, который мечтал видеть
стихи Тютчева изданными отдельной книгой, и
чтобы каждый любитель отечественной литературы
поставил эту книгу в своей библиотеке рядом с
лучшими произведениями русских писателей.
В прошлом веке поэты часто прибегали в своих
произведениях к мифологии.
– Что такое миф? (Это произведения, созданные
фантазией народа, в которых рассказывалось о
происхождении мира, явлениях природы, а также о
деяниях древних богов и героев. Миф – греческое
слово и означает «предание», «сказание»)
Учитель: В стихотворениях Тютчева
мифологические образы породнились с природой и в
ней обрели новую жизненность.
Первое стихотворение, которое мы с вами берем с
вами для работы – «Полдень». В этом произведении
Тютчеву вспоминаются образы из мифов Древней
Греции – Пан и нимфы.
– Кто такой Пан? Нимфы? Встретится здесь нам и
слово «твердь». Как вы его понимаете?
Ответ учащихся.
Слайд 10
Пан (греч.) – бог леса, стад и пастухов, покровитель всей природы.
Нимфы – лесные, речные, морские и горные богини.
Твердь – земля, небо
Работа с текстом:
Учитель: Стихотворение «Полдень»
…дышит полдень мглистый,
…катится река,
И в тверди пламенной и чистой
…тают облака.И всю природу, как туман,
…жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Злой волшебник тайно унес из стихотворения
поэта очень важные слова, и стихотворение
рассыпалось, перестало быть художественным
произведением. Нам нужно помочь найти эти слова и
поставить их на место.
Внимательно читаем 1 строфу.
– Какое у вас создалось настроение после чтения? Каким видится этот полдень? Что вы чувствуете? (Жаркий полдень; медленно течет река; голубое небо; небольшие облака тают; зной; вялость; трудно дышится. Лень)
Учитель: Определите, какие строки рифмуются? Сколько слогов в третьей строке? В первой? Сколько слогов в пропущенном слове? Как может дышать полдень, катиться река, таять облака в жаркий день? Какое же слово отсутствует?
Ответы учащихся.
Слайд 11
Слайд 12
Учитель: Читаем вторую строфу. Какие строки рифмуются здесь? Сколько слогов в пропущенном слове? Мы с вами уже сказали, что Тютчев изображает полдень ленивым, Пан дремлет в пещере нимф. Что же, как туман, охватывает природу? (Дремота)
Слайд 13
Учитель: Молодцы, мы с вами спасли это стихотворение. А теперь давайте прослушаем романс великого русского композитора Сергея Рахманинова на стихи Тютчева «Весенние воды» в исполнении Народного артиста СССР Юрия Гуляева.
– Что такое романс? (Музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным, главным образом – фортепиано, сопровождением)
Работа с текстом:
Учитель: Переходим к следующему стихотворению.
Смотри, как роща зеленеет,
Слайд № 14
Учитель: Что такое нега? (Блаженство, страстное томление, ласка)
Слайд № 15
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой…
От каждой ветки и куста!Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, –
Там, где обвеянный их мглами,
Он… в сумраке немом.Над нами…их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.
Учитель: Какое время суток описывает Тютчев в этом стихотворении? Как изображен полдень в 1 стихотворении? А во 2-м? Прочтите 1 строфу. Определите строки, рифмующиеся между собой?
– Из каких слогов состоит пропущенное слово? Какую картину вы представляете после прочтения 1 строфы? Какого слова не хватает?
Ответ учащихся.
Слайд №16
Учитель: А теперь прочтите 2 строфу.
Слайд № 17
Учитель: Приятно в знойный день сидеть в тени под могучим деревом. Его корни пьют родниковую воду. С чем можно сравнить разговор родника в сумраке немом?
Слайд № 18
Учитель: Читаем внимательно 3 строфу.
Слайд № 19
Учитель: Как изображает поэт вершины деревьев? Как вы думаете, под полуденным солнцем им жарко? Когда у человека высокая температура, жар, как называется это состояние?
Ответ учащихся.
Учитель: Правильно. Вот и вершины деревьев в жару бредят,говорят об одном и том же: «Жарко, жарко»
Слайд №20
Учитель: Итак, полдень полон разнообразных проявлений жизни: роща под палящим солнцем зеленеет, с неба доходит до нас орлиный крик.
Слайд №21
Слайд № 22
Чтение учеником стихотворения «Неохотно и несмело».
Учитель: Это описание грозы не
назовешь светлым. Оно постепенно нагнетает
напряжение, давая возможность почувствовать
тревожное, гнетущее состояние души поэта.
Осталось последнее стихотворение, которое мы
тоже должны спасти.
Работа с текстом:
Слайд № 23
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В… катится река,
Словно зеркало стальное…Час от часу… сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.Чудный день! Пройдут…
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Учитель: Посмотрите 1 строфу. Какие строки рифмуются? Сколько слогов в пропущенном слове? Какое слово, на ваш взгляд, в этой строфе должно обязательно помочь нам найти нужный образ? Почему? Что это за слово?
Слайд № 24
Слайд № 25
Учитель: Посмотрите 2 строфу. Сколько слогов в пропущенном слове? Какое слово должно нам помочь на этот раз? Что это за слово?
Слайд № 26
Учитель: Давайте поработаем с 3 строфой.
Слайд № 27
Слайд № 28
Учитель: Современник поэта писатель И.С.Тургенев говорит, что мысль в стихах Тютчева «никогда не является читателю нагою», но «всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им».
Слайд № 29
Учитель: В начале стихотворения поэт рисует полуденный пейзаж: искрящуюся на солнце реку, белеющие от цветов поля, от которых пахнет медом. Чудный день! Так было всегда: и сто и двести лет тому назад. Какого же слова нам не хватает в этой строфе?
Слайд № 30
Учитель: Действительно, в этом
стихотворении мысль поэта о вечности природы, о
ее победной силе растворяется в торжественном
пейзаже полудня.
Наконец нам удалось вернуть важные слова на их
места. Теперь они снова стали художественными
произведениями.
– Спасибо, вы справились с очень трудной задачей.
Слайд № 31
Слайд № 32
Учащийся читает стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…»
Слайд № 34
Учитель: Возвратимся к эпиграфу:
И так, как я, никто не будет слышать,
Иначе – не родился бы Шопен.
А.Ю.Гонтарь
– Эти слова еще раз подтверждают , что Ф.И.Тютчев был замечательным поэтом. Его стихи о природе действительно являются вершиной русской лирики XIX века. И так, как он, действительно, никто не будет слышать, видеть, чувствовать красоту природы.
Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева наизусть.