Произведения современной детской литературы. Тема: "Постановка "вечных" вопросов в современной детской литературе"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с фактами биографии современных писателей (Ю.Вознесенской);
  • нравственной и философской проблематикой произведения;
  • показать пути становления характера главного героя;
  • выявить традиционные в русской литературе жизненные ценности, образы родины, дома, семьи.

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы: репродуктивный, частично-поисковый. эвристическая беседа.

Ход урока

- Какое впечатление произвело на вас произведение Ю.Вознесенской “Вдвоём на льдине”? Слышали вы об этом авторе раньше? (сообщение учащихся сведений биографии автора)

- Кто является главным героем повести? (Главными героями повести являются подростки Роман Осин и Юлия Качуркина.)

- Где встретились подростки? (Подростки познакомились в стенах лечебницы для онкологических больных.)

- Что вам известно о жизни онкологических больных? Какой диагноз поставлен героям повести?

(На предыдущем занятии было дано опережающее задание: найти объяснение встретившихся непонятных слов и выражений (метастазы, химиотерапия, астробластома, саркома Юинга).

- Чем опасны для жизни астробластома (заболевание Юли Качуркиной) и саркома Юинга (заболевание Романа Осина)?

(Эти онкологические заболевания опасны частыми летальными исходами, Больным требуется тщательное лечение и дорогостоящие препараты.)

- Знают ли герои о своей участи? Боятся ли они смерти?

(Герои постоянно сталкиваются со смертью, ведь они ежедневно видят, что их ровесники умирают в больнице от схожих диагнозов. Роман и Юля осознают, что их шансы на выздоровление очень малы. Но самое страшное, что они и не борются со смертью. Лечащий врач, профессор Привалов, прямо говорит Роману о том, что у Юли “совершенно утрачена воля к жизни”.)

- Почему же столь юные созданья, у которых, возможно, столько прекрасных событий и встреч впереди совершенно не пытаются бороться с постигнувшим их несчастьем ? Что же убило их “волю к жизни” ?

(Обучающиеся называют причины, на их взгляд, повлиявшие на формирование взглядов подростков и, безусловно, приходят к выводу, что решающую роль в формировании личности играет семья).

- В каких же семьях воспитывались Юля Качуркина и Роман Осин? Давайте проведём их сравнительную характеристику.

(Класс делится на 2 группы и проводит сравнительную характеристику по критериям, предложенным учителем ).

Параметры сравнения Семья Юлии Качуркиной Семья Романа Осина
Увлечения семей    
Материальное благополучие    
Проблемы    
Отношение к болезни собственного ребёнка    

ВЫВОД: Семьи у героев разные. Роман из интеллигентной семьи потомственных музыкантов. Материально семья обеспечена, да и сам Роман, несмотря на свой юный возраст, имеет счёт в банке. Родители прагматичны: отец не понимает сына, который готов пожертвовать свои деньги ради спасения Юли. Болезнь мальчика быстро утомляет родителей, и они, обеспечив сына всем необходимым, перестают сами навещать его, присылая в больницу домработницу.

Юлина семья неблагополучна: родители – алкоголики. Мать постоянно напоминает девочке, что та доставляет ей одни проблемы. Попав в больницу со страшным диагнозом “астробластома”, героиня повести понимает, что никто из родных не сможет ей помочь.

ИТАК, семьи героев непохожи, но объединяет их одно – в этих семьях дети не испытывают любви, они лишние . Поэтому даже излечившись от рака, пройдя мытарства химиотерапии, дети осознают, что вернутся в атмосферу одиночества и пустоты. Именно поэтому они и не стремятся к выздоровлению, спокойно говорят о смерти. Они счастливы тем, что в самый страшный момент их жизни они впервые переживают любовь, сострадание и просто видят внимание к себе.

- Вспомните первую встречу Юли и Романа. При каких обстоятельствах она произошла?

(Подростки встретились в актовом зале больницы, когда герой наигрывал отрывок из классического произведения.)

- Почему для 14-летней Юли любимым музыкальным произведением является “Колыбельная для Умки” из мультфильма, а Роман, посвятивший музыке всю жизнь, даже не знал об этой песенке, известной всем детям?

(Юлю песенка привлекает своим содержанием : в ней поётся о маленьком медвежонке, который вместе с мамой плывёт на льдине “по седым бескрайним морям”, и ему не страшно, потому что он не одинок, он с мамой. Юля же в борьбе со своей болезнью оказалась совершенно одна: пьющие родители даже не посещают её. И в этой незатейливой песне выражена Юлина мечта, быть кому-то нужной, опереться на кого-нибудь.

Роман же не знает о песенке потому, что у него не было детства в обычном представлении. Он не смотрел мультфильмов, так как, удовлетворяя амбициозные желания родителей, постоянно упражнялся в исполнении музыкальных произведений, доказывая всем, что он “гений”).

- Как вы думаете, почему именно эту строчку из песенки (“вдвоём на льдине”) автор выносит в заглавие повести ?

(В этой строчке-метафоре заключена основная мысль произведения . Льдина в бескрайнем море – это та беда, с которой столкнулись подростки. Но они преодолевают её вдвоём, открывая в себе такие нравственные качества, о которых, может быть, раньше и не догадывались сами.)

- Почему герои подружились? Как развиваются их отношения?

(Героев объединяет чувство одиночества, ненужности никому:

ЮЛЯ. - Меня до этого никто никогда не любил.

Роман. – А я вообще никогда никому не был нужен, кроме тебя. Все чего-то ждали от меня, но никто никогда не ждал меня самого.

Вывод. Герои подружились, ощущая потребность быть кому-то нужным.

- Как можно охарактеризовать поступок Романа, когда он оставляет больницу, а сам едет в другой город за лекарством для Юлии Качуркиной? Какие качества главного героя проявляются в этом поступке?

(Без сомнения, поступок Романа можно назвать подвигом: метастазы у него проникли уже в легкие и любой незначительный сквозняк грозит гибелью. Но свое здоровье Роман не бережет. Для него важнее здоровье Юли. Сострадание, милосердие, искренняя любовь к девочке, которая “не видела в своей жизни ничего хорошего,” - вот движущая сила, заставляющая ехать Романа в поезде, где были “сквозняк и духота – самые простудные сочетания”)

- Итак, давайте попытаемся ответить на вопрос, поставленный в начале нашего урока: почему ребята не борются со смертью?

(Их жизнь до больницы – это одиночество, бездуховность и равнодушие. Даже если ребята и выздоровеют, им придется вернуться в прежнюю атмосферу. Но пройдя испытания, устроенные им самой жизнью, они не смогут жить в привычной для них раньше обстановке.)

- Давайте поговорим о концовке повести. Почему автор все же дает героине умереть, а Романа исцеляет чудесным образом, обращает его к православной вере? Почему после выздоровления мальчик оставляет свою прежнюю мечту стать профессиональным музыкантом и решает посвятить свою жизнь борьбе с раковыми заболеваниями, став детским онкологом?

(Прежняя мечта была не его, эту мечту “вырастили” в нем его родители и поклонники.Но после пережитого герой понял, что сцена, цветы и материальное благополучие на делают человека по- настоящему счастливым.И что он после выздоровления не сможет полностью отдаться музыке, зная, что в этот момент кто-то умирает от рака как когда-то он.)

- Почему автор не оставляет Романа в подростковом возрасте, заканчивая произведение, а в эпилоге описывает его взрослую жизнь?

(Ю.Вознесенская показывает, что пережитые события оставили неизгладимый след в душе главного героя, заставили пересмотреть его жизненные ориентиры, обратили к вере.Роман Семенович Осин стал выдающимся онкологом, но перед каждой операцией он заходит в часовенку и молится за здравие всех своих пациентов и об упокоении Юлии.)

- Как вы думаете,кому автор адресовал свое произведение? Определите проблематику повести.

(В своем небольшом по объему произведении автор затрагивает важнейшие проблемы современности:

- проблема одиночества

- проблема бездуховности

- проблема семейных отношений

- проблема отцов и детей

- проблема отчужденности онкологических больных

- проблема столкновения детской мечты и реального мира взрослых

Нужно признать, что эта проблематика раскрывается многими современными авторами, но простота языка и глубокое проникновение в тему выделяет произведение Юлии Вознесенской из ряда остальных. Недаром сборник ее рассказов “Утоли моя печали” был награжден литературной премией.

- Ребята, что сегодня на уроке заставило вас задуматься? К каким вопросам вы хотели бы обратиться и на следующих занятиях? Можно ли провести параллели и с другим произведениями всемирной литературы, где затрагивается подобная проблематика?

(Шекспир В. “Ромео и Джульетта”)

Домашнее задание: (по желанию) Проведите сопоставительный анализ трагедии Шекспира и повести Ю.Вознесенской.

(для всех) Предложите 3 темы для сочинения по произведению Ю.Вознесенской “На льдине”. Познакомьтесь с другими рассказами Ю.Вознесенской из сборника “Утоли моя печали” (2009 г.) и напишите читательский отзыв об одном из них.

Приложение 1.