Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме, формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.
Цели по содержанию занятия:
- Образовательная - способствовать формированию понятия "художественный образ", определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную.
- Развивающая - развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.
- Воспитательная - способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".
Методы обучения: проблемный, исследовательский, личностно ориентированный
Педагогические технологии: проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок - урок литературы и истории одновременно, потому что речь пойдет об исторической личности и одном из героев романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка", а именно о Емельяне Пугачеве - предводителе крестьянского восстания 1773 - 1775 гг.
II. Мотивация и целеполагание.
Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.
Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва. С.М.Петров
Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. В.Б. Броневский
-Прочитайте высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского поэта В. Броневского.
- Какой образ, на ваш взгляд, соответствует тому, который вы увидели в повести А.С. Пушкина?
- Действительно Емельян Пугачев - натура неоднозначная, личность-загадка.
- Запишите тему урока, вставив пропущенное слово: ": образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
- Сформулируйте задачи урока.
Мы должны научиться на уроке:
- видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом
- показывать историческую обоснованность и психологическую точность характеристики Пугачёва
- понимать замысел создания противоречивого образа Пугачёва
III. Актуализация знаний.
- А чем отличается художественный образ от исторического?
- Назовите приемы создания художественного образа в литературе.
(схема: приемы создания образа (портрет, речь, поступки, пейзаж, интерьер, хронотоп, психологический анализ, прямая авторская характеристика, характеристика другими персонажами, художественная деталь, прототип).
- Сегодня, работая над образом Емельяна Пугачева, мы остановимся на трех, наиболее ярко отражающих тему урока: портрет, речь, хронотоп.
Портрет.
- Литературоведы отмечает, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Докажите примерами из текста.
Дома вы заполняли таблицу-характеристику Емельяна Пугачева. Каким он предстает в разных главах?
IV. Проверка Д/З (работа с таблицей).
Глава | Характеристика Пугачева |
II гл. "Вожатый" | Хладнокровный, сметливый, черная
борода, сверкающие глаза. "Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары". |
VII гл. "Приступ" | "Между ими на белом коне ехал человек в
красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это
был сам Пугачев". "Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо". Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку. |
VIII гл. "Незваный гость" | "Пугачев на первом месте сидел,
облокотясь на стол и подпирая черную бороду
своим широким кулаком. Черты лица его, правильные
и довольно приятные, не изъявляли ничего
свирепого" Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. |
XI гл. "Мятежная слобода" | "Пугачев сидел под образами, в красном
кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь". Глаза засверкали. ":он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке". "Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие". "Хвастливость разбойника показалась мне забавна". |
XII гл. "Сирота" | Взглянул грозно, смягчился, устремил
огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал
смеясь. "Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: "Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь". |
- Соотнесите трансформацию образа с главой произведения (проводник, предводитель, царь, самозванец, Человек).
-Таким увидел Емельяна Пугачева А.С. Пушкин, но и художники не могли оставаться равнодушными и неоднократно изображали предводителя восстания. Сегодня мы расскажем вам историю одного портрета.
V. Работа с иллюстрацией.
В Историческом музее Москвы хранится портрет Емельяна Ивановича Пугачева, написанный неизвестным художником. Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II. Пытаясь восстановить историю двойногопортрета, писательница О. Чайковская отмечала: "Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям - и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях).
Вопросы и задания:
1. Разделяете ли вы точку зрения О. Чайковской, которая утверждает: "Этот "двойной" портрет являет собой как бы сопоставление двух царей (тем более что одним замазали другого - это значит, что в народном сознании один другого уже победил)?
2. Сопоставьте словесный портрет Пугачева в "Капитанской дочке" с изображением крестьянского вождя на портрете, выполненном, возможно, с натуры неизвестным художником? Что объединяет литературный и живописный портрет? Подкрепите свою точку зрения цитатами из "Капитанской дочки".
3. Что общего вы находите в отношении к Пугачеву автора и рассказчика в "Капитанской дочке" и художника, создавшего столь необычный портрет? В чем вы видите различие в отношении к Пугачеву автора повести и автора живописного портрета?
(Неизвестному художнику удалось передать на портрете сильный, грозный характер Пугuчева).
Речь.
-С целью увидеть особенности речи Пугачева обратимся к тексту.
Карточка с избранными репликами Пугачёва.
Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе. сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: "В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?"
- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
"Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!" При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати...
- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я ИЛИ нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".
Задание.
Найдите в предложенных отрывках
А) народные пословицы и поговорки;
Б) просторечные слова;
В) постоянные эпитеты;
Г) слова высокой лексики.
2. Как характеризует речь героя?
- Мастерство писателя проявляется в его умении владеть словом: речь каждого героя Пушкина индивидуальна и содержит в себе черты характера героя. Л.Н. Толстой: ":тем удивителен Пушкин, что в нем нельзя ни одного слова заменить. И не только нельзя слова отнять, но и прибавить нельзя. Лучше не может быть, чем он сказал".
- Концепция времени и пространства в художественном произведении также служит для создания литературного образа.
- Кто ввел термин хронотоп в литературоведение?
(Михаил Михайлович Бахтин)
- Мир повстанцев противостоит миру дворян. Это два художественных мира, каждому из которых соответствует свой хронотоп.
VI. Индивидуальное задание.
1 грvппа.
Мир дворянства и мир восставших крестьян существуют изолированно друг от друга. Эта изоляция, локальность выражается в том, что каждому из миров "присвоено" своё время года: дворянскому - осень, повстанческому - зима.
в начале повести мы знакомимся с семьёй Гринёва осенью: "Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый". Время года прямо указано: это начало осени.
в главе "Поединок" дуэль Швабрина с Гринёвым в Белогорской крепости происходит тоже осенью: "Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкой в руках; по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушения на зиму"; "На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая своего противника".
После взятия Белогорской крепости Гринёв едет к генералу и застаёт его в осеннем саду: "Я застал его в саду. Он осматривал яблони, обнажённые дыханием осени, и с помошью старого садовника бережно укутывал тёплой соломой". Время года прямо указано - осень.
Вспомним другую сцену. Маша едет выручать Петрушу к Екатерине 11. "На другой день рано утром Мария Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени".
Мир дворянства и мир восставших крестьян существуют изолированно друг от друга. Эта изоляция, локальность выражается в том, что каждому из миров "присвоено" своё время года: дворянскому - осень, повстанческому - зима.
C появлением Пугачёва в повести наступает зима. Первая встреча с Пугачёвым происходит через день, проведённый в Симбирске, когда Петруша попадает в буран: "Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали".
Вторая встреча с Пугачёвым происходит через несколько месяцев в крепости, и описана она в главе "Незваный гость": "Я оставил Пугачёва и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звёзды ярко сияли, освещая площадь и виселицу".
В одиннадцатой главе - "Мятежная слобода" - описано, как Гринёв едет на встречу с Пугачёвым. "Кибитка летела по гладкому зимнему пути..."; "Путь мой шёл мимо Бердской слободы, пристанища пугачёвского. Прямая дорога занесена была снегом".
II группа.
В повести замечаем странные для реального времени и пространства явления: герой стремительно перемещается во времени и пространстве.
В жизни подобные перемещения во времени и пространстве невозможны. Таким образом, художественное пространство и художественное время в повести "Капитанская дочка" обладают следующими свойствами:
Локальностью, ограниченностью. Обе группы героев повести существуют в своём, особом художественном пространстве.
Художественному пространству каждой группы принадлежит своё художественное время. Оно неизменно, постоянно, что является признаком мифологического хронотопа.
Художественное пространство и художественное время в повести "Капитанская дочка" способны сжиматься, поэтому перемещения героя так стремительны.
Все герои повести "Капитанская дочка" живут в определённом пространстве, являются героями замкнутого пространства. Лишь главный герой, Пётр Гринёв, способен находиться в обоих мирах, осваивая ещё один тип пространства - линеарное, то есть дорогу. Особенность этого пространства в том, что по нему имеет право двигаться только один герой (Гринёв), причём в обоих направлениях: из дворянского в повстанческий (из осени в зиму) и наоборот.
- Раскройте особенности художественного образа Емельяна Пугачева в концепции времени и пространства.
Мир повстанцев - зима (дорога, занесенная снегом).
Время способно сжиматься - перемещение героев стремительно - перевоплощение также стремительно.
VII. Синквейн.
- Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые приемы создания художественного образа, но они, несомненно, позволяют увидеть образ главного героя.
Отразите ваши впечатления в синквейне на тему "Пугачёв".
1. Существительное
2. Прилагательные
3. Глаголы
4. Предложение
5. Существительное
VIII. Вывод:
1. Характер Пугачева противоречивый.
2. В "Капитанской дочке" в Пугачеве-разбойнике "одолевает человек": способен проявить милость и благодарность; способен оценить честь и мужество про.тивника.
Учитель. Пушкинский Пугачев - человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность. жестокость. Но облик Пугачева не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость. откровенность, ПОЭТИЧНОСТЬ, веселость.
Д/З.
1. Проанализировать следующие приемы создания образа Е. Пугачева по вариантам:
1 вариант: поступки, художественная деталь.
II вариант: характеристика (авторская, данная другими персонажами, самохарактеристика)
III вариант: интерьер, пейзаж.
2. Письменный ответ на вопрос: "Каким я представляю себе Емельяна Пугачева после прочтения повести "Капитанская дочка"