Литература
-
Воспитание читательского интереса во внеурочной деятельности 2015
Внеурочная деятельность обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для различных видов деятельности. Внеклассная работа по литературе приобщает детей к литературе.
-
Урок литературы «Религиозное осмысление романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"». 10-й класс 2015
Урок литературы помогает осмыслить роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как образец высокохудожественного произведения, в котором утверждаются незыблемые христианские ценности.
-
Интегрированный урок «Математика и литература» 2015
Цель урока: привить интерес к математике, показать связь математики с литературой, расширить кругозор учащихся, развить любознательность, воспитать потребность в самостоятельном приобретении знаний.
-
Русская классическая литература как источник философских знаний 2015
Художественная литература – источник философских знаний. Доступность философских знаний на уроке литературы достигается благодаря искусству, которое, обращаясь к чувствам человека, постигает мир через образы. Пропедевтическое изучение основ философии на уроке литературы в старшей школе подготовит выпускников к курсу философии в вузе, сформирует социально зрелое отношение к жизни. В статье раскрываются способы изучения основ философии на примере творчества Ф. Достоевского.
-
Урок внеклассного чтения «Авторская песня» 2015
Авторская песня, бардовская песня – это многогранное культурное явление, в известной мере общественное движение 50–90-х годов XX века. Драматург Александр Володин назвал песни бардов «фольклором городской интеллигенции». Авторская песня явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества коммунистическому режиму. Авторская песня отражает историю страны, отечественной культуры, общественной мысли. В творчестве бардов продолжаются традиции русской гражданской и лирической поэзии.
-
Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средство формирования УУД 2015
Актуальность работы состоит в том, что в ней обобщен педагогический опыт по руководству проектной деятельностью учащихся. Она приобретает особую значимость, так как формирует УУД.
-
Романтический мир раннего Блока 2015
Цель урока литературы: подробно раскрыть понятие «символизм»; соотнести философию В. Соловьева с творчеством А. Блока и проанализировать стихотворение А. Блока «Вхожу я в темные храмы; раскрыть глубину содержания, используя «музыку» стиха, образность языка.
-
Интеллектуально-познавательная игра «И все это Гоголь…» по произведениям Н.В. Гоголя в форме игры «Крестики-нолики» 2015
Мероприятие посвящено творчеству великого русского писателя и проводится в форме игры «Крестики-нолики», дети повторяют школьный материал и узнают что-то новое о жизни, личности и творчестве писателя. Мероприятие можно провести в качестве обобщающего при изучении творчества Н.В. Гоголя, а также как внеклассное мероприятие в старших классах в декаду русского языка и литературы.
-
Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 2015
Цель урока: рассмотреть проблему, заложенную в названии комедии, проследить противостояние двух противоположных по нравственным убеждениям миров – косного и отсталого (фамусовского) и передового, деятельного (Чацкий); выяснить, почему умный человек отвергнут обществом и любимой девушкой? На урока использованы средства разных видов искусства: музыкальные отрывки, художественные иллюстрации для более полной характеристики литературных образов.
-
«Лоис Лоури "Дающий". Актуален ли жанр антиутопии в XXI веке?» 11-й класс 2015
Урок по произведению американской писательницы Лоис Лоури «Дающий», рассчитанный на 2 часа, предлагается провести после изучения романа Е. Замятина «Мы» или других антиутопий, написанных в XX веке. Учащихся заинтересует обращение к современной литературе об их сверстниках, особенно в популярном сегодня жанре, приближенном к фантастике. В ходе урока выясняется, актуален ли жанр антиутопии сегодня, в XXI веке, и в чем заключается эта актуальность.
-
Работа с текстом на уроках литературы. Урок по рассказу В. Астафьева «Царь-рыба» «Способна ли природа воспитывать человека?» 9-й класс 2015
Цель урока: с помощью художественного произведения воспитывать негативную позицию к хищническому, потребительскому отношению к природе и умение связывать экологические проблемы с нравственными. Показываются нравственные идеалы В.П. Астафьева; раскрываются взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыба».
-
Эссе «Душа» 2015
Эссе «Душа» поможет учащимся написать сочинение на тему «Чем живы люди?» В стихотворении дается толкование понятия «душа».
-
Пробуждение у подростков интереса к чтению произведений классической литературы 2015
В последнее время десятилетия наблюдается падение интереса молодежи к чтению классической литературы. Учителя-словесники используют психологическую теорию установки для пробуждения интереса у подростков к чтению классики. Взаимодействие внешней и внутренней сторон установки стимулирует процесс чтения, пробуждает интерес у учащихся.
-
Тема мечты в повести А. Грина «Алые паруса». 6-й класс 2015
Урок обозначает роль и значимость нестандартных уроков литературы, повышает эффективность обучения и воспитывает, развивает личность. В ходе урока учащиеся совершенствуют умение анализировать произведение, обобщать, делать выводы, давать оценку героям и их поступкам.
-
Урок-турнир «По страницам прочитанных книг». 5-й класс 2015
В ходе урока проверяется усвоение учащимися программного материала по литературе; прослеживается взаимодействие литературы с другими видами искусства.
-
Понятие об архетипе. Художественный образ мира и судьбы 2015
Цель урока: сформировать представление учащихся об архетипе; рассмотреть наиболее известные архетипы в литературе на примере произведений мировой литературы, кинематографа; изучить наиболее употребляемые архетипы, выяснить их роль в культуре и жизни человека, их влияние на мировоззрение.
-
Литературно-познавательный час «Хочу остаться на земле…» 2015
Литературно-познавательный час напомнит о саамских писателях и поэтах Мурмана, познакомит с новыми книгами Кольских саамов, формирует интерес и бережное отношение к культуре, традициям и обычаям коренного малочисленного народа саами.
-
Литературно-музыкальная композиция «Николай Артемьевич Сельвашук – публицист, писатель, поэт-песенник (из ссыльных)» 2015
Главный герой урока – Николай Артемьевич Сельвашук, человек нелегкой судьбы (его семья в 1944 году была репрессирована с Украины в глухой, далекий поселок Соз в Нагорском районе Кировской области), будущий певец Нагорской земли, поэт России, член Союза журналистов СССР.
-
Метапредметное занятие по теме «Философия вселенского счастья в романе А.Н. Толстого "Аэлита"» 2015
Анализ текста произведения и составление ЛСМ у учащихся формирует собственную позицию относительно событий, отраженных в романе А.Н. Толстого.
-
Интеллектуальная игра «Вместе к А.П. Чехову» 2015
29 января 2015 года отмечается 155 лет со дня рождения А.П. Чехова (1860–1904). Мир Чехова – суровой и честной правды. Интеллектуальная игра «Вместе к А.П. Чехову» поможет прикоснуться к этому миру, понять его.
-
Этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака 2015
Урок с активными методами обучения развивает критическое мышление в чтении и письме. Урок дает представление о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака. Презентация помогает усвоить материал.
-
Части тела. Твердые и мягкие окончания принадлежности 2015
Урок формирования и закрепления знаний связан с предыдущим и последующими уроками по теме. Цель: знакомство со словами, обозначающими части тела, и закрепить их в речи; актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных компетенций, необходимых для восприятия новых (составление словосочетаний и предложений, диалогов); воспитание умения учиться и развитие навыков сотрудничества. Продуманы регулирование и коррекция знаний учащихся.
-
Литературная игра «Жизнь и творчество М.А. Шолохова», посвященная 110-й годовщине со дня рождения писателя 2015
Литературная игра «Жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова», посвященная 110-й годовщине со дня рождения писателя для учащихся 9–11-х классов. Материал может использоваться как на уроке литературы, так и во внеклассной работе.
-
«За отчизну не жаль и жизни отдать…» 2015
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное).
-
Урок литературы «Пейзаж и "святая прелесть" молитвенного слова в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива", "Молитва"». 7-й класс 2015
Урок расширяет представления о поэтическом мире М.Ю. Лермонтова и своеобразии его пейзажных картин. Поставленная цель достигается в создании лексической ассоциативной цепочки с указанием изобразительных средств.
-
Анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» 2015
В материалах урока содержатся сведения о жизни баснописца, вопросы к анализу басни «Ворона и Лисица», иллюстрации художников.
-
Праздник «Спасибо тебе, азбука! По дороге добра» 2015
Традиционно окончание букварного периода завершается праздником «Спасибо тебе, азбука!». Всегда хочется, чтобы он прошел ярко и интересно. В этом году мы решили его провести в форме игры-путешествия «По дороге добра». Встречая на пути разных животных, дети делают для них «маленькие» добрые дела. В заключение праздника детей ожидает награда.
-
Урок литературы «Есенин – самый "русский" поэт». 11-й класс 2015
Урок, посвященный поэзии Сергея Есенина, выявляет особенности художественного мира поэта, воссоздает характер лирического героя Сергея Есенина. Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути. Урок формирует информационную и коммуникативную культуру.
-
Интегрированный урок (МХК + литература) на тему «2014 год – Год культуры в России. М.Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант» 2015
2014 год объявлен Годом культуры в России. В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям относится М.Ю. Лермонтов, чье 200-летие отмечалось 14 октября 2014 года. Урок МХК и литературы представлен в виде литературно-музыкальной гостиной.
-
Урок-лекция «Русские и зарубежные писатели XIX века и калмыки» 2015
Цель урока: познакомить учащихся с русскими и зарубежными писателями XIX века как исследователями истории, культуры и быта калмыцкого народа; побуждать к чтению произведений русских и зарубежных писателей, воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви к малой родине; развивать интерес к народным традициям.