Литература
-
«Лоис Лоури "Дающий". Актуален ли жанр антиутопии в XXI веке?» 11-й класс 2015
Урок по произведению американской писательницы Лоис Лоури «Дающий», рассчитанный на 2 часа, предлагается провести после изучения романа Е. Замятина «Мы» или других антиутопий, написанных в XX веке. Учащихся заинтересует обращение к современной литературе об их сверстниках, особенно в популярном сегодня жанре, приближенном к фантастике. В ходе урока выясняется, актуален ли жанр антиутопии сегодня, в XXI веке, и в чем заключается эта актуальность.
-
Работа с текстом на уроках литературы. Урок по рассказу В. Астафьева «Царь-рыба» «Способна ли природа воспитывать человека?» 9-й класс 2015
Цель урока: с помощью художественного произведения воспитывать негативную позицию к хищническому, потребительскому отношению к природе и умение связывать экологические проблемы с нравственными. Показываются нравственные идеалы В.П. Астафьева; раскрываются взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыба».
-
Эссе «Душа» 2015
Эссе «Душа» поможет учащимся написать сочинение на тему «Чем живы люди?» В стихотворении дается толкование понятия «душа».
-
Пробуждение у подростков интереса к чтению произведений классической литературы 2015
В последнее время десятилетия наблюдается падение интереса молодежи к чтению классической литературы. Учителя-словесники используют психологическую теорию установки для пробуждения интереса у подростков к чтению классики. Взаимодействие внешней и внутренней сторон установки стимулирует процесс чтения, пробуждает интерес у учащихся.
-
Тема мечты в повести А. Грина «Алые паруса». 6-й класс 2015
Урок обозначает роль и значимость нестандартных уроков литературы, повышает эффективность обучения и воспитывает, развивает личность. В ходе урока учащиеся совершенствуют умение анализировать произведение, обобщать, делать выводы, давать оценку героям и их поступкам.
-
Урок-турнир «По страницам прочитанных книг». 5-й класс 2015
В ходе урока проверяется усвоение учащимися программного материала по литературе; прослеживается взаимодействие литературы с другими видами искусства.
-
Понятие об архетипе. Художественный образ мира и судьбы 2015
Цель урока: сформировать представление учащихся об архетипе; рассмотреть наиболее известные архетипы в литературе на примере произведений мировой литературы, кинематографа; изучить наиболее употребляемые архетипы, выяснить их роль в культуре и жизни человека, их влияние на мировоззрение.
-
Литературно-познавательный час «Хочу остаться на земле…» 2015
Литературно-познавательный час напомнит о саамских писателях и поэтах Мурмана, познакомит с новыми книгами Кольских саамов, формирует интерес и бережное отношение к культуре, традициям и обычаям коренного малочисленного народа саами.
-
Литературно-музыкальная композиция «Николай Артемьевич Сельвашук – публицист, писатель, поэт-песенник (из ссыльных)» 2015
Главный герой урока – Николай Артемьевич Сельвашук, человек нелегкой судьбы (его семья в 1944 году была репрессирована с Украины в глухой, далекий поселок Соз в Нагорском районе Кировской области), будущий певец Нагорской земли, поэт России, член Союза журналистов СССР.
-
Метапредметное занятие по теме «Философия вселенского счастья в романе А.Н. Толстого "Аэлита"» 2015
Анализ текста произведения и составление ЛСМ у учащихся формирует собственную позицию относительно событий, отраженных в романе А.Н. Толстого.
-
Интеллектуальная игра «Вместе к А.П. Чехову» 2015
29 января 2015 года отмечается 155 лет со дня рождения А.П. Чехова (1860–1904). Мир Чехова – суровой и честной правды. Интеллектуальная игра «Вместе к А.П. Чехову» поможет прикоснуться к этому миру, понять его.
-
Этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака 2015
Урок с активными методами обучения развивает критическое мышление в чтении и письме. Урок дает представление о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака. Презентация помогает усвоить материал.
-
Части тела. Твердые и мягкие окончания принадлежности 2015
Урок формирования и закрепления знаний связан с предыдущим и последующими уроками по теме. Цель: знакомство со словами, обозначающими части тела, и закрепить их в речи; актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных компетенций, необходимых для восприятия новых (составление словосочетаний и предложений, диалогов); воспитание умения учиться и развитие навыков сотрудничества. Продуманы регулирование и коррекция знаний учащихся.
-
Литературная игра «Жизнь и творчество М.А. Шолохова», посвященная 110-й годовщине со дня рождения писателя 2015
Литературная игра «Жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова», посвященная 110-й годовщине со дня рождения писателя для учащихся 9–11-х классов. Материал может использоваться как на уроке литературы, так и во внеклассной работе.
-
«За отчизну не жаль и жизни отдать…» 2015
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное).
-
Урок литературы «Пейзаж и "святая прелесть" молитвенного слова в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива", "Молитва"». 7-й класс 2015
Урок расширяет представления о поэтическом мире М.Ю. Лермонтова и своеобразии его пейзажных картин. Поставленная цель достигается в создании лексической ассоциативной цепочки с указанием изобразительных средств.
-
Анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» 2015
В материалах урока содержатся сведения о жизни баснописца, вопросы к анализу басни «Ворона и Лисица», иллюстрации художников.
-
Праздник «Спасибо тебе, азбука! По дороге добра» 2015
Традиционно окончание букварного периода завершается праздником «Спасибо тебе, азбука!». Всегда хочется, чтобы он прошел ярко и интересно. В этом году мы решили его провести в форме игры-путешествия «По дороге добра». Встречая на пути разных животных, дети делают для них «маленькие» добрые дела. В заключение праздника детей ожидает награда.
-
Урок литературы «Есенин – самый "русский" поэт». 11-й класс 2015
Урок, посвященный поэзии Сергея Есенина, выявляет особенности художественного мира поэта, воссоздает характер лирического героя Сергея Есенина. Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути. Урок формирует информационную и коммуникативную культуру.
-
Интегрированный урок (МХК + литература) на тему «2014 год – Год культуры в России. М.Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант» 2015
2014 год объявлен Годом культуры в России. В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям относится М.Ю. Лермонтов, чье 200-летие отмечалось 14 октября 2014 года. Урок МХК и литературы представлен в виде литературно-музыкальной гостиной.
-
Урок-лекция «Русские и зарубежные писатели XIX века и калмыки» 2015
Цель урока: познакомить учащихся с русскими и зарубежными писателями XIX века как исследователями истории, культуры и быта калмыцкого народа; побуждать к чтению произведений русских и зарубежных писателей, воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви к малой родине; развивать интерес к народным традициям.
-
Урок чтения. Тема: «И.Бунин "Первый снег"». 5-й класс 2015
Главная задача в работе над стихотворением – донести до детей чувства, выраженные в нем. Большая подготовительная работа, выразительное чтение текста, тщательно отобранные наглядные материалы формируют у учащихся интерес и любовь к чтению стихов, развивают навык выразительного чтения.
-
Урок словесности «Комплексный анализ текста стихотворения М.Ю. Лермонтова "Ангел"». 9-й класс 2015
Урок построен с идеями школы «диалог культур» С.В. Библера, элементами групповой деятельности, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированной технологией. Цель урока: развитие творческих способностей учащихся, вовлечение в различные формы работы с текстом.
-
Урок-конференция по литературе, посвященный Дню памяти репрессированных, «Это память опять беспокойно листает страницы…» (по рассказу В.Н. Макшеева «Письмо»). 7–8-е классы 2015
В основу урока положен рассказ «Письмо» В.Н. Макшеева, который обращает внимание на актуальные в наши дни чувства – милосердие, взаимопонимание и уважение.
-
Урок внеклассного чтения по книге С.С. Смирнова «Брестская крепость» 2015
Цель урока: показать значение героического подвига защитников Брестской крепости в борьбе русского народа против гитлеровской Германии, раскрыть природу этого подвига. Подвиг защитников Брестской крепости стал известен благодаря долгому кропотливому труду С.С. Смирнова, сумевшего до деталей восстановить картину тех событий, о которых теперь слагаются стихи, песни, снимаются фильмы.
-
В Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание») 2015
Урок посвящен сквозной теме русской классической литературы – образу Петербурга и его роли в раскрытии идейного замысла романа. Цель урока: использование информационных объектов коллекции ЦОР для выявления роли образа Петербурга в раскрытии идейного замысла романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
-
Тайна личности А.П. Чехова. Очерки жизни и творчества 2015
Представленный урок-лекция может быть использован как программный урок или урок внеклассного занятия. Урок вызывает интерес к личности и творчеству А.П. Чехова, писателя разносторонне талантливого, независимого и твердого в своих убеждениях; расширяет представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помогает почувствовать их самобытность и красоту.
-
Тест-викторина по творчеству Н.В. Гоголя. 8-й класс 2015
Материал может использоваться на уроке литературы после изучения комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Ученикам предлагаются вопросы по трем произведениям писателя, которые ими изучены: «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба» и «Ревизор». По каждому произведению составлено по пять вопросов.
-
Урок литературы по теме «Это все мне родное и близкое…» Жизнь, личность, творчество С.А. Есенина 2015
Цель урока: познакомить учащихся с биографией С. Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов; показать, как развивался поэтический талант С.Есенина, кто оказал на него влияние. Урок будет эффективен как в 5-м классе, так и в 11-м классе, но только как вводный урок по биографии и творчеству Сергея Александровича Есенина.
-
Урок литературы «Сонет Серебряного века». 11-й класс 2015
Цель урока: дополнение знаний о поэзии Серебряного века, знакомство с сонетами В. Брюсова, К. Бальмонта, О. Мандельштама, И. Северянина и И. Бунина.