Цель: знакомство с текстом поэмы и философским смыслом произведения.
В судьбе есть что-то от вокзала.
В. Шаламов
Путешественник имеет много хозяев и мало друзей.
К. Батюшков
Кто ищет – вынужден блуждать.
И. В. Гёте
Словарь урока: феномен, коллаж, реминисценции, экзистенциализм, сакральный смех, римейк, архитектоника, катарсис, фатальная закономерность.
Архетип дороги – путь к себе: Бог,
истина, красота, добро, любовь.
Смысл – духовный маршрут.
Курский вокзал – Рим.
Петушки – Земля обетованная.
Москва – символ Власти.
2 плана:
- Бытовой – пьянство, утрата личностью индивидуальности, деформация.
- Духовный – герой вырывается за обыденность
Человек рассматривается как духовное начало, идеалистически – Экзистенциальная форма протеста против бытия.
Слово об авторе.
Венедикт Васильевич Ерофеев
(«Родители были: очень грустная мамочка и очень веселый папочка»)
Таинственной представлялась личность автора.
Сведения о писателе В. Ерофееве поступали по
крупицам. Его приход в литературу был необычен,
пребывание в ней – трагически коротким, след –
неизгладимым.
Предпоследний абзац поэмы «Москва – Петушки»
звучит подобно роковому предсказанию: «Они
вонзили мне шило в самое горло…»
Родился 24.10.1938 г. на Кольском полуострове за
Полярным кругом.
В 17 лет поступил в университет в г. Москве, но
через 1,5 года был отчислен за «не хождение на
занятия по НВП». С тех пор (с марта 1957 г.) «работал
в разных качествах и почти повсеместно»
(грузчиком, истопником, стрелком, библиотекарем,
приемщиком винной посуды и т. д.).
Писать, по свидетельству матери, начал с 5 лет.
Первым сочинением считаются «Заметки психопата»
(1956-1958), начатые в семнадцатилетнем возрасте.
«Москва – Петушки» была создана в 1970 г.
В феврале 1990 г. жена Ерофеева Галя сказал, что он
умрет через три месяца, 11 мая 1990 г. Про себя она
сказала, что умрет 28 августа 1993. Оба предсказания
сбылись…
Видишь спокойного отрешенного писателя, у
которого рак горла, видишь его героя «русского
алкоголика с нежной душой», едущего сквозь нашу
жизнь из Москвы в Петушки.
Он был издан на западе, но не успел получить ни
одного из своих баснословных гонораров. В 1986 г.
ему пришел вызов от главного онколога Сорбонны –
поехать туда лечиться. Его не пустили…
Впрочем, трагическая судьба В. Ерофеева лишь
часть нашего российского бытия.
В. Ерофеев с его культурой, душой и талантом,
возник и состоялся, переплавив всю нашу
реальность в произведения литературы.
В русской литературе всегда в центре был человек.
Многие современные писатели от этого
отказываются, и в центре произведения становится
язык.
У Ерофеева есть тенденция искать, что выше его – логос,
Бог. Человек очень прост, психологически не
нагружен, его простота нагружается внутренним
миром автора.
Отсюда:
- Абсурдизм (реакция на неподлинность бытия);
- Замена идеала ценностями шокотерапии, (Мамлеев, Пертушевская);
- Соединение фарса и трагедии, и трагедия изживается смертью.
- Слова двуплановые:
- Ценностность (бесконечное цитирование);
- Элементы чужой речи;
- Нет социальной детерминации (они люди вообще).
а) слово с надсмысловым значением;
б) слово с символической нагрузкой;
Подумайте:
- Можно ли назвать это произведение поэмой?
- Над чем смеемся, над чем – нет?
- За что убит герой?
- Докажите, что главная тема – тема искушения властью, монолог алкоголика в стремлении к Богу, т. е. Истине.
- Юмор и ирония в поэме (президент Ерофеев и канцлер Тихонов).
Поэма об алкоголике, вы брезгливо морщитесь…фи!
«Не тонет же он, читатель, в винном, чтоб не сказать – винодельческом изобилии у Рабле! Или – тонет? Предъявите утопленников.»
В. С. Муравьев
Когда я чаял добра, пришло зло;
Когда ожидал света, пришла тьма.
(Ветхий завет. Книга Иова, гл. 30.26)
Как понятно уже из заглавия книги, цель
путешествия героя – Петушки, подмосковная
станция, где его ждет возлюбленная, и
одновременно Эдем художественного пространства
поэмы, «место, где не умолкают птицы ни днем, ни
ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает
жасмин». Но попасть туда Веничке не суждено –
проспав спьяну нужную станцию, он, не зная того,
возвращается в Москву, где в ночи, спасаясь от
гонящихся за ним убийц, случайно выбегает на
Красную площадь и впервые в жизни видит
Кремлевскую стену, чтобы через несколько минут
принять мученическую смерть в темном парадном.
Неспособные к состраданию, чистые ангелы,
смеющиеся над страдающим, грязным человеком,
оказываются на поверку в своей невинности
циническими демонами.
«Я согласился бы жить на земле целую вечность,
если прежде мне показали бы уголок, где не всегда
есть место подвигу», – меланхолически замечает
по этому поводу повествователь.
Любовь, искусство, судьбы народа – лишь это
достойно человека, стремящегося в петушинские
кущи.
Домашнее задание:
- Эссе «…думаю, кто я: участник событий, как все, или просто свидетель».
- Выучить стихотворение И. Фаликова « Кома Москвы».