Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

Разделы: Литература

Класс: 3


Цель: познакомиться с рассказом К.Паустовского “Мой дом”.

Задачи:

  • развивать умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух, самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств;
  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе;
  • учить высказывать свое мнение о произведении; развивать память, связную речь;
  • познакомиться с творчеством К.Паустовского.

Оборудование.

Интерактивная доска.

Демонстрационный материал: флипчарт, П.И. Чайковский “Времена года. Октябрь. Осенняя песнь”, звук сверчка.

Раздаточный материал: листы с заданиями для работы в группах, правила работы в группе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Урок литературы мы начнем с удивительной музыки Петра Ильича Чайковского (Времена года. Октябрь. Осенняя песнь). Слайд 2.

- О чём думали, слушая музыку? Почему об осени?

- Кто из вас прочитает строки русских поэтов об осени? (Дети читают наизусть несколько строк из стихотворений)

- А почему о природе так часто говорят стихами?

Такой вопрос задала Настя своему папе. Вот что он ответил. “Попробую тебе объяснить, - не сразу ответил папа – понимаешь, стихотворения обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определенные переживания, настроение. Хотя о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и …)

- Продолжите фразу. (Можно прозой)

- Как Вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Описанию осени в прозе)

- Авторы учебника предлагая вам познакомиться с новым произведением, обращаются к вам с такими словами. Слайд 3.

- Какие задачи будем решать на уроке? (На уроке мы будем учиться вдумчивому осознанному чтению, чтобы не пропустить ни одной мысли, будем находить в тексте выразительные средства языка, с помощью которых автор нарисует картины природы.)

III. Вступительная беседа, работа с иллюстрацией. Антиципация чтения/ прогнозирование содержания.

- Как внимательный читатель начинает знакомиться с новым произведением?

1) Слайд 4. - Узнайте, произведение какого автора будем читать. - Кто здесь лишний? Почему? (Тютчев и Бальмонт – поэты)

- Что уже можете сказать о Паустовском? (Слайд с фото и годами жизни)

- Какие произведения Паустовского вам знакомы? (“Кот-ворюга”, “Жильцы старого дома”)

- Откройте учебник на с. 179. Перед вами новое произведение.

2) - Следующий шаг внимательного читателя? (Читаем название произведения)

- Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ “Мой дом” оказаться в составе этого раздела? (Видимо, К.Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т.д.)

3) - Рассмотрим иллюстрацию. (Это говорят дети)

- Что изображено на иллюстрации? Кого мы видим?

- Где происходит действие?

4) - Предположите, к какому жанру относится это произведение?

- Из скольких частей состоит? (Из 2-х частей)

5) - Прочитайте ключевые слова: Слайд 6. Словарная работа.

облетающий сад

осенняя ночь

сверчок

безмолвие воды

счастье

густой сад

высокий частокол

западня для котов

берут дом в осаду

кукан с рыбой Слайд 16

вцепиться мертвой хваткой

- Предположите, о чем будет этот рассказ.

- Прочитаем, ведя диалог с автором, и проверим, какие ваши предположения оправдаются.

IV. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение 1-й части рассказа. Беседа по содержанию.

Часть 1: дети читают вслух (комментированное чтение, ведут диалог с автором).

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (О чём хочется спросить у автора? - Интересно, почему? Что-то будет интересное. Что такое Мещёра? Слайд 7) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками.) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (- Что значит, почти? Значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом (Какой появился вопрос? - Почему осторожно?). Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (О чём хотите спросить автора? - Почему посветлело в доме? (Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.

- Чем хотите поделиться после прочтения 1 части?

- От чьего имени ведётся рассказ? (От 1 лица, от имена автора)

- Каким вы представили дом?

- Оправдались ли наши предположения? Какие?

- Большая часть наших предположений оправдалась.

- А о чём будем читать дальше?

V. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение 2-й части. Перечитывание и беседа по содержанию 2-й части.

- Послушайте вторую часть. Почувствуйте настроение автора.

- Почему же маленький дом в Мещёре заслуживает описания?

(2 часть читает учитель)

- Оправдались ли предположения?

- Какие осенние картины представили?

Рассказ Паустовского наполнен картинами – чувственными образами; автор их нашёл, заметил, и даёт нам возможность увидеть, почувствовать это!

- Сейчас еще один раз перечитаем 2 часть рассказа, чтобы лучше понять с помощью каких литературных приемов К.Паустовскому удалось показать красоту осенней природы, окружающей его дом.

- Какие литературные приёмы знаете? (Карточки на доске: олицетворение, сравнение, эпитеты)

1 картина – “Описание беседки в глубине леса”. (1 абзац).

- О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский? (О беседке в глубине сада)

- Какое ощущение возникает у писателя по утрам? (Просыпается внутри зажжённой ёлки)

- Почему у него возникает такое ощущение? (Словно наступил Новый год, на ёлке горят разноцветные фонарики)

- Найдите в тексте описание.

- Какие краски использует К. Паустовский для этой осенней картины?

- Что он этими красками раскрашивает? (Листья)

- А вы бы какие краски добавили?

- Кто навещает писателя по утрам?

- Прочитайте отрывок про воробьёв, карандашом подчеркните слова, которые помогают нам представить их поведение.

- Какие нашли слова? (Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом,… Воробьи знакомятся с часами, нападают на неприятеля, показывают, кто главный)

- Объясните выражение “смертельно занимают”. (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)

- Прочитайте выразительно отрывок про воробьёв.

2 картина – “Ночной осенний дождь” (2, 3 абзацы).

- Какие запахи и звуки наполняют осенний сад? Докажите чтением.

- Что автор говорит о шуме дожде? (Шумит вполголоса, как человек)

- Какой приём использует автор, рассказывая о дожде? (Олицетворение)

- Отвесный дождь: это как? (Идет абсолютно прямо)

- Как называется такой приём? (Эпитет)

- Кто не спит, кроме Паустовского? (Бабочка)

- Прочитайте её описание.

- На что бабочка похожа? Почему? Слайд 8

- Какой приём использует автор? (Сравнение)

3 картина – “Туманный рассвет” (4 абзац).

- Назовите участников отрывка. (Автор, лягушка, листья, рожок пастуха, туман)

- Как описывает К.Г. туман? Зачитайте!

- Может ли туман шуршать? (В тумане ничего не видно, а под ногами шуршат листья)

- Какой прием использует Паустовский? (Олицетворение)

- Что называют околицей деревенские жители? (Изгородь вокруг деревни)

4 картина – “Песня сверчка” (5 абзац).

- Какие звуки раздаются в бане? (Песня сверчка, шаги, звон чашек)

- Почему сверчок не обращает внимания ни на шаги, ни на звон чашек? (Увлечён пением, привык к К.Г., баня - его дом)

- Сверчок заводит свою песню… А может сверчок пел так. (Слушаем песню сверчка). Слайд 9

5 картина – “Уход на рассвете” (6 абзац).

- Какие вопросы к автору у вас появились?

(Почему пёс цепной? - Почему у пса такая необычная кличка? – Почему не идёт вместе с хозяином? – Почему вздыхает?)

6 картина – “Затерянность в огромном мире” (7 абзац).

- Какие краски появились в этой картине? (Восток розовеет)

- Какие звуки наполнили эту картину? (Никакие)

- Как об этом говорит автор? (Безмолвие воды – тишина, молчание)

- Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным? (Никого нет рядом, П. оказался один на один с природой)

- А в каких словах автор передает ощущение счастья наедине с природой?

- В чём же, по-вашему, секрет счастья в этом затерянном уголке природы осенью?

(К. Паустовский общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли. П. любит свой край тонко и поэтично. Природа вдохновляла автора. Значит, он счастлив.)

VI. Работа с текстом после чтения. Концептуальная беседа по тексту.

- Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие “Мой дом”? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал... Это мир вокруг него...)

- Какие литературные приемы использовал К. Паустовский для описания красоты осенней природы, окружающей его дом?

- Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и в прозе?

Слайд 10

- Что теперь можете сказать о человеке, написавшем этот рассказ?

VII. Работа в группах.

- Сейчас вам предстоит поработать в группах, обсудить и выполнить творческие задания.

1 группа.

- Какое из предложенных слов в отрывке является авторским. Выберите его и подчеркните. Слайд 11

Приложение 2

“Впереди – (длинный, скучный, пустынный) сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания (тихих, затишливых, спокойных) вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как (радость, праздник, счастье)”.

2 группа.

– Как вы думаете, какие стихотворные строчки очень подходят ко второй части рассказа К. Паустовского “Мой дом”? Обоснуйте свой ответ. Слайд 12

Приложение 3

3 группа.

- Какая картина подходит ко 2 части рассказа Паустовского “Мой дом”? Подпишите её строчками из рассказа. Слайд 13

Приложение 4

VII. Домашнее задание. Слайд 14

1. Подготовь выразительное чтение понравившегося фрагмента рассказа.

2. Выпиши в тетрадь на страничку "Осень" цитаты, которые особенно понравились.

3*. Нарисуй иллюстрацию ко 2 части рассказа.

VIII. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке словами, которые начинаются с первой буквы вашего имени и являются прилагательными.

Слайд 15

Приложение 1

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6