Цели урока:
- Дорогие ребята, в этом году 9 мая мы с вами, весь наш народ будем отмечать очень важную дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне!
Ученик: 1418 дней и ночей длилась эта проклятая война, потребовавшая напряжения всех сил нашего народа: материальных, физических, духовных: “…этот день мы приближали, как могли”!” Страшную цену заплатила наша страна за эту победу: почти 27 млн. человек погибли на фронтах сражений и в партизанских отрядах, умерли от ран в госпиталях, были замучены на оккупированных территориях и в концлагерях фашистами!
Ученик: За годы войны гитлеровцами было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий. Наша страна, весь народ обессмертили себя в веках, победив в войне, защитив весь мир от фашизма! Такое нельзя забывать!
Ученик: И все чаще мы обращаемся к тем грозным и суровым годам, чтобы понять тех, кто ценой невероятных усилий выиграл эту войну, подарив нам право на жизнь и свободу.
Ученик: Много прекрасных произведений о войне создано в нашей стране, в них нашли отражение и беззаветные храбрость и мужество воинов, и полководческая мудрость командующих, и тяжелый труд в тылу... Но среди них есть и такие, в которых не гремят залпы орудий, не поднимаются в атаку целые полки – в них рассказывается о судьбе всего лишь одного человека.
Ученик: Мы, правнуки Победы, знакомимся с историей нашей страны через творчество поэтов, писателей, кинематографистов – участников и очевидцев событий. Одним из них был известный советский поэт Михаил Васильевич Исаковский. Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические дела и чувства воинов и партизан, раскрывает всенародный характер и исторический смысл борьбы с фашизмом.
Ученик: Самым сильным в лирике военных лет по праву считается написанное М. Исаковским к концу войны стихотворение “Враги сожгли родную хату…” (или “Прасковья”). Впервые оно было опубликовано в журнале “Знамя” в 1946 году (№7). Когда музыку к нему написал композитор Матвей Блантер, а исполнил певец Марк Бернес, это стихотворение стало известнейшей народной песней.
- Послушаем его (чтение наизусть или аудиозапись):
- Какое впечатление на вас произвело это стихотворение? (Оно вызывает у всех без исключения очень сильные эмоции: шок, слезы, дрожь, мороз по коже).
- Что показалось самым трагичным в судьбе героя? (То, что солдат вернулся с войны живым, а все, что составляло смысл его жизни – дома, семья, родные, любимая жена - уничтожено врагом).
- Как обычно складывались судьбы людей в войну? (Скорее, было наоборот: близкие получали похоронку на героя).
- Как воевал солдат? (Он был мужественным человеком, героем, которому довелось многое пережить и испытать: “Я шел к тебе четыре года, Я три державы покорил...”. Мы понимаем, что боец не раз был на волосок от смерти. Героизм воина подчеркивается деталью - “медаль за город Будапешт” - это было одно из тяжелейших сражений в истории Великой Отечественной войны, когда погибло около 45 тыс. человек).
- Что поддерживало солдата все эти четыре долгих года, что придавало ему сил? (Он знал, что защищает свою Родину, свой дом, свою семью. И мечтает только об одном: остаться в живых, возвратиться домой, обнять любимую жену, отпраздновать победу со своими близкими).
- Что же ожидало воина по возвращении на Родину? ( “Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью”. Боец нашёл на перекрёстке двух просёлочных дорог, в чистом поле даже не памятник, а малоприметный бугорок – могилу жены.
- Как реагирует солдат на такое страшное известие? (Он находит могилу жены: “Пошел солдат в глубоком горе На перекресток двух дорог” и хочет попрощаться с ней так, как заведено в народе: “Вздохнул солдат, ремень поправил, Раскрыл мешок походный свой, Бутылку горькую поставил На серый камень гробовой”).
- Не случайно в рассказе о горе солдата возникают и образы, соединяющие его с вековой традицией, возвышающие его трагедию до масштабов народной истории. Этот “перекресток двух дорог” - одновременно и исток его дороги, и конечная точка долгого и страшного пути. Солдат, пришедший сюда в поисках могилы жены, оказывается не просто “в широком поле”, но в огромном поле народной истории. Поэтому во многих откликах на стихотворение Исаковского (в частности, у А.Т. Твардовского) мы можем встретить слово “тризна” — поминальный пир у древних славян. Так мы можем глубже ощутить историзм, соединенность с многовековой традицией, открывающуюся за сценой поминания, что подчеркивается использованием фольклорных народных речевых приемов: “вино с печалью пополам”, которое пьет солдат “за упокой”, и “трава могильная”, и “камень гробовой”.
- Большую часть текста занимает пронзительный монолог солдата над могилой супруги, построенный как его обращение к ней. Почему? (Этот прием дает возможность глубокого проникновения во внутренний мир героя, это действительно исповедальная лирика).
- О чем говорят слова солдата над могилой жены? (Воин не верит тому, что произошло. Он обращается к жене так, как будто она жива: “Встречай, Прасковья, героя - мужа своего…”. Но нет ему ответа: “И только теплый летний ветер Траву могильную качал”. Мы понимаем, что солдат буквально оглушен, раздавлен своим горем).
- Что будет дальше с героем? (Мы не знаем – у стихотворения открытый финал).
- Перед нами не победная песня радости, а песня-драма, песня-утрата, песня-реквием, песня-плач. М. Исаковскому удалось передать скорбь солдата использованием приемов звукописи: многократно повторяются шипящие, звук “х” - это хрип, у человека уже нет сил говорить. Тройное “у” в одной строке - “сгубили всю-у его семью-у…” - выражает невероятную тоску и боль утраты).
- Давайте также обратим внимание на жесты и речь героя (Солдат сейчас не понимает, зачем ему дальше жить. Скупы его жесты, он немногословен, ведь ту боль и муку, что он испытывает, невозможно передать словами).
- Да и в целом стихотворение М. Исаковского не нуждается в излишней пышности: настолько глубока человеческая трагедия, величественно страдание. Поэт сумел просто и правдиво выразить боль простого солдата, фронтовика – одного из многих, кто не жалея себя, защищал нашу страну от немецко-фашистских оккупантов. Вот почему это стихотворение близко каждому, кто прошёл через войну, каждому, кто понимает, какой ценой нашему народу досталась Победа. Не будет преувеличением сказать, что “Враги сожгли родную хату…” – один из высочайших шедевров русской патриотической лирики. Наш разговор хочется закончить словами Александра Твардовского: “Удивительно послевоенное стихотворение Исаковского, ставшее широко известной песней… С какой немногословной и негромогласной силой передана здесь в образе горького солдатского горя великая мера страданий и жертв народа-победителя в его правой войне против вражеского нашествия”.
Ученик: Среди произведений, рассказывающих о судьбе человека на войне, достойное место занимает рассказ М.А. Шолохова “Судьба человека”. Он был написан в 1956—1957 гг. Сюжет рассказа основан на реальных событиях: весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою историю жизни. Шолохова захватил этот сюжет, и он принял решение: “Напишу рассказ об этом, обязательно напишу”. Через 10 лет Шолохов за семь дней написал рассказ “Судьба человека”. По рассказу Шолохова режиссером С. Бондарчуком был снят фильм, который с огромным успехом прошел во всем мире.
- Давайте расскажем о содержании этого произведения. (Когда начинается Великая Отечественная война, Андрей Соколов прощается с семьёй и уходит на фронт. Раненный, он попадает в плен. В фашистском концлагере ему удается выжить и даже совершить побег. Вернувшись к своим, в действующую армию, Соколов получает короткий отпуск на родину. Там солдат узнает, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался только сын-офицер Советской Армии. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. Все это такие испытания, которые рождают трагедийные мотивы. В самой этой истории проклятие войне, проклятие фашизму).
- Назовите самые драматические эпизоды военной судьбы Андрея Соколова. Как он ведет себя в них? (Два ранения, тяжелая контузия, плен, немецкий концлагерь. Находясь в неволе, Соколов вынужден убить предателя Крыжнева, чтобы спасти взводного. Затем была попытка побега из плена: Андрей воспользовался оплошностью охранников, ушел на сорок километров, но его поймали, “собак на живого спустили…” Новая попытка побега, теперь уже удачная: Соколов не только спасается сам, но и прихватывает бесценного языка - майора-строителя. И каждый раз Андрей находится буквально на волоске от гибели, но не сдается, не опускает руки, борется. Он мужественный человек, настоящий русский солдат).
- Какой фрагмент текста произвел на вас наибольшее впечатление и почему? (Сцена противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Он не трусит перед врагами, не говорит громких слов, но и не умоляет Мюллера о пощаде. Великое достоинство русского человека, русского солдата вызывает уважение даже у врагов. Мюллер вынужден был признать: “Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду”. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем. Мы, читатели, гордимся героем).
- В каких словах выражена основная мысль военных сцен рассказа? (Мы находим ответ в следующей фразе: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”. В этих словах то, что определяет характер Андрея Соколова, его жизненные принципы – каким должен быть настоящий солдат, настоящий человек).
- Как мы уже говорили, Андрей Соколов бежит из плена и получает возможность съездить на родину. Казалось бы, самое страшное позади, теперь его ждет радостное событие: встреча с семьей, но нет... Какие испытания еще ждут его? (На его долю выпадают еще два удара: жена и дочери погибли под бомбежкой в июне 1942-го, а его последнюю надежду – сына – смерть заберет в последний день войны: он погибнет от пули снайпера).
- Что же чувствует герой? (В тот момент, когда вся страна, весь народ радуются окончанию войны, празднуют долгожданную Победу, Андрей Соколов буквально оглушен своим горем: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету, и не дождусь!”).
- Как сейчас выглядит бывший боец? (Одинокий и больной, солдат утратил все, что было дорого ему. “...Днем я всегда крепко себя держу... а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез...” Рассказчик так описывает нам его: “Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника”).
- Как вы думаете, к описанию какого литературного персонажа подошли бы эти строчки? Почему? (Так мог выглядеть и герой стихотворения М. В. Исаковского “Враги сожгли родную хату…”. Судьба этих солдат похожа: они оба героически сражались с врагом, сумели остаться в живых, жили надеждой на встречу с семьей и пережили страшное потрясение, узнав о гибели своих близких).
- Чем интересно совпадение сюжетных линий этих произведений? ( Рассказ М.Шолохова как бы продолжает повествование о судьбе солдата - героя стихотворения М. В. Исаковского, ведь, как мы помним, у поэта финал произведения оставался открытым).
- Но в рассказе М.А. Шолохова есть и еще один важный персонаж - мальчик Ваня. Что нам известно о его судьбе? ( У мальчика произошла та же жизненная трагедия, что и у взрослых людей: война отняла у него всю семью. Вот как об этом пишет М. Шолохов: “Где же твой отец, Ваня?” Шепчет: “Погиб на фронте”.— “А мама?” — “Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали”.— “А откуда вы ехали?” — “Не знаю, не помню...” — “И никого у тебя тут родных нету?” — “Никого”.— “Где же ты ночуешь?” — “А где придется”).
- “Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело?” - сопереживает Андрей Соколов и, повинуясь душевному порыву, говорит мальчику, что он его отец. Что стоит за этим поступком? (Андрей Соколов пожалел мальчика, заслонил его от боли, страданий и скорби. Этим поступком он даёт надежду на новую жизнь, на возрождение не только мальчику, но и себе. Ваня не просто заменяет Соколову сына. Для человека, потерявшего в жизни все, кроме самого себя, этот ребенок становится единственным смыслом его искалеченной жизни.).
- Как вы оцениваете поведение Соколова? (Даже опустошенный внутренне, одинокий, утративший все, что было дорого ему, Андрей Соколов прежде всего сумел остаться Человеком, способным на сострадание, душевную чуткость и сердечную теплоту. Принимая решение усыновить “сиротину Ванюшу”, он совершает подвиг любви, еще раз побеждая смерть! В этом поступке и заключается идея произведения - утверждение мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное и сохранившего в себе высокую человечность).
- Что мы можем сказать об образе рассказчика? (Это человек, много видевший и знающий о жизни, поэтому он способен так проникнуть в чужую душу; так увидеть способен лишь человек, сам знающий хорошо, что такое горе. Автор-повествователь, становясь действующим лицом, помогает нам осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи, увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл).
- Рассказ М.А. Шолохова — одно из лучших произведений в русской советской литературе о судьбе человека на войне. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига масс, а на судьбе отдельного человека. За конкретным все время встает общезначимое, общечеловеческое. Поразительное сочетание в “Судьбе человека” частного и общего позволяет говорить об этом произведении как настоящем “рассказе-эпопее”.
- Какой идейный смысл заключается в рассказе о судьбах Андрея Соколова и безымянного солдата из стихотворения М.В. Исаковского? (Эти герои — неотъемлемая часть своего народа. В их биографии отразилась история целой страны, история трудная и героическая. Судьба Андрея Соколова типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вынесшего на своих плечах страшную войну, но не сломавшегося – в этом и заключен гуманистический пафос двух прекрасных произведений).
- События той самой страшной в истории человечества войны, казалось бы, уже достаточно хорошо изучены. Но, к сожалению, в последние годы активно разворачивается в ряде стран кампания, направленная на то, чтобы переписать историю и результаты Второй мировой войны.
Ученик: Мы, внуки и правнуки Победы, должны сделать все, чтобы достойно сохранить память о наших предках-победителях, о том, какой ценой завоевано наше мирное небо над головой!
Ученик: От нас зависит, будем ли мы поколением “Иванов, родства не помнящих”, или никогда не забудем бессмертного подвига отцов и дедов! Нет места в человеческой жизни фашизму и любому его проявлению, нельзя этого допускать!
- А наш сегодняшний урок мне хотелось бы закончить стихотворением “Реквием” Р. Рождественского:
Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью
просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте
достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста,
помните!
Песню свою отправляя в полет, - помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших
помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, -
помните!