Цель: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции, развитие читательской культуры, умения понимать авторскую позицию
Задачи: образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы маленького человека в повести Н.В.Гоголя “Шинель”
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию
Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики
Оборудование: серия рисунков художника А.Д. Гончарова (1951)
Ход урока
Слово учителя:
“Лучшее, что вы написали” -так оценил повесть В.Г.Белинский. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, -сказал Ф.М.Достоевский, имея в виду, что вся русская литература “вышли из “Шинели”, этой небольшой повести Гоголя! И в этом ее великое значение!
- Что же в этом произведении такого, что оно определило пути дальнейшего развития всей последующей литературы ? Предлагаю задуматься над этим вопросом и найти сообща на него ответ, размышляя над страницами произведения вместе.
Работа с текстом произведения
- О чем эта повесть?
Сюжет “Шинели” чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник ,живущий в Петербурге, обнаруживает, что его шинель пришла в полную негодность и не спасет от суровой петербургской зимы, с ее ветрами и промозглостью. Он принимает важное для себя решение - заказывает новую шинель, Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель с него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, а его привидение бродит по городу. Итак, это повесть о петербургском чиновнике, маленьком человеке, мечтой всей жизни которого была постройка (он строит ее как дом, подбирая каждую ниточку, пуговицу) новой шинели, а трагедией всей жизни стала утрата этой шинели, отобранной у него уличными грабителями. Это повесть не просто об униженном, - убитом маленьком человеке!
- Давайте обратимся к тексту повести и вместе поразмышляем над его страницами. Давайте найдем портрет главного героя : “чиновник. нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек...”
- Что же мы видим? -вроде есть все, чтобы представить образ чиновника, но нет главного-лица, неповторимого человеческого лица, как нет и личности. Желая изобразить униженного обществом человека, Гоголь нарисовал своего героя таким, что Чернышевский не без основания назвал его “совершенным идиотом”. На самом деле, он даже не в состоянии выполнить простейшее служебное поручение и может просто переписывать. Даже говорить он почти что не может: “Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами”.
- Попробуем привести доказательства этой мысли. Прежде всего обратим внимание на внутренние монологи Акакия Акакиевича, состоящие из бесконечных “того-сего”. Это потеря права даже на собственное имя. Вспомним, почему герой назван Акакием. Читаем: “Имя его было : Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить
- Почему повесть о человеке названа “Шинель”? Ведь несколько раньше у Пушкина рассказ о Самсоне Вырине – “Станционный смотритель”, позже у Достоевского “Бедные люди”. А у Гоголя – “Шинель”, а не, к примеру, “Ограбление чиновника”! Вещь заменила человека, и как следствие этого - исчезает его портрет. Кстати, его нет и у других действующих лиц: Петровича, “значительного лица”, чиновников. Вспомним, что изображено на табакерке Петровича - какой-то генерал с заклеенным бумажкой лицом. Мундир заменил личность, чин затмил человека!
- Что же делать человеку в этом мире? Какие пути намечает автор? Их несколько. Первый- достаточно призрачный: вопреки всему стать другим, остаться человеком, а значит и личностью. Читаем отрывок о молодом человеке, сослуживце Акакия Акакиевича, который, услышав его жалобный голос “Я брат твой”, испытал самое настоящее потрясение.
Можно повторить путь главного героя и стать... никем, легко заменимым колесиком и винтиком огромного бюрократического механизма : “ Таким образом узнали в департаменте о смерти о смерти Акакия Акакиевича и на другой день уже сидел на его месте новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее”. Акакий Акакиевич не состоялся как личность, не стал “значительным лицом”. А ведь это тоже путь, предлагаемый Гоголем, - стать значительным.
- Подумаем вместе, а кого поразила эта болезнь “значительности”?Оказывается, что все герои подвержены ей .Это видно из строк о Петровиче:”...сказал Петрович и сжал при этом значительно губы. Он очень любил значительные эффекты... Петрович явился с шинелью...В лице его показалось выражение такое значительное, какого Акакий Акакиевич никогда еще не видал...”, о значительном лице, который был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку”, о чиновнике, который во всем подражает своему начальнику.
- А главный герой? Разве он не подвержен этой болезни? Даже для него автор не делает исключения, Прочитаем строки, где описывается поведение Акакия Акакиевича, задумавшего шить новую шинель: “Он сделался как-то живее” Но о какой шинели мечтает герой? Что все время подчеркивает автор? “Купили сукна очень хорошего...На подкладку выбрали коленкору...который был еще лучше шелку, а на вид казистей и глянцевитей. Куницы не купили...а вместо нее выбрали кошку, которую издали можно было принять за куницу”
- Но изменился ли сам герой, приобретя шинель? Да, безусловно. Подтверждение этому находим в тексте: “Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле”. Он признан чиновниками как равный среди равных и даже приглашен в лучшую часть города. Обратимся к описанию этой “лучшей” части города. Как и Невский проспект в одноименной повести, оно дано через внешнее- одежду: “на стенах висели все шинели да плащи, между которыми некоторые были даже с бобровыми воротниками или с бархатными отворотами”.
- Но было ли стремление к значительности естественным для нашего героя? И на вечеринке ему неуютно, и по дороге домой он чувствует себя не лучшим образом, а тут еще эта нелепая попытка найти защиту у “значительного лица”.
- Перечитывая эту сцену, задумываемся над вопросом, а мог ли разговор сложиться иначе? Вероятно, да, не будь в приемной третьего лица- свидетеля, зрителя, перед которым, как перед зеркалом, надо сыграть роль крутого начальника.
Поэтому жизнь все быстро расставляет по своим местам: потеря шинели, болезнь, смерть. И врач советует хозяйке заказать сосновый гроб, чтоб по Сеньке и шапка: “А вы ,матушка, и времени даром не теряйте, закажите ему теперь же сосновый гроб, потому что дубовый будет для него дорог”. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежке.
Все встало с ног на голову: форма и содержание, внешнее и внутреннее поменялось местами. Ценность человека определяется по формальным признакам- мундир, чин, дом, швейцар у ворот, приемная. Но иначе и быть не может- такова суть государственного устройства.
Читаем отрывок: “И Петербург оказался для Акакия Акакиевича , как будто бы в нем его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадит на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп: существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого все же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастье , как обрушилось на царей и повелителей мира...”
- О чем скорбит Гоголь? Что утверждает? Нет ничего ценней человека! Писатель - и мы вместе с ним- скорбим не только о Башмачкине, о его личной смерти, не только о трагедии несостоявшейся личности. Мы скобим о погибели самого звания человека, когда людей делят на “значительных” и “маленьких”.
Подводя итоги, подумаем над финалом повести: настоящая это фантастика или слухи? Для автора это не так уж и важно. Важно, что уродливость человеческих отношений , прикрытая днем мундиром и видимостью порядка и законности ночью предстает в первозданно безобразном , страшном виде. Оскорбленная человечность мстит за себя. В этом главный смысл повести. Да, Акакий Акакиевич смешон и ничтожен, материальная и духовная жизнь его скудна. Но не по его же вине! Когда Акакий Акакиевич говорит своим сослуживцам свою знаменитую фразу “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”, нас охватывает чувство вины и щемящее чувство жалости. Это человек, брат наш , страдает, плачет, мерзнет, живет в нищете, но он имеет право на достойную жизнь, внимание к себе, помощь, любовь и семью, на место в мире других людей.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос : “Как вы понимаете высказывание В.Набокова о повести Н.В.Гоголя : “Когда же в бессмертной “Шинели” он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия”?
Использованная литература
- Гиллельсон М.И, Мануйлов В.А., Степанов А.Н. Гоголь в Петербурге.-Л.,1961 9 глава “Петербургские повести” ; Басина М. Петербургская повесть.- Л.,1974; Манн Ю.В. Смелость изобретения. М.,1985; Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. М.,1995