Цель урока: посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л.С. Петрушевской.
Оборудование урока: презентация; на каждой парте текст рассказа, оформленный “порционно”, пронумерованные страницы содержат по порядку определённый фрагмент.
Ход урока
Рассказ учащегося о Л.С. Петрушевской с демонстрацией рпзентации.
Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Её детство пришлось на тяжёлые, голодные годы войны, оно запомнилось скитаниями по родственникам, жизнью в детдоме и эвакуации. .По возвращении после войны в столицу окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом газет и радио, в издательстве, с 1972 года редактором на центральной студии справочного отдела телевидения.
Литературное творчество началось с сочинения стихов, сценариев для студенческих вечеров. Первая публикация в 1972 году в журнале “Аврора” — рассказ “Через поля”, первые пьесы ставились самодеятельными театрами. А потом более десяти лет — работа “в стол”. В 1988-м выходит первая книга писательницы — сборник рассказов “Бессмертная любовь”. Профессиональные театры начали ставить спектакли по её драматургическим произведениям — “Чинзано”, “Квартира Коломбины”, “Три девушки в голубом”, “Московский хор”. В 1990 году написан цикл “Песни восточных славян”, в 1992-м — повесть “Время ночь”. Пишет сказки для детей и взрослых.
Её творчество далеко от злободневных политических страстей, в центре внимания частная жизнь современного “маленького” человека. Свою задачу писатель видит в постановке жёстких, но насущных вопросов бытия, заставляющих задуматься читателя о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности. Все её произведения можно рассматривать как своеобразную энциклопедию жизни: от юности до старости. Герои Петрушевской, как правило, всегда остаются людьми, избегая распада личности, расчеловечивания.
Направленное чтение с характеристикой героев.
Чтение 1 части, составление пятистишия:
- девушка
- одинокая, молоденькая
- оказалась на дороге
- чёрное пальто не грело
- беспамятство, беспомощность
Чтение 2 части. Неожиданное знакомство.
шофёр грузовика весёлый, худой
старается помочь девушке
уродливый, с лысым черепом
хохотун, говорун
1. человек в кабине 2. молчаливый, угрюмый
3. одни кости, толстеет
4. чёрное пальто с капюшоном
5. пустая башка
Чтение 3 части. Предметы в кармане пальто девушки:
- спички - ? (воспоминания)
- бумажка -? (предсмертная записка)
- ключ - ? (открывает все двери)
- Куда приехала девушка? Каким вы увидели вокзал? Дома?
станция большая, безлюдная
всё было перерыто
ямы, не занесённые снегом
вокзал
1. дома 2. тёмные, холодные
3. нигде нет света
4. не оказалось крыш, окон
5. разрушение
Чтение 4 части. Что показалось жутким для девушки? А для вас?
Чтение 5 части. “Чёрное пальто спасает от всех бед”. Какой вы видите женщину со спичкой?
- женщина со спичкой
- равнодушная, спокойная
- хотела помочь девушке
- я смеюсь над собой
- страдалица, самоубийца
Чтение 6 части. Что и как вспомнила девушка?
Чтение 7 части. Как вы думаете, зачем автор показала нам в рассказе сцену “выхода из кошмара”? Что дополняет в вашем мнении о девушке её разговор с мамой?
III. Рефлексия.
Пятиминутное письмо – ответ на вопрос: “Спасает ли самоубийство от всех бед, от решения проблем?”
Прочтение работ.
Вывод: размышляя над “вечными темами”, мы обогатились духовно. Чтение современной художественной литературы помогает нам открывать мир, ненавязчиво подсказывает нам выход из трудных ситуаций. Читайте больше! Читатель подобен путнику. Путь труден, но дорогу осилит идущий.