Изучение биографии писателя как средство воспитания интереса к урокам литературы в старших классах

Разделы: Литература


Когда приходишь в старшие классы на первые уроки литературы, то понимаешь, что многие формы работы при изучении биографий писателей уже были использованы, а хочется заинтересовать учащихся личностью того или другого художника слова, поэтому приходится находить какие-то новые приёмы или обращаться к традиционным, но с использованием современных технологий. Данная статья – попытка обобщить некоторый опыт по изучению биографий писателей в 9–10-х классах, ведь встреча с классиком должна подготовить учащихся к восприятию творчества, к работе над художественными произведениями. Для биографии каждого писателя нужно найти свой ключ.

Презентация.

Знакомство с жизнью и личностью А.С. Грибоедовым я провожу в форме виртуальной экскурсии (слайд 2). Заранее учащимся даётся задание подобрать материал о достопримечательностях Москвы, связанных с именем драматурга и с историей создания его комедии “Горе от ума” (одна группа); воссоздать картину быта и нравов столицы 10 – 20-х годов 19 века (вторая группа); познакомиться с жизнью друзей А. С. Грибоедова, например П. Я. Чаадаева (третья группа); установить своеобразные литературные параллели, сопоставив комедию с произведениями писателей – современников драматурга, воспроизводящих облик столицы (четвёртая группа). В ходе урока школьники и учитель рассказывают не только о быте, нравах и достопримечательностях столицы (слайды 3), но и о жизни Грибоедова в Москве (слайды 4 – 6) , о появлении его знаменитой пьесы (слайды 7 - 10). Виртуальная экскурсия сопровождается презентацией, и учащиеся видят московские дома, связанные с именем Грибоедова, знакомятся с целым рядом картин, изображающих Москву первой трети XIX века, с жизнью современников драматурга (слайды 11 – 13). Всё это готовит ребят к восприятию комедии “Горе от ума”.

Основные факты биографии А. С. Пушкина к 9 классу уже известны учащимся, поэтому можно, обобщая изученное, проводить уроки – исследования, а значит, обращаться к наиболее интересным вопросам. Пример таких исследований - уроки по теме “А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова” (слайд 14). Разговор о роли жены в жизни “умного поэта” обязательно возникает в процессе работы, а оставить школьников наедине с этим противоречивым материалом нельзя. Пусть ребята подберут материал о Н. Н. Гончаровой, коллекцию её портретов, высказывания об этой женщине современников, прочитают письма самого поэта к жене. И когда на уроке будут рассмотрены портреты, сопоставлены различные мнения об отношении Гончаровой к мужу (например, М. Цветаевой, А. Ахматовой и М. Дементьева, А. Кузнецовой), прочитаны отрывки из писем, то учащимся легче будет ответить на вопрос, заданный в начале урока: почему не только Пушкин, но и его жена стали жертвами злословья (слайды 15 – 29).

Перечисление фактов биографии – дело неинтересное и неблагодарное, особенно если прожита долгая жизнь. Поэтому при изучении биографии, например, Ф. И. Тютчева я предлагаю учащимся прослушать стихотворение “Любовь, любовь, гласит преданье...” и ответить на вопрос, каким увидели учащиеся лирического героя (слайд 30 – 33), а затем ребята получают сборник стихотворений поэта о любви, составленный мною, в котором нарушен хронологический порядок. Ученики восстанавливают хронологию, чтобы показать роман героев в развитии. На основании этой работы делается вывод об отношениях самого поэта с женщинами, так как исследователь творчества Тютчева А. С. Чичерин писал: “Жизнь Ф. И. Тютчева – личная, идейная, философская, гражданская – была в стихах...” (слайды 34 – 37). А начинаю я знакомство с фактами биографии поэта с сопоставительного анализа стихотворения Г.Р. Державина “Река времён...” и Ф.И. Тютчева “На новый 1816 год”. Тексты даю на слайде презентации без указания авторства и даты их написания (слайды 38 – 40). После чтения учащиеся делают предположения, что первое стихотворение было написано пожилым человеком, а второе – более молодым, но оба поэта знают цену жизни. Но когда ребята узнают, что “Река времён...” принадлежит перу 73-летнего Державина и написано им за три дня до смерти на аспидной доске, потому что поэт уже был не способен твёрдо держать перо и лист бумаги, а “На новый 1816 год” 12-тилетним мальчиком, то это заставляет их обратиться к изучению биографии поэта, о котором они знают пока очень немного.

Уроки по биографии И. А. Гончарова я называю жизнью, отражённой в романе “Обломов” (слайд 41). Ещё не прочитан роман (лишь некоторые решились прочитать его летом), но уже на первый урок я прошу принести произведение. Тему урока заявляю так: “Страницы романа “Обломов” как зеркальное отражение биографии и мыслей И. А. Гончарова” (слайд 42), и путешествуем мы по следующим страницам:

  • 1-я страница - “Маркиз де Лень” (вычитываем, чем занят герой романа в 1-й главе Iчасти, а затем рассказываю, почему друзья прозвали автора романа Маркиз де Лень),
  • 2-я страница – “Блаженный уголок” (вновь сопоставляем, как жилось в Обломовке, а потом обращаемся к воспоминаниям о жизни Гончаровых в Симбирске),
  • 3-я страница – “Годы учёбы”,
  • 4-я страница – “Женщины в жизни Обломова и Гончарова”,
  • 5-я страница – “Мечты и планы”,
  • 6-я страница – “Халат, тапочки, диван” (и снова страницы романа и воспоминания Гончарова и его современников дают возможность увидеть, как много общего у героя и автора) (слайды 43 – 49).

После этого сопоставления я говорю ученикам, что зеркало, в которое мы смотрели, кривое, так как в жизни И. А Гончарова не всё так, как у Обломова (слайды 50 – 54). И вновь путешествуем по тем же страницам, в результате чего выясняем, что А. Штольц тоже списан с автора (слайд 55). Так за два урока учащиеся знакомятся с биографией И. А. Гончарова и с героями романа “Обломов”.

Интересно, на мой взгляд, проходят уроки по изучению фактов жизни и судьбы Ф. И. Достоевского, основу которых составляет задание “Шапка вопросов”. Учащиеся самостоятельно знакомятся с биографией писателя, при этом делятся (по своему выбору) на группы: биографы, критики, обыватели, энциклопедисты. Перед уроком учащимся предлагается положить свои вопросы по биографии Достоевского в одну из трёх шапок: в первую – записки с вопросами для проверки знания фактов биографии; в другую – связанные с выяснением того, что говорят о писателе биографы, критики, современники; в третью шапку складываются вопросы, на которые спрашивающий ученик сам затруднился ответить. Конечно, такой урок никого из учеников не оставит равнодушным.

Принципы построения уроков по изучению биографии в какой-то мере должны быть родственны художественной системе писателя. Это я учитываю, кода начинаю работу над романом Л. Н. Толстого “Война и мир”. Его романы построены, как правило, на столкновении различных точек зрения на одно явление, и это помогает автору дать многомерный художественный анализ жизни. Поэтому можно и личность писателя показать в освещении художников, писавших его портреты в разные периоды жизни и фиксировавших внешне душевные перемены; и мемуаристов, оставивших воспоминания о Толстом; и, конечно, необходимо обратиться к запискам о своей жизни самого художника слова. Такая многоплановость освещения приближает изучение биографии к принципам художественного изображения и разнообразно характеризует писателя. Кроме того, объединение биографического материала, скажем, вокруг портретов создаёт возможность выбрать основные вехи огромного жизненного пути Л. Н. Толстого, не растворить их в пересказе событий из его жизни (слайды 56 – 60). А может быть и такая форма изучения биографии: “Один день из жизни великого писателя” (слайд 61).

Подводя итог выше сказанному, хочется заметить, что это лишь некоторые из огромного количества форм изучения биографии писателя, и все они помогают учителю подготовить учащихся к глубокому восприятию текста художественного произведения, а также оказывают воздействие на формирование личности школьников и пробуждают угасающий к старшим классам интерес к урокам литературы.