Открытый урок литературы по теме «Когда ты хочешь молвить слово…» 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Форма урока: литературный альманах

Цель урока:

образовательная:

  • учить анализировать художественные произведения,
  • сопоставлять темы и проблемы произведений писателей и поэтов разных эпох;

развивающая:

  • развивать умение выявлять основные концептуальные идеи,
  • развивать диалогическую и монологическую речь;

воспитательная: формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, прививать любовь к художественному слову.

Тип урока: обобщение изученного материала;

Используемые технологии:

  • ИКТ;
  • Технология критического мышления;
  • Технология сотрудничества (работа в группах)

Средства обучения:

Опережающая работа: в процессе подготовки к уроку ученики готовят выразительное чтение наизусть фрагментов произведений, репетируют для исполнения сцену из “Недоросля” Д.И.Фонвизина, диалог Чацкого и Молчалина (комедия А. С. Грибоедова)

Ход урока

1. Организационный момент

Слово учителя. Добрый день, уважаемые коллеги и ребята! У Владимира Солоухина есть замечательное стихотворение “Слово о словах”. Это стихотворение о том, что нужно очень бережно относиться к слову, потому что оно обладает великой силой: может “радости прибавить”, а ещё и “радость людям отравить”.

Сегодня мы перелистаем страницы литературного альманаха “Когда ты хочешь молвить слово...” (Слайд 1 Приложение 1)

Речь пойдёт о Слове, которым мы выражаем строй мыслей и чувств, создаём образы, вступаем в полемику.

Слово - единица языка, называющая понятия, предметы, их действия, признаки. Слово передаёт нашу речь. (Слайд 2  Приложение 1)

Именно слово является главным средством человеческого общения. Слово – показатель уровня культуры человека, его духовной красоты и значимости.

Особенно остро это ощущается у нас в России, огромной, просторной.

Наш народ был воспитан на русском слове, великом и могучем, придавал всему сказанному и написанному большое значение, чтобы каждый, как Пушкин, смог сказать “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!”

Кто не слышал о замечательном памятнике литературы Древней Руси “Слове о полку Игореве?” Его знают и читают не только в нашей стране: “Слово о полку Игореве” переведено на многие языки мира. Это и свидетельствует о глубоком интересе к русскому слову, к его выразительности, его поэтической силе.

(чтение учителем фрагмента наизусть)

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его-
В похвалу трудам его и ранам-
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.

Вникая в это творение, мы узнаем, что такое доблесть и мужество, отвага и верность ...

Мы видим бескрайнюю степь, кровавые зори, синие молнии, раздуваемые ветром золотые стяги. Слышим скрип ночных повозок, конский топот, звон мечей, похоронный плач.

“Слово...” - драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощажённая веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взор и сердца.

Пройдёт много лет, и дети ваших детей, внуки ваших внуков будут читать “Слово..” и убеждаться в правоте мудрых слов Святослава.

Послушайте фрагмент из произведения “Слово о полку Игореве” (учитель читает наизусть “Золотое слово” Святослава на фоне музыки из оперы А.Бородина “Князь Игорь”) (Слайд№3 Приложение 1)

И тогда великий Святослав
Изронил своё златое слово,
Со слезами смешано, сказав:
- О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закатилось в буйстве самочинном,
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?...

Учитель: Вот почему важна сила созидающего слова, и как страшна сила агрессивного слова. Недоброе слово больней огня жжёт.

Народная мудрость гласит: “Сказанное слово не может вернуться” (Приложение 1 Слайд №4)

От чего зависит воспитание? От среды, быта, условий формирования молодого человека как личности. Именно так решал эту проблему Д.И.Фонвизин в комедии “Недоросль”.

Со дня рождения человек становится частью семьи, общества, народа, государства. Какое значение обретают слова, которые скажет своему сыну или дочери мать, отец?

Вспомним, какой урок наставление даёт госпожа Простакова своему сыну Митрофану.

(Приложение 1 Слайд № 5,6)

Сцена из комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль” (Действие 3 явление 7) исполняется учащимися

Учитель: Известен факт, что один из современников Фонвизина после знакомства с комедией всё сделал для того, чтобы стать образованным человеком. Не понравился ему недоросль Митрофанушка. (Приложение1Слайд №7)

(Работа учащихся “Продолжи афоризм Стародума”)

Начинаются чины - перестаёт искренность.
Наличные деньги - не наличные достоинства.
Глупому сыну не в помощь богатства.
В большом свете водятся премелкие души.
Невежда без души - зверь.

Учитель: И не было у Митрофана никого, кто бы научил его быть человеком, а не ““поношением человеков”, кто бы, подобно Стародуму сказал: “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”

Другому недорослю, современнику Митрофана, отец, Андрей Петрович, говорил другие слова. В них угадывается иная судьба молодого человека. (Приложение 1 Слайд №8-9)

Гринёв: Батюшка сказал мне на прощание: “Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду.”

Да, герой ошибается, совершая свои первые самостоятельные поступки, но никогда не пойдёт против своей совести. Честь для героя – превыше всего!

Учитель: Митрофан и Петр - ровесники, но разные слова говорили им родители. Эти слова западали в души детей, учили их жить, совершать поступки, относиться к делу, формировали характер.

Умер Денис Иванович Фонвизин, а всего через два года родился его преемник в жанре комедии А.С.Грибоедов, который обращается к нам уже со своим словом.

Вот ещё два ровесника – Чацкий и Молчалин. Послушаем их разговор.

Сцена из комедии “Горе от ума”( действие 3,явление3)

Учитель: “Он (Чацкий) требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Он требует службы делу, а не лицам, не смешивает веселье или дурачество с делом, как Молчалин, он тяготится среди пустой праздной толпы..” (Из статьи И.Гончарова “Мильон терзаний”) Комедия Грибоедова – это чудесный кристалл русского слова и глубокой мысли.

(звучит вальс Грибоедова) (Приложение 2)

Александр Сергеевич Грибоедов и Александр Сергеевич Пушкин - современники, получившие блестящее образование. Они могли стать государственными мужами, однако видели своё призвание в литературном творчестве, их произведения вошли в золотой фонд мировой литературы, они добились блистательных успехов.

А.С.Грибоедов “Всё, чем я до сих пор занимался, для меня дела посторонние. Я чувствую необходимую потребность писать. И слово мое - оружие и спасение моих душевных переживаний” (Приложение 1 слайд№10)

А.С.Пушкин “Идеалом языка для меня служит речь честных, умных и образованных людей. Учитесь русскому языку постоянно и усердно” (Приложение1 слайд №11)

Жизнь великих людей оборвалась трагически. Их гражданская позиция высока и значительна. Их литературная деятельность гениальна. Их слово ярко, чисто, напевно и вечно.

Многие поэтические произведения Пушкина положены на музыку, в них глубина переживаний и дум, высоких чувств.

(звучит романс на стихи Пушкина.) (Приложение 3)

Учитель:

Перелистывая страницы нашего альманаха, мы не можем не вспомнить академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Он был не просто филологом, он был просветителем, русским интеллигентом. Он считал, что “искусство слова – самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, высокой нравственности и гражданской ответственности. “Этому надо учиться у Д.С.Лихачёва. (Приложение слайд№13)

“Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи”. (Из письма сорок первого “Память культуры”) (Приложение 1 Слайд № 14)

Не должно быть глухих к слову, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому .В самое тяжёлое для русского народа время звучало Слово поэтов.

Стихотворение Анны Ахматовой - "Мужество", написанное еще в самом начале войны, - это крик души , наставление гражданам - не опускать руки и быть готовым встать на защиту Родины. Образом русской речи в стихотворении подчеркивается единение русского народа. Защищая русскую речь, Великое русское слово, мы защищаем Родину, именно это пытается донести до нас в строках своего стиха Анна Ахматова.

(Приложение 1 Слайд №15)

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Учитель: Русское слово одно из ёмких и многогранных. Когда ты хочешь молвить слово, пусть это будет слово поддержки, утешения. Кому-то ваше слово поможет справиться с трудностями, в ком-то пробудит веру в себя.

Читайте художественные произведения русских писателей и поэтов, книги об истории отечества, учитесь бережно относиться к Великому русскому слову!

(Приложение 1 Слайд 16)

Заключительное слово учителя: И.А.Бродский, лауреат Нобелевской премии 1987 года (“За ясность мысли и напряжённость поэзии”), сказал: “Я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на земле было меньше горя.”