Литература
-
Урок литературы «Опять поминальный приблизился час…» (А. Ахматова «Реквием»). 11-й класс 2015
Цель урока: поговорить о том, что было явной былью и что забывать никак нельзя, ибо, как сказал А.С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Поможет комментарий и анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием». Урок включает работу в группах, чтение поэмы под музыку.
-
Урок литературы на тему «Характер русского человека» (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») 2015
Формируется представление об особенностях внутреннего мира героя; совершенствуются навыки работы в форме чтения-анализа; развиваются навыки работы с художественным текстом, устной и письменной речи.
-
Исследовательская конференция «Ефремовские чтения: метапредметный взгляд на мир» 2015
И.А. Ефремова как учёного-энциклопедиста, писателя-фантаста, человека отличали неиссякаемая любознательность и творческая энергия мысли. Он сравнивал человека с птицей и считал, что крылья человека – его знания, поэтому И.А. Ефремов стремился расширять горизонты своих знаний и всегда призывал к этому молодежь, школьников. Все это определило идею и форму проведения II исследовательской конференции старшеклассников. Общая тема конференции: «Энергия». Темы научных эссе учащиеся формулируют вместе с научным руководителем (учителем-предметником).
-
Бал и «После бала» (Творческая мастерская по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»). 8-й класс 2015
Урок литературы в форме творческой мастерской смешанного типа – необычная форма изучения рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Подобные уроки ненавязчиво погружают учащихся в атмосферу XIX столетия, творческий мир писателя, в нетрадиционной форме изучают материал, стимулируют познавательную и творческую активность детей.
-
Внеклассное мероприятие по литературе «Поэт трагической судьбы» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова) 2015
Внеклассное мероприятие по литературе к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова для учащихся 5–7-х классов расширяет знания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, раскрывает значение Тархан в его судьбе, развивает вкус, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности, воспитывает любовь к литературе, родине.
-
Викторина, посвященная 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова 2015
Цель мероприятия: воспитание патриотизма и гражданственности у молодого поколения на основе творчества И.А. Гончарова; формирование духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения; повышение статуса русского языка; развитие исследовательской деятельности учащихся.
-
Мотивы противоборства враждебных сил в природе и душе человека (по творчеству Ф.И. Тютчева) 2015
Ф.И.Тютчев – певец природы. Через обращение к ней он нередко раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний. Аналогии между явлениями внешнего мира и мира внутреннего часто проводятся поэтом изобразительными средствами. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и душе человека рассматриваются на примере стихотворения «Поток сгустился и тускнеет…».
-
«Стихотворение А. Блока «Россия», его историческая тема, современное звучание и смысл». 8-й класс 2015
Цель урока: совершенствование умения анализировать художественное произведение, формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций школьников.
-
ФГОС на уроках литературного чтения с психологическими приемами на примере произведения Н.Н. Носова «Ступеньки» 2015
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает основу дальнейшего образования, в котором чтение служит важным элементом всех учебных действий. Цель: достижение личностных, метапредметных, предметных результатов курса, заложенных в ФГОС, с психологическими приемами; помочь ребенку стать читателем, оказать благотворное влияние на его духовно-нравственное развитие.
-
Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» 2015
Форма урока – исследование, учащиеся заполняют исследовательские дневники и оформляют свою работу в виде мини-исследования. Класс разделен на три творческие группы, каждая из которой работает над своими вопросами, опираясь на содержание стихотворения. Одна из групп работает с картинами художников XIX века, которые, как и Н.А. Некрасов, обращались к теме крестьянства. Это картины В. Перова, А. Венецианова, В. Маковского (связь с искусством).
-
Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека» 2015
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения.
-
Урок литературы «Судьба народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда"». 7-й класс 2015
Урок знакомит с творчеством Н.А. Некрасова; обозначается главная тема некрасовской поэзии; учащиеся находят в стихах поэта авторское отношение к проблеме.
-
"Уроки жизни" (по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители») 2015
Урок посвящен сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Это произведение, написанное в XIX веке, заставляет задуматься о вечных ценностях: дружбе, милосердии, сострадании, честности, ответственности. Идейное содержание сказки раскрывается в анализе текста, формирующем нравственные ориентации распознания истинных и ложных ценностей.
-
Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс чувашской школы 2015
Дмитриев Василий Дмитриевич (псевдоним Мĕтри Ваçлейĕ) – чувашский поэт, участник Великой Отечественной войны, доктор медицинских наук, психолог, физиолог, член Союза писателей СССР. Богатый и своеобразный язык произведений Мĕтри Ваçлейĕ актуален в XXI веке. Одно из его стихотворений «На лыжах» рекомендовано для изучения в чувашской школе.
-
Образ праведника в рассказе Н.С. Лескова «Однодум» 2015
В ходе урока раскрывается смысл названия произведения, понятия «праведность», «праведник»; выявляются особенности изображения русского национального характера. Учащиеся анализируют художественное слово произведений Н.С. Лескова.
-
Библиотечный урок «Услышь голос совести» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». 5-й класс 2015
В обществе возникла острая необходимость приобщения детей и подростков к чтению художественной литературы. Библиотечный урок посвящен пропаганде книги, воспитанию чувства ответственности за обещание. Призван учить дружить, быть верными своему слову, отвечать за свои поступки.
-
«Да, вот они, русские характеры!» (урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер») 2015
В ходе урока рассматриваются важные нравственные аспекты: в чем сила русского характера, что движет людьми, которые, несмотря ни на что, продолжают воевать, защищать свою Родину. Урок воспитывает любовь к Отечеству, русским людям, ветеранам Великой Отечественной войны, патриотизм.
-
Урок литературы «Идеал человека в понимании Н.А. Некрасова». 10-й класс 2015
Цель урока: дать представление об идеале человека в понимании Н.А. Некрасова; воспитывать уважительное отношение к подвигу передовых людей: В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского.
-
Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» 2015
Цель урока: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, навыки анализа стихотворного текста.
-
«Солнечный удар» Ивана Бунина. Мастерская построения знаний и творческого письма по биографии И.А. Бунина 2015
Мастерская по биографии И.А. Бунина формирует интерес старшеклассников к чтению художественной литературы при изучении биографий писателей. Новая методическая форма изучения биографии эффективно воздействует на ученика, его интерес к личности писателя и чтению.
-
Времена года в русском искусстве «В ней есть душа, в ней есть свобода…» 2015
Презентация подойдет как для уроков литературы, так и для внеклассного мероприятия. Расширяет знания учащихся о творчестве отечественных представителей искусства. Презентация поможет учителям-словесникам, а также классным руководителям в интересной форме познакомить учащихся с искусством слова, живописи, музыки, развивать эстетический вкус и творческие способности детей. Здесь представлены репродукции картин русских художников, цикл пьес П.И. Чайковского «Времена года», романсы на стихи Б. Пастернака, С. Есенина. Стихотворения, представляющие времена года, можно брать любые, на усмотрение учителя.
-
Урок русского языка и литературы с электронными образовательными ресурсами 2015
Устарели ли требования, предъявляемые к уроку, методике? Триединство целей – обязательный компонент любого урока. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. Задача учителя – не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию весьма ценно.
-
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы на основе личностно-ориентированного, деятельностного подхода (из опыта работы) 2015
Статья знакомит с опытом работы учителя русского языка и литературы, в котором главное место отводится активной и разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
-
Проект «Непокоренный Ленинград» 2015
Почему выстоял блокадный Ленинград? История блокадного Ленинграда, трагическое документальное фотополотно, история создания «Седьмой симфонии» Д.Д. Шостаковича позволяют детям увидеть факты, лица, оценить героизм ленинградцев и понять, что такое власть великой любви к Отечеству, для которого не жаль жизни.
-
Новые митрофанушки на рынке труда 2015
На уроке проводится анализ личности героя «Недоросля» Фонвизина. На основе этого анализа делаются выводы об успешности потребителя на рынке товаров и о конкурентоспособности на рынке труда тех, кто не хочет получать прочные знания. Интегрированный урок (литература + экономика).
-
Подвиг литературы 2015
Статья посвящена писателям-фронтовикам и поэзии военного времени: поэме П. Антокольского «Сын» (короткий анализ, комментарий), поэзии М. Алигер и О. Берггольц; стихам К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского.
-
КВН «По следам сказок». 5-й класс 2015
Цель мероприятия: изучение степени усвоения детьми прочитанных сказок, развитие навыков составления монолога, повышение интереса к художественной литературе, умение работать в команде. Для мероприятия необходимо оформление, состоящее из плакатов со словами о сказках, рисунки детей, иллюстрации художников к сказкам, аудиозапись песен к сказкам.
-
Литературная игра по книге А.С. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» 2015
Литературная игра предназначена для учащихся 5–6-х классов. Погружает в увлекательный мир приключений капитана Врунгеля, старшего помощника Лома и матроса Фукса. Игра проверяет, насколько внимательно прочитана повесть, знания в области географии, зоологии, физики.
-
Урок по теме «Память» 2015
Открытый урок по творчеству А. Твардовского посвящен 105-летию со дня рождения писателя. Урок-исследование поднимает проблемы: понятие «память», какое содержание имеет это понятие в стихотворениях А. Твардовского. Урок соответствует требованиям новых ФГОС. Акцент на уроке делается на нравственной стороне понятия памяти.
-
Роль искусства и литературы в формировании гуманитарной позиции личности. Психологические особенности воздействия искусства на личность 2015
В статье продолжается исследование автором проблемы формирования гуманитарной позиции личности школьника, сделан акцент на психологических особенностях воздействия искусства на личность. Работа апробирована на краевой инновационной площадке «Субъектцентрированная модель качества образования в ОУ как условие сохранения психологического здоровья учащихся» на базе МБОУ лицея № 15.