Литература
-
Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» 2015
Форма урока – исследование, учащиеся заполняют исследовательские дневники и оформляют свою работу в виде мини-исследования. Класс разделен на три творческие группы, каждая из которой работает над своими вопросами, опираясь на содержание стихотворения. Одна из групп работает с картинами художников XIX века, которые, как и Н.А. Некрасов, обращались к теме крестьянства. Это картины В. Перова, А. Венецианова, В. Маковского (связь с искусством).
-
Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека» 2015
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения.
-
Урок литературы «Судьба народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда"». 7-й класс 2015
Урок знакомит с творчеством Н.А. Некрасова; обозначается главная тема некрасовской поэзии; учащиеся находят в стихах поэта авторское отношение к проблеме.
-
"Уроки жизни" (по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители») 2015
Урок посвящен сказке А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Это произведение, написанное в XIX веке, заставляет задуматься о вечных ценностях: дружбе, милосердии, сострадании, честности, ответственности. Идейное содержание сказки раскрывается в анализе текста, формирующем нравственные ориентации распознания истинных и ложных ценностей.
-
Изучение стихотворения В.Д. Дмитриева «На лыжах». 5-й класс чувашской школы 2015
Дмитриев Василий Дмитриевич (псевдоним Мĕтри Ваçлейĕ) – чувашский поэт, участник Великой Отечественной войны, доктор медицинских наук, психолог, физиолог, член Союза писателей СССР. Богатый и своеобразный язык произведений Мĕтри Ваçлейĕ актуален в XXI веке. Одно из его стихотворений «На лыжах» рекомендовано для изучения в чувашской школе.
-
Образ праведника в рассказе Н.С. Лескова «Однодум» 2015
В ходе урока раскрывается смысл названия произведения, понятия «праведность», «праведник»; выявляются особенности изображения русского национального характера. Учащиеся анализируют художественное слово произведений Н.С. Лескова.
-
Библиотечный урок «Услышь голос совести» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». 5-й класс 2015
В обществе возникла острая необходимость приобщения детей и подростков к чтению художественной литературы. Библиотечный урок посвящен пропаганде книги, воспитанию чувства ответственности за обещание. Призван учить дружить, быть верными своему слову, отвечать за свои поступки.
-
«Да, вот они, русские характеры!» (урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер») 2015
В ходе урока рассматриваются важные нравственные аспекты: в чем сила русского характера, что движет людьми, которые, несмотря ни на что, продолжают воевать, защищать свою Родину. Урок воспитывает любовь к Отечеству, русским людям, ветеранам Великой Отечественной войны, патриотизм.
-
Урок литературы «Идеал человека в понимании Н.А. Некрасова». 10-й класс 2015
Цель урока: дать представление об идеале человека в понимании Н.А. Некрасова; воспитывать уважительное отношение к подвигу передовых людей: В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского.
-
Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» 2015
Цель урока: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, навыки анализа стихотворного текста.
-
«Солнечный удар» Ивана Бунина. Мастерская построения знаний и творческого письма по биографии И.А. Бунина 2015
Мастерская по биографии И.А. Бунина формирует интерес старшеклассников к чтению художественной литературы при изучении биографий писателей. Новая методическая форма изучения биографии эффективно воздействует на ученика, его интерес к личности писателя и чтению.
-
Времена года в русском искусстве «В ней есть душа, в ней есть свобода…» 2015
Презентация подойдет как для уроков литературы, так и для внеклассного мероприятия. Расширяет знания учащихся о творчестве отечественных представителей искусства. Презентация поможет учителям-словесникам, а также классным руководителям в интересной форме познакомить учащихся с искусством слова, живописи, музыки, развивать эстетический вкус и творческие способности детей. Здесь представлены репродукции картин русских художников, цикл пьес П.И. Чайковского «Времена года», романсы на стихи Б. Пастернака, С. Есенина. Стихотворения, представляющие времена года, можно брать любые, на усмотрение учителя.
-
Урок русского языка и литературы с электронными образовательными ресурсами 2015
Устарели ли требования, предъявляемые к уроку, методике? Триединство целей – обязательный компонент любого урока. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. Задача учителя – не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию весьма ценно.
-
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы на основе личностно-ориентированного, деятельностного подхода (из опыта работы) 2015
Статья знакомит с опытом работы учителя русского языка и литературы, в котором главное место отводится активной и разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
-
Проект «Непокоренный Ленинград» 2015
Почему выстоял блокадный Ленинград? История блокадного Ленинграда, трагическое документальное фотополотно, история создания «Седьмой симфонии» Д.Д. Шостаковича позволяют детям увидеть факты, лица, оценить героизм ленинградцев и понять, что такое власть великой любви к Отечеству, для которого не жаль жизни.
-
Новые митрофанушки на рынке труда 2015
На уроке проводится анализ личности героя «Недоросля» Фонвизина. На основе этого анализа делаются выводы об успешности потребителя на рынке товаров и о конкурентоспособности на рынке труда тех, кто не хочет получать прочные знания. Интегрированный урок (литература + экономика).
-
Подвиг литературы 2015
Статья посвящена писателям-фронтовикам и поэзии военного времени: поэме П. Антокольского «Сын» (короткий анализ, комментарий), поэзии М. Алигер и О. Берггольц; стихам К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского.
-
КВН «По следам сказок». 5-й класс 2015
Цель мероприятия: изучение степени усвоения детьми прочитанных сказок, развитие навыков составления монолога, повышение интереса к художественной литературе, умение работать в команде. Для мероприятия необходимо оформление, состоящее из плакатов со словами о сказках, рисунки детей, иллюстрации художников к сказкам, аудиозапись песен к сказкам.
-
Литературная игра по книге А.С. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» 2015
Литературная игра предназначена для учащихся 5–6-х классов. Погружает в увлекательный мир приключений капитана Врунгеля, старшего помощника Лома и матроса Фукса. Игра проверяет, насколько внимательно прочитана повесть, знания в области географии, зоологии, физики.
-
Урок по теме «Память» 2015
Открытый урок по творчеству А. Твардовского посвящен 105-летию со дня рождения писателя. Урок-исследование поднимает проблемы: понятие «память», какое содержание имеет это понятие в стихотворениях А. Твардовского. Урок соответствует требованиям новых ФГОС. Акцент на уроке делается на нравственной стороне понятия памяти.
-
Роль искусства и литературы в формировании гуманитарной позиции личности. Психологические особенности воздействия искусства на личность 2015
В статье продолжается исследование автором проблемы формирования гуманитарной позиции личности школьника, сделан акцент на психологических особенностях воздействия искусства на личность. Работа апробирована на краевой инновационной площадке «Субъектцентрированная модель качества образования в ОУ как условие сохранения психологического здоровья учащихся» на базе МБОУ лицея № 15.
-
Воспитание читательского интереса во внеурочной деятельности 2015
Внеурочная деятельность обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для различных видов деятельности. Внеклассная работа по литературе приобщает детей к литературе.
-
Урок литературы «Религиозное осмысление романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"». 10-й класс 2015
Урок литературы помогает осмыслить роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как образец высокохудожественного произведения, в котором утверждаются незыблемые христианские ценности.
-
Интегрированный урок «Математика и литература» 2015
Цель урока: привить интерес к математике, показать связь математики с литературой, расширить кругозор учащихся, развить любознательность, воспитать потребность в самостоятельном приобретении знаний.
-
Русская классическая литература как источник философских знаний 2015
Художественная литература – источник философских знаний. Доступность философских знаний на уроке литературы достигается благодаря искусству, которое, обращаясь к чувствам человека, постигает мир через образы. Пропедевтическое изучение основ философии на уроке литературы в старшей школе подготовит выпускников к курсу философии в вузе, сформирует социально зрелое отношение к жизни. В статье раскрываются способы изучения основ философии на примере творчества Ф. Достоевского.
-
Урок внеклассного чтения «Авторская песня» 2015
Авторская песня, бардовская песня – это многогранное культурное явление, в известной мере общественное движение 50–90-х годов XX века. Драматург Александр Володин назвал песни бардов «фольклором городской интеллигенции». Авторская песня явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества коммунистическому режиму. Авторская песня отражает историю страны, отечественной культуры, общественной мысли. В творчестве бардов продолжаются традиции русской гражданской и лирической поэзии.
-
Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средство формирования УУД 2015
Актуальность работы состоит в том, что в ней обобщен педагогический опыт по руководству проектной деятельностью учащихся. Она приобретает особую значимость, так как формирует УУД.
-
Романтический мир раннего Блока 2015
Цель урока литературы: подробно раскрыть понятие «символизм»; соотнести философию В. Соловьева с творчеством А. Блока и проанализировать стихотворение А. Блока «Вхожу я в темные храмы; раскрыть глубину содержания, используя «музыку» стиха, образность языка.
-
Интеллектуально-познавательная игра «И все это Гоголь…» по произведениям Н.В. Гоголя в форме игры «Крестики-нолики» 2015
Мероприятие посвящено творчеству великого русского писателя и проводится в форме игры «Крестики-нолики», дети повторяют школьный материал и узнают что-то новое о жизни, личности и творчестве писателя. Мероприятие можно провести в качестве обобщающего при изучении творчества Н.В. Гоголя, а также как внеклассное мероприятие в старших классах в декаду русского языка и литературы.
-
Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 2015
Цель урока: рассмотреть проблему, заложенную в названии комедии, проследить противостояние двух противоположных по нравственным убеждениям миров – косного и отсталого (фамусовского) и передового, деятельного (Чацкий); выяснить, почему умный человек отвергнут обществом и любимой девушкой? На урока использованы средства разных видов искусства: музыкальные отрывки, художественные иллюстрации для более полной характеристики литературных образов.