Цель: формирование и развитие умения правильно воспринимать и интерпретировать художественный текст (лирическое произведение).
Коррекционная цель: формирование и развитие умения анализировать и синтезировать по данному алгоритму.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления учащихся о творчестве А.Л.Барто;
- учить через художественный текс оценивать поступки литературных героев и свои.
- формировать умения анализировать поэтические стихотворения с точки зрения стиля и языка.
Развивающие:
- развивать умение выразительного чтения;
- развивать умение самостоятельной работы с текстом;
- развивать связную речь учащихся.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение анализировать поэтический текст;
- развивать умение переносить полученные знания на собственный опыт;
- формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Воспитательные:
- воспитывать любви к произведениям русской литературы;
- воспитывать правильные чувства отношений между людьми путем понимания лирических произведений.
Оборудование:
- Выставка книг
- Портрет
- Видеоряд “Очки”
У детей:
- Разрезные картинки
- Учебники
- Тексты стихов А.Барто
Ход урока
1.Оргмомент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2. Проверка д/з.
Прочитайте пословицы, составляя их из двух частей (работа в парах, по диф. группам)
Всем своего ума умом живёт Всяк своим. а две ещё лучше. Одна голова хорошо, хоть маленький, да свой. Ум имей не вложишь
Какая пословица более точно определяет смысл сказки Вл. Даля “У тебя у самого свой ум”, которую мы с вами читали на прошлом уроке?
- Чему учит сказка Даля? Кого учит?
- Были ли у вас подобные ситуации? А у ваших друзей, знакомых?
- Как автор относится к героям своей сказки?
3. Языковая разминка
– скорочтение слоговых таблиц;
Прочитай последовательно каждую строку таблицы на одном выдохе.
Составь слова из элементов таблицы.
РО КИ СЕ НИ ЛА ЕТ ДЕ СА ВО ЛЕ КА НО РЕ ТО РЕВ ЛО
Ответ: роет, лает, воет, река, леса, реки, лето, село, деревни, роса, сено.
- чтение предложения с различной интонацией в зависимости от знака в конце предложения:
У тебя у самого свой ум.
У тебя у самого свой ум!
У тебя у самого свой ум?
4. Актуализация темы и цели урока.
- Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой пословицы?
(Потому что у каждого человека есть свой ум и он должен им жить).
Игра “Исправь ошибку”
1.
Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.(мишке)
2.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в печку мячик.(речку)
3.
Нет,напрасно мы решили
Прокатить слона в машине(кота)
4.
Зайку бросила лентяйка,
Под дождём остался зайка(хозяйка)
- Что объединяет все эти произведения? (стихи написаны А.Барто).
Мы уже читали стихотворение Агнии Львовны Барто “Три очка за старичка”. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством этой замечательной поэтессы.
Отгадайте загадку. Ее отгадка и будет названием стихотворения, которе мы сегодня и будем читать.
Носят их дети,
Носят старички,
Чтобы лучше видеть!
Что это?... Очки.
Индивидуальная работа (собрать разрезанную картинку очков).
Для чего люди носят очки?
А почему некоторым приходиться носить очки? (зрение портят сами).
Что нужно делать, чтобы самому не испортить зрение?
5. Физминутка.
А еще необходимо каждый день делать упражнения для глаз. Давайте их сейчас сделаем.

6. Работа с текстом.
- Чтение стихотворения учителем + визуальный ряд.
- Тихое чтение “просебя” (2 мин.)+ индивидуальная работа
- Нарисуй пальчиком у себя на ладошке букву Х, зажми кулачок и запомни её.
- Напиши буквы Х по клеткам (повтори рисунок)

7. Аналитическая работа со стихотворением.
| Скоро десять лет Сереже, Диме Нет еще шести,— Дима Все никак не может До Сережи дорасти. Бедный Дима, Он моложе! Он завидует Сереже! |
Кто герой этого стихотворения? Какие отношения между братьями? Почему Дима завидовал Сереже? Объясните. |
| Брату все разрешено — Он в четвертом классе! Может он ходить в кино, Брать билеты в кассе. У него в портфеле ножик, На груди горят значки, А теперь еще Сереже Доктор выписал очки. Нет, ребята, это слишком! Он в очках явился вдруг! Во дворе сказал мальчишкам — Я ужасно близорук! |
Чему завидует Дима? Скажите, зависть –это хорошее чувство? Почему? |
| И наутро вот что было: Бедный Дима вдруг ослеп. На окне лежало мыло — Он сказал, что это хлеб. Со стола он сдернул скатерть, Налетел на стул спиной И спросил про тетю Катю: — Это шкап передо мной? Ничего не видит Дима. Стул берет — садится мимо И кричит: — Я близорукий! Мне к врачу необходимо! Я хочу идти к врачу, Я очки носить хочу! |
К чему привела зависть Диму? Какие “приключения” пережил Дима? Что придумал Дима, чтобы быть похожим на Сережу? |
| — Не волнуйся и не плачь,— Говорит больному врач. Надевает он халат, Вынимает шоколад. Не успел сказать ни слова, Раздается крик больного: — Шоколада мне не надо, Я не вижу шоколада! Доктор смотрит на больного. Говорит ему сурово: — Мы тебе не дурачки! Не нужны тебе очки! |
Как прошел визит к врачу? Расскажите, как врач вылечил Диму. |
| Вот шагает Дима к дому, Он остался в дурачках. Не завидуйте другому, Даже если он в очках. |
Какой вывод мы читаем в конце
стихотворения? Можно ли сказать, что Дима еще не умеет жить соим умом? |
8. Физкультминутка.
Мы хорошо поработали, немного отдохнем. Это стихотворение тоже написала А.Л.Барто.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
9. Выборочное чтение отрывка стихотворения по ролям (сцена “У врача”)+ Индивидуальная работа (чтение слогов).
- Как плакал Дима, прочитай (А-а-а-а)
- Как ты думаешь, какие слова произнесла мама, когда узнала, что Дима не видит? (Ах, ох)
- Что сказал врач, когда понял, что Дима всех обманул? (Ой!)
10.Итоги урока.
- Как вы думаете, это стихотворение грустное, веселое или смешное? Почему?
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Стоит ли завидовать людям?
- Как нужно относиться к людям, которые носят очки?
11. Домашнее задание.
2 диф. группа. Выразительно читать стихотворение.
Подобрать пословицы об отношении к людям (о зависти), подумать над их значением.
3 диф.группа. Чтение стихотворения.
Индивидуальные задания.
Дима С. Читать последние две строчки.
Саша Д. Читать слоги по карточке.