Цель: формирование и развитие умения правильно воспринимать и интерпретировать художественный текст (лирическое произведение).
Коррекционная цель: формирование и развитие умения анализировать и синтезировать по данному алгоритму.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления учащихся о творчестве А.Л.Барто;
- учить через художественный текс оценивать поступки литературных героев и свои.
- формировать умения анализировать поэтические стихотворения с точки зрения стиля и языка.
Развивающие:
- развивать умение выразительного чтения;
- развивать умение самостоятельной работы с текстом;
- развивать связную речь учащихся.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение анализировать поэтический текст;
- развивать умение переносить полученные знания на собственный опыт;
- формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Воспитательные:
- воспитывать любви к произведениям русской литературы;
- воспитывать правильные чувства отношений между людьми путем понимания лирических произведений.
Оборудование:
- Выставка книг
- Портрет
- Видеоряд “Очки”
У детей:
- Разрезные картинки
- Учебники
- Тексты стихов А.Барто
Ход урока
1.Оргмомент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2. Проверка д/з.
Прочитайте пословицы, составляя их из двух частей (работа в парах, по диф. группам)
Всем своего ума умом живёт Всяк своим. а две ещё лучше. Одна голова хорошо, хоть маленький, да свой. Ум имей не вложишь
Какая пословица более точно определяет смысл сказки Вл. Даля “У тебя у самого свой ум”, которую мы с вами читали на прошлом уроке?
- Чему учит сказка Даля? Кого учит?
- Были ли у вас подобные ситуации? А у ваших друзей, знакомых?
- Как автор относится к героям своей сказки?
3. Языковая разминка
– скорочтение слоговых таблиц;
Прочитай последовательно каждую строку таблицы на одном выдохе.
Составь слова из элементов таблицы.
РО КИ СЕ НИ ЛА ЕТ ДЕ СА ВО ЛЕ КА НО РЕ ТО РЕВ ЛО
Ответ: роет, лает, воет, река, леса, реки, лето, село, деревни, роса, сено.
- чтение предложения с различной интонацией в зависимости от знака в конце предложения:
У тебя у самого свой ум.
У тебя у самого свой ум!
У тебя у самого свой ум?
4. Актуализация темы и цели урока.
- Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой пословицы?
(Потому что у каждого человека есть свой ум и он должен им жить).
Игра “Исправь ошибку”
1.
Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.(мишке)
2.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в печку мячик.(речку)
3.
Нет,напрасно мы решили
Прокатить слона в машине(кота)
4.
Зайку бросила лентяйка,
Под дождём остался зайка(хозяйка)
- Что объединяет все эти произведения? (стихи написаны А.Барто).
Мы уже читали стихотворение Агнии Львовны Барто “Три очка за старичка”. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством этой замечательной поэтессы.
Отгадайте загадку. Ее отгадка и будет названием стихотворения, которе мы сегодня и будем читать.
Носят их дети,
Носят старички,
Чтобы лучше видеть!
Что это?... Очки.
Индивидуальная работа (собрать разрезанную картинку очков).
Для чего люди носят очки?
А почему некоторым приходиться носить очки? (зрение портят сами).
Что нужно делать, чтобы самому не испортить зрение?
5. Физминутка.
А еще необходимо каждый день делать упражнения для глаз. Давайте их сейчас сделаем.
6. Работа с текстом.
- Чтение стихотворения учителем + визуальный ряд.
- Тихое чтение “просебя” (2 мин.)+ индивидуальная работа
- Нарисуй пальчиком у себя на ладошке букву Х, зажми кулачок и запомни её.
- Напиши буквы Х по клеткам (повтори рисунок)
7. Аналитическая работа со стихотворением.
Скоро десять лет Сереже, Диме Нет еще шести,— Дима Все никак не может До Сережи дорасти. Бедный Дима, Он моложе! Он завидует Сереже! |
Кто герой этого стихотворения? Какие отношения между братьями? Почему Дима завидовал Сереже? Объясните. |
Брату все разрешено — Он в четвертом классе! Может он ходить в кино, Брать билеты в кассе. У него в портфеле ножик, На груди горят значки, А теперь еще Сереже Доктор выписал очки. Нет, ребята, это слишком! Он в очках явился вдруг! Во дворе сказал мальчишкам — Я ужасно близорук! |
Чему завидует Дима? Скажите, зависть –это хорошее чувство? Почему? |
И наутро вот что было: Бедный Дима вдруг ослеп. На окне лежало мыло — Он сказал, что это хлеб. Со стола он сдернул скатерть, Налетел на стул спиной И спросил про тетю Катю: — Это шкап передо мной? Ничего не видит Дима. Стул берет — садится мимо И кричит: — Я близорукий! Мне к врачу необходимо! Я хочу идти к врачу, Я очки носить хочу! |
К чему привела зависть Диму? Какие “приключения” пережил Дима? Что придумал Дима, чтобы быть похожим на Сережу? |
— Не волнуйся и не плачь,— Говорит больному врач. Надевает он халат, Вынимает шоколад. Не успел сказать ни слова, Раздается крик больного: — Шоколада мне не надо, Я не вижу шоколада! Доктор смотрит на больного. Говорит ему сурово: — Мы тебе не дурачки! Не нужны тебе очки! |
Как прошел визит к врачу? Расскажите, как врач вылечил Диму. |
Вот шагает Дима к дому, Он остался в дурачках. Не завидуйте другому, Даже если он в очках. |
Какой вывод мы читаем в конце
стихотворения? Можно ли сказать, что Дима еще не умеет жить соим умом? |
8. Физкультминутка.
Мы хорошо поработали, немного отдохнем. Это стихотворение тоже написала А.Л.Барто.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
9. Выборочное чтение отрывка стихотворения по ролям (сцена “У врача”)+ Индивидуальная работа (чтение слогов).
- Как плакал Дима, прочитай (А-а-а-а)
- Как ты думаешь, какие слова произнесла мама, когда узнала, что Дима не видит? (Ах, ох)
- Что сказал врач, когда понял, что Дима всех обманул? (Ой!)
10.Итоги урока.
- Как вы думаете, это стихотворение грустное, веселое или смешное? Почему?
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Стоит ли завидовать людям?
- Как нужно относиться к людям, которые носят очки?
11. Домашнее задание.
2 диф. группа. Выразительно читать стихотворение.
Подобрать пословицы об отношении к людям (о зависти), подумать над их значением.
3 диф.группа. Чтение стихотворения.
Индивидуальные задания.
Дима С. Читать последние две строчки.
Саша Д. Читать слоги по карточке.