В 6-м классе предусмотрено изучение рассказа А.П.Чехова “Толстый и тонкий”. Чтобы расширить представление учащихся о ранних юмористических рассказах писателя, предлагаю провести литературную игру сразу по нескольким произведениям: рассказам “Пересолил”, “Мальчики”, “Хирургия”, “Лошадиная фамилия”, “Злоумышленник”, “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”.
Цель урока:
- расширить представление учащихся о Чехове-авторе юмористических рассказов;
- привить навыки командной игры.
Вступительное слово учителя:
Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись рассказы, подписанные псевдонимами: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего Брата, но чаще всего – Антоша Чехонте.
Рассказы писались на злобу дня и считались однодневками. Через много лет великий русский писатель Иван Бунин говорил, что если бы Чехов написал только два-три рассказа, подобных “Хирургии”, “Пересолил”, то и тогда было бы ясно, что “сверкнул замечательный ум”, потому что выдумать и сказать хорошую шутку могут только умные люди.
Как ни труден был быт в семье Чехова (семья жила достаточно бедно), братья и сестры росли веселыми, Антон вовлекал их в веселые забавы, выдумывал смешные игры, шутки. Антон Чехов был невероятно гостеприимным, хлебосольными человеком, ему всегда были интересны люди. Он обожал розыгрыши, любил дурачиться в компании, обожал рыбалку, лес, трепетно относился ко всему живому- цветам, зверям, людям.
Сегодня мы с вами постараемся понять, над чем смеется Чехов и мы вместе с ним, а что в рассказах писателя – повод задуматься о людях и их поступках.
Основная часть урока:
Итак, приступаем к игре .
Работаем по командам, 3 ряда – 3 команды(ребята заранее могут распределиться по командам), вопросы задаются командам по очереди, если команда не отвечает на свой вопрос, то помогают другие команды, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Рассказ “Лошадиная фамилия”
Как лечил больной зуб отставной генерал-майор Булдеев? (полоскал рот водкой, прикладывал табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом и т.д.)
- Кто советовал лечить зубы заговором? (приказчик Иван Евсеевич)
- Как знахарь лечил зубы на расстоянии? (по телеграфу)
- Что обещал дать в награду Булдеев тому, кто назовет нужную фамилию? (5 рублей)
- Что случилось с больным зубом (вырвали)
- Благодаря чему приказчик вспомнил лошадиную фамилию? (доктор поинтересовался насчет овса)
Рассказ “Мальчики”
- Чей это портрет? (“Маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем. Он был смугл, худ, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще он был очень некрасив...” (Чечевицын)
- В канун какого праздника происходят события в рассказе? (В канун Рождества)
- Как Чечевицын сам себя называл, а как обращался к Володе? (Монтигомо ястребиный Коготь, вождь непобедимых, Володя – бледнолицый брат мой))
- Какие планы мальчики строили под Рождество? (убежать из дома и добраться до Америки?)
- Как Чечевицыну удалось в последний момент уговорить Володю бежать из дома? (сказал, что тот струсил, что “он сам поедет”, хвалил Америку, обещал отдать всю слоновую кость и львиные шкуры, рычал, как тигр, изображал пароход и т.д.)
- Почему Володя очень подавлен тем, что произошло, а его друг горд теми же событиями? (Володя любит родителей, не хочет их огорчать, ему стыдно за то, что он доставил боль маме, друг думает только о себе)
Рассказ “Пересолил”
- Как называлась станция, куда приехал главный герой, Смирнов Глеб Гаврилович? (Гнилушки)
- Почему расстояние от нее до усадьбы было таким неопределенным: от 30 до 50 верст? (все зависело от резвости лошади и трезвости возницы)
- Как определить, где перед, а где зад у телеги, по мнению возницы? (где лошадиный хвост – там перед, а где сидит седок – там зад)
- Почему главный герой затеял странный разговор с возницей и заговорил о револьверах? (с перепугу)
- Почему возница сбежал в лес? (землемер сделал вид, что достает револьвер)
- Чем объяснить, что боялись оба: и землемер, и возница? (неспокойно было на дорогах!)
Рассказ “Злоумышленник”
Зачем подсудимый Денис Григорьев отвинчивал на железной дороге гайки? (на грузила для удочки)
- Как мужики все же заботились о предотвращении аварий на железной дороге? (откручивали не все подряд)
- Какая рыба ловится без грузила, но в тех местах не водилась? (Шелеспер)
- Почему, по мнению климовских мужиков, лучше гайки для грузила ничего не найти? (свинец на дороге не найдешь, покупать надо, гвоздик не годится, лучше гайки ничего нет: тяжелая и дырка есть)
- Чем закончилось следствие? (Григорьев был осужден)
- Кому сочувствует Чехов и почему? (сочувствует обвиняемому, поскольку простому крестьянину в России недоступно образование, и Григорьев не способен понять, за что же его осудили)
Рассказ “Хирургия”
- Чей это портрет: “Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице чувство долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние...”? (фельдшер Курятин)
- О чем говорит последняя деталь портрета Курятина (сигара)? (дело происходит в больнице земской – сигара, распространяющая зловоние, недопустима)
- С какой бедой к фельдшеру пришел дьячок? (у него разболелся зуб, не может петь, всю ночь не спал)
- На что пришлось перекреститься дьячку за неимением иконы и что он принес в качестве оплаты за услугу? (перекрестился на бутыль с купоросом(карболовый раствор), а в качестве оплаты принес просвиру)
- Какие инструменты полагались для лечения такого больного? (щипцы , козья ножка, ключ)
- Как и почему меняются отношения между героями на протяжении рассказа? (От взаимного расположения и уважения до взаимного неудовольствия и раздражения)
Рассказ “Толстый и тонкий”
- Где встретились бывшие одноклассники-гимназисты? (на вокзале)
- Каким образом, не говоря еще об этом прямо, Чехов указывает на разницу в социальном положении? (толстый берет носильщика, а тонкий все тащит сам)
- За что толстого и тонкого дразнили в гимназии? (толстого дразнили за то, что он прожег казенную книгу папироской (называли Геростратом), тонкий любил ябедничать)
- Как тонкий и его семья отреагировала на высокое положение толстого?
- (изменилась речь, манеры, вещи как бы съежились, сын застегнул мундир, жена выпрямилась и т.д.)
- Какую реакцию это вызвало у тонкого?(толстый хотел что-то возразить, но на лице тонкого было написано столько благоговения, что тайного советника стошнило)
- Что высмеивает Чехов в своем рассказе? (чинопочитание)
- Рассказ “Хамелеон” (можно показать фрагмент фильма “Такие разные, разные лица”)
- Решето с какими конфискованными ягодами несет городовой Очумелов? (с крыжовником)
- Как эта деталь характеризует городового? (крыжовник мелкий, кислый, но хоть что-то взять)
- Из-за чего поднялся шум на площади? (из-за “несложившихся” отношений человека и собаки)
- Кого и почему укусил щенок? (Щенок цапнул за палец золотых дел мастера Хрюкина за то, что тот “сунул в морду щенку цигарку”)
- Как ведет себя Очумелов по мере развития конфликта? (как хамелеон, меняет свое мнение, деталь в одежде-то снимает, то надевает шинель)
- Что высмеивает Чехов в этом рассказе? (угодничество, отсутствие человеческого достоинства)
Общие вопросы:
В двух рассказах мы сталкиваемся с героями, так или иначе связанными с медициной, это рассказ “Хирургия” и рассказ “Лошадиная фамилия”, давайте еще раз вспомним, что сам Чехов закончил медицинский факультет Московского университета и был врачом. Почему, как вы думаете, очень часто в рассказах Чехова будут героями врачи? (для него врач - самая гуманная профессия на свете, если врач ведет себя не как врач – это заставляет задуматься и о самом враче и об обществе в целом);
Корней Чуковский писал: “Через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств рушилось вокруг, сколько гремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут до сих пор, и наши внуки так же хохочут над ними, как хохотали отцы и деды”. Как вы понимаете слова Чуковского: в чем секрет вечности юмористических рассказов Чехова?
Актуальны ли рассказы Чехова в наше время? (Можем ли мы встретить чеховских героев в наше время?)
Заключительный этап урока
Подведение итогов литературной игры, определение команды-победителя, вручение призов, выставление оценок.