Открытый урок по предмету «Художественное слово» «Страна чудес – сценическая речь»

Разделы: Русский язык, Литература, МХК и ИЗО


Цель занятия: формирование интереса и мотивации к занятиям по дисциплине “Художественное слово”.

Задачи:

  • Повторить комплекс упражнений точного артикуляционного уклада учащихся;
  • Развивать навык самостоятельного выполнения творческих заданий; развить интерес к предмету, внимание
  • Воспитывать навыки  коллективной работы, трудолюбие детей, упорство в достижении цели.

Оборудование и материалы: стулья, музыкальная аппаратура

Ход занятия

1. Организационная часть

- Приветствие. (выход учащихся – творческая зарисовка “Приветствие”)

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в страну...

Страна чудес научит вас
Свободно мысли излагать
И выразительно читать.
Зажимы снимет – это важно!
Изменит ваш голосовой диапазон,
А для актеров очень важен он.
В стране ждет много интересных встреч,
Педагог: А называется она –
Все вместе: СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ!

Правильно, ребята. И тема сегодняшнего открытого урока “Страна чудес –сценическая речь!”

Разминка.

“Чтоб жили звуки ярко, смело...
Подготовить нужно тело.”

Разминка необходима, чтобы подготовить тело к “работе” на сцене, снять зажимы. Для актера это необходимо еще и потому, что, разминая мышцы, мы “будим” наш голос

(Разминка проводится под музыку ZAZ “Je Veux”.)

Телесная разминка.

1. Разогрев суставов.

2. Упражнение “Пол - потолок”.

Задание: Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки над головой и представьте, что вас активно сжимает пол и потолок. Вы – пружина, которая стремиться разжаться.

3. Упражнение “Двери лифта”

4. Упражнение “Ладошки к стеночки”

На выдохе резко наклоняемся вперед со словом: УХ. Не разгибаясь выдохнуть остальной воздух

После выполнения упражнения медленно поднимаемся, “выстраивая” позвоночник от копчика до шеи.

5. Упражнение “Снять пиджак – надеть пиджак”.

Делаем движения плечами вниз – вперед – вверх – назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения вниз – назад – вверх – вперед – вниз. По 8 движений.

Вибрационный массаж.

“Чтоб родился яркий звук...
Массаж конечно – лучший друг!”

 -  Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

- Чтобы голос зазвучал красиво, как бы “растекался”, звучал объемно, актеры помимо различных упражнений выполняют массаж. Такой массаж называется вибрационным”.

1. Упражнение “Рождение звука”.

- Постукиваем кончиками пальцев по лбу. Губы при этом сомкнуты и расслаблены, зубы разомкнуты. Произносим долгий звук “М”.

- Постукиваем по носу “Н”.

- Над верхней губой “В”.

- Под нижней губой “З”.

- Постукиваем пальцами по скулам и щекам произнося “ЛМН”.

- В области грудной клетки протяжный звук “Р”. Стараясь дотянуться до лопаток “Ж”.

Дыхательная гимнастика.

“Чтоб звук активно подавать...
Нужно правильно дышать.”

“Свечка”. Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы “пламя свечи” не колыхнулось.

“Погреем руки” (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

 “Одуванчик” Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание, и выдохните с силой Ф-Ф-Ф. Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы легкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны.

“Насос” вдох – вдох- выдох ш; вдох- плавно выдыхаем со звуком с

Артикуляционный тренинг:

Речи четкая организация -
Это правильная артикуляция!

Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для языка, губ, щек, нижней челюсти.

Разогрев мышц лица:

  • “Назойливый комар”   
  • “Обезьянка”. 

2. Упражнения для губ:

Веселый пятачок”:

а/ на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет “два” губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Шторки

“Лошадка фырчит” - это упражнение выполняют несколько раз во время артикуляционной разминки, для того чтобы речевой аппарат отдохнул.

3. Упражнения для языка:

1. Покусываем язычок (кончик языка, серединку и корень языка)

2. “Уборка”

3. “Шпага” - острым, крепким языком изнутри колем щеки.

4. “До носа, до подбородка” - кончиком языка достать до носа, затем до подбородка.

5. “Лошадка” - цокот

6. “Уколы”

*“Лошадка фырчит”

4. Упражнения для челюсти:

1.  “Корова”

2.  “Шкатулка”

3. “Удивленный бегемот”: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

ДИКЦИОННАЯ РАЗМИНКА

“Стрельба по мишеням”

Устройте соревнования по стрельбе. Стреляйте из пистолета по воображаемым мишеням взрывными звуками “к” и “г”. Стреляйте из лука в мишень звуком “х”.

“Садовник”

Представьте, что вы садовник и садовыми ножницами подрезаете кустарник: “Ц! Ц! Ц! Ц! Ц!”

“Косарь”

Возьмите в руки воображаемую косу и косите сено на лугу звуком “Щ”. Движения размашистые, широкие и дыхание широкое и глубокое: “Щ!..Щ!..Щ!”

“Чистильщик сапог”

Возьмите в руки воображаемые щетки для обуви и начистите до блеска свои ботинки. Движение щетки сопровождается звуком “Ш”.

Пчела” – ЖЖЖЖЖ

“Мячик” кидаем об пол би бэ ба бо бу

“ба”- различные интонации

Упражнение

“Скороговорки в образе”. (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному произносят одну и ту же скороговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: “Шла Саша по шоссе и сосала сушку, “Бык тупогуб, тупогубенький бычок

  • как учительница русского языка, читающая диктант.
  • как обиженный ребенок
  • как скандальная бабка
  • как робот
  • как рассерженный человек
  • как рэпир.

Педагог: Ребята, я уверена, что повторив этот замечательный тренировочный комплекс, вы получили тот запас речевой свободы, который позволит вам решить сложные творческие речевые задачи.

“Мы докажем всем вокруг,
Творчество - наш лучший друг!”

1. Творческая работа учащихся.

Показ творческих работ:

Стихотворения:

  • Иванова Ульяна - Э.Асадов “Лебединая верность”
  • Шагаева Полина – Блок “Демон”
  • Отрывок из пьесы Островского “Гроза”
  • Титова Ирина
  • Галактионова Анна
  • Отрывок из произведения Тургенева “Отцы и дети”
  • Титова Ирина
  • Галактионова Анна
  • Шагаева Полина
  • Корогодина Юлия
  • Иванова Ульяна
  • Околелов Никита

Подведение итога. Заключение.

Вот и закончилось наше путешествие по чудесной стране “Сценическая речь” , но по окончанию нашего путешествия мне хотелось бы узнать:

Вопросы учащимся.

1. С помощью чего можно добиться свободного, красивого звука?

2. Почему артисту и любому человеку необходима хорошая дикция?

3. Как добиться хорошей дикции?

4. Почему изучение сценической речи необходимо не только артисту, но и каждому образованному человеку?

Педагог: Сегодня вы прекрасно потрудились. Благодаря вашему упорству, старанию, желанию вы овладели “сокровищами” волшебной страны - образной, выразительной, убедительной речью, и вы сможете найти себя на большой или малой сцене, в кругу коллег, когда станете взрослыми.

Список используемой литературы.

Литература для педагога.

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 2006.

2. Бруссер А.М. Основы дикции. М.: Просвещение, 2003.

3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. М.: Просвещение, 1999.

4. Запорожец Г. Логика сценической речи: учебное пособие. М.: Просвещение, 1974.

5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. М.: “Проспект”, 2004.

6. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. М.: ГИТИС, 2011.

7. Kозлянинова И., Чарелли Э. Речевой голос и его воспитание: учебное пособие. М.: Просвещение, 1985.

8. Оссовская М.П. Московский говор. М.: Просвещение, 2003.

9. Петрова А. Сценическая речь: учебно-методическое пособие. М.: Искусство, 1981.

10. Савкова 3. Как сделать голос сценическим: практ. пособие. М.: Искусство, 1968.

11. Театр, где играют дети / Под ред. А. Никитиной. М.: Владос, 2001.

12. Чарелли Э. Учитесь говорить. М.: Просвещение, 1985.

13. Вэскер А.Б. Открывая занавес урока: учебно-методическое пособие. М..