Цель занятия: формирование интереса и мотивации к занятиям по дисциплине “Художественное слово”.
Задачи:
- Повторить комплекс упражнений точного артикуляционного уклада учащихся;
- Развивать навык самостоятельного выполнения творческих заданий; развить интерес к предмету, внимание
- Воспитывать навыки коллективной работы, трудолюбие детей, упорство в достижении цели.
Оборудование и материалы: стулья, музыкальная аппаратура
Ход занятия
1. Организационная часть
- Приветствие. (выход учащихся – творческая зарисовка “Приветствие”)
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в страну...
Страна чудес научит вас
Свободно мысли излагать
И выразительно читать.
Зажимы снимет – это важно!
Изменит ваш голосовой диапазон,
А для актеров очень важен он.
В стране ждет много интересных встреч,
Педагог: А называется она –
Все вместе: СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ!
Правильно, ребята. И тема сегодняшнего открытого урока “Страна чудес –сценическая речь!”
Разминка.
“Чтоб жили звуки ярко, смело...
Подготовить нужно тело.”
Разминка необходима, чтобы подготовить тело к “работе” на сцене, снять зажимы. Для актера это необходимо еще и потому, что, разминая мышцы, мы “будим” наш голос
(Разминка проводится под музыку ZAZ “Je Veux”.)
Телесная разминка.
1. Разогрев суставов.
2. Упражнение “Пол - потолок”.
Задание: Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки над головой и представьте, что вас активно сжимает пол и потолок. Вы – пружина, которая стремиться разжаться.
3. Упражнение “Двери лифта”
4. Упражнение “Ладошки к стеночки”
На выдохе резко наклоняемся вперед со словом: УХ. Не разгибаясь выдохнуть остальной воздух
После выполнения упражнения медленно поднимаемся, “выстраивая” позвоночник от копчика до шеи.
5. Упражнение “Снять пиджак – надеть пиджак”.
Делаем движения плечами вниз – вперед – вверх – назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения вниз – назад – вверх – вперед – вниз. По 8 движений.
Вибрационный массаж.
“Чтоб родился яркий звук...
Массаж конечно – лучший друг!”
- Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.
Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.
- Чтобы голос зазвучал красиво, как бы “растекался”, звучал объемно, актеры помимо различных упражнений выполняют массаж. Такой массаж называется вибрационным”.
1. Упражнение “Рождение звука”.
- Постукиваем кончиками пальцев по лбу. Губы при этом сомкнуты и расслаблены, зубы разомкнуты. Произносим долгий звук “М”.
- Постукиваем по носу “Н”.
- Над верхней губой “В”.
- Под нижней губой “З”.
- Постукиваем пальцами по скулам и щекам произнося “ЛМН”.
- В области грудной клетки протяжный звук “Р”. Стараясь дотянуться до лопаток “Ж”.
Дыхательная гимнастика.
“Чтоб звук активно подавать...
Нужно правильно дышать.”
“Свечка”. Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы “пламя свечи” не колыхнулось.
“Погреем руки” (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.
“Одуванчик” Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание, и выдохните с силой Ф-Ф-Ф. Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы легкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны.
“Насос” вдох – вдох- выдох ш; вдох- плавно выдыхаем со звуком с
Артикуляционный тренинг:
Речи четкая организация -
Это правильная артикуляция!
Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для языка, губ, щек, нижней челюсти.
Разогрев мышц лица:
- “Назойливый комар”
- “Обезьянка”.
2. Упражнения для губ:
“Веселый пятачок”:
а/ на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет “два” губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;
б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
Шторки
“Лошадка фырчит” - это упражнение выполняют несколько раз во время артикуляционной разминки, для того чтобы речевой аппарат отдохнул.
3. Упражнения для языка:
1. Покусываем язычок (кончик языка, серединку и корень языка)
2. “Уборка”
3. “Шпага” - острым, крепким языком изнутри колем щеки.
4. “До носа, до подбородка” - кончиком языка достать до носа, затем до подбородка.
5. “Лошадка” - цокот
6. “Уколы”
*“Лошадка фырчит”
4. Упражнения для челюсти:
1. “Корова”
2. “Шкатулка”
3. “Удивленный бегемот”: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
ДИКЦИОННАЯ РАЗМИНКА
“Стрельба по мишеням”
Устройте соревнования по стрельбе. Стреляйте из пистолета по воображаемым мишеням взрывными звуками “к” и “г”. Стреляйте из лука в мишень звуком “х”.
“Садовник”
Представьте, что вы садовник и садовыми ножницами подрезаете кустарник: “Ц! Ц! Ц! Ц! Ц!”
“Косарь”
Возьмите в руки воображаемую косу и косите сено на лугу звуком “Щ”. Движения размашистые, широкие и дыхание широкое и глубокое: “Щ!..Щ!..Щ!”
“Чистильщик сапог”
Возьмите в руки воображаемые щетки для обуви и начистите до блеска свои ботинки. Движение щетки сопровождается звуком “Ш”.
“Пчела” – ЖЖЖЖЖ
“Мячик” кидаем об пол би бэ ба бо бу
“ба”- различные интонации
Упражнение
“Скороговорки в образе”. (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному произносят одну и ту же скороговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: “Шла Саша по шоссе и сосала сушку, “Бык тупогуб, тупогубенький бычок
- как учительница русского языка, читающая диктант.
- как обиженный ребенок
- как скандальная бабка
- как робот
- как рассерженный человек
- как рэпир.
Педагог: Ребята, я уверена, что повторив этот замечательный тренировочный комплекс, вы получили тот запас речевой свободы, который позволит вам решить сложные творческие речевые задачи.
“Мы докажем всем вокруг,
Творчество - наш лучший друг!”
1. Творческая работа учащихся.
Показ творческих работ:
Стихотворения:
- Иванова Ульяна - Э.Асадов “Лебединая верность”
- Шагаева Полина – Блок “Демон”
- Отрывок из пьесы Островского “Гроза”
- Титова Ирина
- Галактионова Анна
- Отрывок из произведения Тургенева “Отцы и дети”
- Титова Ирина
- Галактионова Анна
- Шагаева Полина
- Корогодина Юлия
- Иванова Ульяна
- Околелов Никита
Подведение итога. Заключение.
Вот и закончилось наше путешествие по чудесной стране “Сценическая речь” , но по окончанию нашего путешествия мне хотелось бы узнать:
Вопросы учащимся.
1. С помощью чего можно добиться свободного, красивого звука?
2. Почему артисту и любому человеку необходима хорошая дикция?
3. Как добиться хорошей дикции?
4. Почему изучение сценической речи необходимо не только артисту, но и каждому образованному человеку?
Педагог: Сегодня вы прекрасно потрудились. Благодаря вашему упорству, старанию, желанию вы овладели “сокровищами” волшебной страны - образной, выразительной, убедительной речью, и вы сможете найти себя на большой или малой сцене, в кругу коллег, когда станете взрослыми.
Список используемой литературы.
Литература для педагога.
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 2006.
2. Бруссер А.М. Основы дикции. М.: Просвещение, 2003.
3. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. М.: Просвещение, 1999.
4. Запорожец Г. Логика сценической речи: учебное пособие. М.: Просвещение, 1974.
5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. М.: “Проспект”, 2004.
6. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. М.: ГИТИС, 2011.
7. Kозлянинова И., Чарелли Э. Речевой голос и его воспитание: учебное пособие. М.: Просвещение, 1985.
8. Оссовская М.П. Московский говор. М.: Просвещение, 2003.
9. Петрова А. Сценическая речь: учебно-методическое пособие. М.: Искусство, 1981.
10. Савкова 3. Как сделать голос сценическим: практ. пособие. М.: Искусство, 1968.
11. Театр, где играют дети / Под ред. А. Никитиной. М.: Владос, 2001.
12. Чарелли Э. Учитесь говорить. М.: Просвещение, 1985.
13. Вэскер А.Б. Открывая занавес урока: учебно-методическое пособие. М..