Методическая разработка занятия внеурочной деятельности на тему "Малиновский А.С. Открытие уникального иконописца – Григория Журавлева"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Краеведение


Тип занятия: открытие новых знаний.

Цель занятия: создание педагогических условий  для духовно-нравственного воспитания учащихся через развитие интереса к литературному наследию родного края.

Формирование УУД:

  • Личностные:
    • проявлять навыки сотрудничества;
    • проявлять заинтересованность в расширении и получении новых знаний;
    • чувствовать красоту и выразительность речи произведений поэта, стремиться к совершенствованию собственной речи.
  • Регулятивные:
    • познакомиться с творчеством самарского поэта и писателя Малиновского А.С.;
    • расширить знания учащихся об утевском художнике-иконописце Г.Журавлеве  на историческом материале и по страницам повести Малиновского А.С. «Радостная встреча».
  • Познавательные:
    • иметь представление о творчестве самарских писателей и поэтов, писавших для детей;
    • уметь обрабатывать, извлекать информацию, представленную учителем в виде текста, иллюстрации, видео и музыкального сопровождения;
    • выстраивать логические цепи рассуждений.
  • Коммуникативные:
    • участвовать в беседе о прослушанных и прочитанных учителем (вслух) произведениях, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 6), Технологическая карта занятия (Приложение 7), музыкальное сопровождение занятия (Приложение 8, Приложение 9), карта Самарской области (ксерокопии для работы в группах), тексты стихотворения и песни.

Данное занятие рассчитано на 1-2 часа, проводится для уч-ся 5-6 классов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Мотивационный этап (1-2 мин.)

1. Приветствие учителя

– Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!

(Уч-ся встают в круг, берутся за руки и все вместе повторяют строчки приветствия, улыбаются друг другу).

– Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Самарской области и познакомимся с творчеством одного из писателей-современников и его произведением.

II. Этап актуализации знаний (5-6 мин.)

1. Прослушивание песни «Сторона родная» в исполнении Н.Купиной (стихи А.С.Малиновского, музыка В.Першина).

– Давайте мы с вами попробуем погрузиться в атмосферу произведений поэта, а для этого прослушаем песню «Сторона родная». 

2. Беседа с уч-ся. Вопросы.   

– Эти стихи написаны членом Союза писателей России Александром Малиновским давно, потом появилась песня на эти стихи.
– О чем прослушанная песня?
– Как вы думаете, почему поэт посвятил родным местам свои стихи?
– Как поэт описывает любимые места?

III. Этап открытия новых знаний (20-25 мин.)

1. Знакомство с жизнью и творчеством самарского писателя – Малиновского А.С. Рассказ учителя (Приложение 1).

2. Работа с Литературной картой Самарской области

– Давайте обратимся к нашей литературной карте Самарской области и отметим родные места писателя, о котором я сейчас поведу рассказ.

3. Прослушивание песни С.Копыловой «Калека» о Григории Журавлеве (Приложение 2), сопровождаемое видеорядом Л.Шалис «Посвящено жизни Г.Журавлева».

4. Беседа с учащимися

– Ребята, какие чувства вы испытывали при просмотре видеоряда и прослушивании записи?
– Какими чертами характера наделяет художника-иконописца?
– Что говорит автор о его душе?
– Ребята, не смотря на свой недуг, художник-иконописец принес пользу людям, прихожанам храма. В чем он нашел свое призвание?
– Как Григорий Журавлев относился к обычным людям, которые его обижали?
– Кому он себя посвятил?
– Как вы думаете, Григорий Журавлев необычный человек? Почему?
– Является ли он для нас примером в жизни? Чему мы можем научиться у этого художника?

5. Рассказ учителя о художнике-иконописце Г.Журавлеве по историческим данным и по страницам произведения Малиновского А.С. (Приложение 3)

6. Беседа с учащимися

– Ребята, каково ваше отношение к судьбе талантливого художника-иконописца?
– Что вас поразило в его творчестве?
– Появилось ли у вас желание узнать больше об этом человеке?
– Есть такое выражение: «Человек с Большой буквы». Как оно соотносится с жизнью Г.Журавлева?

IV. Подведение итогов (3-5 мин.)

1. Беседа с учащимися

– Итак, ребята, о ком мы сегодня узнали?
– С какими мыслями и чувствами вы выйдете с нашего занятия?
– Как вы думаете, есть ли еще в литературе посвящения Г.Журавлеву? Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения (читает подготовленный ученик). (Приложение 4).

2. Составление синквейна (по желанию уч-ся)

– Ребята, вы очень любите сочинять. И я вам предлагаю сейчас составить синквейн к теме нашего сегодняшнего занятия. Напоминаю, как строится это стихотворение.

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

V. Рефлексия (5 мин.)

1. Инсерт

Заполнение таблицы ЗУХ:

Знал (Знаю) материал Узнал что-то новое Хочу узнать подробнее
     

2. Слово учителя

– На память о сегодняшней встрече я вручаю вам буклеты, в которых содержится информация сегодняшнего занятия (Приложение 5).
– Ребята, вы отлично поработали на сегодняшнем занятии! Молодцы! Спасибо всем! Всего доброго.