Тип занятия: открытие новых знаний.
Цель занятия: создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания учащихся через развитие интереса к литературному наследию родного края.
Формирование УУД:
- Личностные:
- проявлять навыки сотрудничества;
- проявлять заинтересованность в расширении и получении новых знаний;
- чувствовать красоту и выразительность речи произведений поэта, стремиться к совершенствованию собственной речи.
- Регулятивные:
- познакомиться с творчеством самарского поэта и писателя Малиновского А.С.;
- расширить знания учащихся об утевском художнике-иконописце Г.Журавлеве на историческом материале и по страницам повести Малиновского А.С. «Радостная встреча».
- Познавательные:
- иметь представление о творчестве самарских писателей и поэтов, писавших для детей;
- уметь обрабатывать, извлекать информацию, представленную учителем в виде текста, иллюстрации, видео и музыкального сопровождения;
- выстраивать логические цепи рассуждений.
- Коммуникативные:
- участвовать в беседе о прослушанных и прочитанных учителем (вслух) произведениях, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 6), Технологическая карта занятия (Приложение 7), музыкальное сопровождение занятия (Приложение 8, Приложение 9), карта Самарской области (ксерокопии для работы в группах), тексты стихотворения и песни.
Данное занятие рассчитано на 1-2 часа, проводится для уч-ся 5-6 классов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Мотивационный этап (1-2 мин.)
1. Приветствие учителя
– Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
(Уч-ся встают в круг, берутся за руки и все вместе повторяют строчки приветствия, улыбаются друг другу).
– Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Самарской области и познакомимся с творчеством одного из писателей-современников и его произведением.
II. Этап актуализации знаний (5-6 мин.)
1. Прослушивание песни «Сторона родная» в исполнении Н.Купиной (стихи А.С.Малиновского, музыка В.Першина).
– Давайте мы с вами попробуем погрузиться в атмосферу произведений поэта, а для этого прослушаем песню «Сторона родная».
2. Беседа с уч-ся. Вопросы.
– Эти стихи написаны членом Союза писателей
России Александром Малиновским давно, потом
появилась песня на эти стихи.
– О чем прослушанная песня?
– Как вы думаете, почему поэт посвятил родным
местам свои стихи?
– Как поэт описывает любимые места?
III. Этап открытия новых знаний (20-25 мин.)
1. Знакомство с жизнью и творчеством самарского писателя – Малиновского А.С. Рассказ учителя (Приложение 1).
2. Работа с Литературной картой Самарской области
– Давайте обратимся к нашей литературной карте Самарской области и отметим родные места писателя, о котором я сейчас поведу рассказ.
3. Прослушивание песни С.Копыловой «Калека» о Григории Журавлеве (Приложение 2), сопровождаемое видеорядом Л.Шалис «Посвящено жизни Г.Журавлева».
4. Беседа с учащимися
– Ребята, какие чувства вы испытывали при
просмотре видеоряда и прослушивании записи?
– Какими чертами характера наделяет
художника-иконописца?
– Что говорит автор о его душе?
– Ребята, не смотря на свой недуг,
художник-иконописец принес пользу людям,
прихожанам храма. В чем он нашел свое призвание?
– Как Григорий Журавлев относился к обычным
людям, которые его обижали?
– Кому он себя посвятил?
– Как вы думаете, Григорий Журавлев необычный
человек? Почему?
– Является ли он для нас примером в жизни? Чему мы
можем научиться у этого художника?
5. Рассказ учителя о художнике-иконописце Г.Журавлеве по историческим данным и по страницам произведения Малиновского А.С. (Приложение 3)
6. Беседа с учащимися
– Ребята, каково ваше отношение к судьбе
талантливого художника-иконописца?
– Что вас поразило в его творчестве?
– Появилось ли у вас желание узнать больше об
этом человеке?
– Есть такое выражение: «Человек с Большой
буквы». Как оно соотносится с жизнью Г.Журавлева?
IV. Подведение итогов (3-5 мин.)
1. Беседа с учащимися
– Итак, ребята, о ком мы сегодня узнали?
– С какими мыслями и чувствами вы выйдете с
нашего занятия?
– Как вы думаете, есть ли еще в литературе
посвящения Г.Журавлеву? Послушайте, пожалуйста,
отрывок из стихотворения (читает подготовленный
ученик). (Приложение 4).
2. Составление синквейна (по желанию уч-ся)
– Ребята, вы очень любите сочинять. И я вам предлагаю сейчас составить синквейн к теме нашего сегодняшнего занятия. Напоминаю, как строится это стихотворение.
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
V. Рефлексия (5 мин.)
1. Инсерт
Заполнение таблицы ЗУХ:
Знал (Знаю) материал | Узнал что-то новое | Хочу узнать подробнее |
2. Слово учителя
– На память о сегодняшней встрече я вручаю вам
буклеты, в которых содержится информация
сегодняшнего занятия (Приложение
5).
– Ребята, вы отлично поработали на сегодняшнем
занятии! Молодцы! Спасибо всем! Всего доброго.