Тип проекта – образовательный, практико-ориентированный.
Цель проекта – создание дидактического материала для проведения итоговых уроков литературы в 5, 6 классах.
Оборудование: компьютер, проектор
Аннотация
Проект “Литературная игра” представляет собой дидактический материал для проведения уроков повторения, обобщения, систематизации знаний по литературе в конце учебного года в 5, 6 классах, оформлен в виде презентаций. Форма проведения игры – элементы телевизионной игры “Своя игра”. Участниками могут быть как команды, так и отдельные учащиеся. Материалы можно использовать не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Содержание игры для каждого класса представлено шестью тематическими блоками, каждый из которых содержит 6 вопросов различного уровня сложности. “Стоимость” вопроса от 10 до 60 баллов. Всего 36 вопросов. Вопросы и задания литературной игры направлены на выявление уровня знания учащимися текста художественного произведения и теории литературы, на выявление умений и навыков, сформированных в процессе изучения литературы в 5, 6 классах.
Презентации оформлены в едином стиле: использованы элементы оформления учебника литературы под редакцией В.И.Коровиной для 5, 6 классов.
Структура презентаций одинакова:
- первый слайд представляет собой титульный лист с указанием формы проведения урока, номера класса, для которого предназначена данная презентация; на титульных листах презентаций для 5, 6 класса помещены рисунки, выполненные учащимися;
- второй слайд представляет собой игровое поле и содержит тематические блоки и ячейки с цифрами, за которыми “спрятаны” вопросы разного уровня сложности;
- все последующие слайды включают вопросы и полные ответы с указанием названия произведения и его автора.
Переход к слайдам, демонстрация правильных ответов осуществляется с помощью гиперссылок; функцию кнопки выполняет рисунок с изображением лиры.
“Литературная игра. 5 класс” предназначена для проведения обобщающего урока литературы в 5 классе в конце учебного года. Все вопросы объединены в 6 тематических блоков, каждый из которых содержит 6 вопросов разного уровня сложности.
Содержание игры
Блок 1 “Писатели и поэты” включает вопросы, связанные с высказываниями о писателях и поэтах:
10 баллов: Лето 1831 года _______ и Пушкин проводили в Царском селе. Там они вступили в своеобразное “состязание”: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Кто из русских писателей вступил в состязание с А.С.Пушкиным?
20 баллов: О каком русском писателе 18 века сказал Карамзин: “Рождённый под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства”?
30 баллов: Кто из писателей 19 века говорил о себе: “...я сам не знаю, какая у меня душа – хохлацкая или русская. Я знаю только то, что никак не дал бы преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином”.
40 баллов: “Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги”. Кто из русских писателей является автором этих строк?
50 баллов: Кто из русских писателей в детстве был воспитанником пансиона для мальчиков и сочинил сказочную повесть для своего племянника – будущего известного поэта Алексея Константиновича Толстого?
60 баллов: “...Думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле”. Кто из писателей является автором этих строк?
Блок 2 “Портрет героя” выявляет знание пятиклассниками текста художественного произведения и умение школьников определять литературного героя по его портретной характеристике:
10 баллов: “Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли...”.
20 баллов: Жил-был в Бережках со своей бабкой мальчик ________, по прозвищу “Ну Тебя”. _________был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: “Да ну тебя!”
30 баллов: “... на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса ссизачёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь”.
40 баллов: “...девочка тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса”.
50 баллов: “ Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика”.
60 баллов: “... Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду __________ ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладёт её перед фельдшером”.
Блок 3 “Какому герою принадлежат слова?” направлен на проверку знания текста произведения и умения определять героя произведения на основе его речевого высказывания:
10 баллов: “По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу “казнить” – это короче”.
20 баллов: “На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.
30 баллов: “Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живёт”.
40 баллов: “Негодный мусор... на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать”.
50 баллов: “Не полагай... что так легко избавиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою”.
60 баллов: “Каждый идёт своей дорожкой, и кто знает...может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня, – понимаешь?”
Блок 4 “Жанры” содержит вопросы литературоведческого характера и проверяет знание пятиклассниками жанров изученных в 5 классе произведений (пятиклассники на уроках в течение учебного года получили первоначальное представление о таких жанрах, как сказка, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказ):
10 баллов: Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
20 баллов: Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене.
30 баллов: Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях. Больше рассказа, но меньше романа.
40 баллов: Стихотворение, в основе которого чаще лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.
50 баллов: Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
60 баллов: Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Блок 5 “Стихотворная речь” включает задания, связанные с умением определять способ рифмовки и стихотворный размер. В 5 классе программа предлагает знакомство только с двусложными размерами стихосложения. Но в учебнике 5 класса много стихотворных произведений, написанных трёхсложными размерами, поэтому в 5 классе я даю представление и о трёхсложных размерах (дактиле, амфибрахии, анапесте). Поскольку задания этого блока вызывают у пятиклассников особую трудность, в тексте стихотворения делаю разметку - подсказку: делю каждый стих на стопы, в результате ребятам нужно выбрать нужный ритм, расставить ударение и определить вид двусложного или трёхсложного размера.
10 баллов:
В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет, – спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!
Н.А. Некрасов
Какой способ рифмовки используется поэтом?
20 баллов:
“Помню/ – долгий/ зимний/ вечер,
Полу/мрак и /тиши/на;
Тускло/ льётся /свет лам/пады,
Буря/ плачет/ у ок/на.
И.А.Бунин
Определи стихотворный размер в данной строфе.
30 баллов:
Был тру/дный бой./ Всё ны/нче как/ спросо/нку,
И толь/ко не/ могу/ себе/ простить:/
Из ты/сяч лиц/ узнал/ бы я/ мальчо/нку.
А как/ зовут/, забыл/ его спро/сить.
А.Т. Твардовский
Определи стихотворный размер в данной строфе.
40 баллов:
Хотя про/клина ет /про езжий/
Дороги/ мо их по/бережий/.
Люблю я /деревню/ Николу/.
Где кончил /начальну/ю школу! /
Н.М.Рубцов
Определи стихотворный размер в данной строфе.
50 баллов:
Мальчику/ жизни не / жалко /,
Гибель е / му нипо / чём /.
Мне прода / вать сво ю / совесть /
Совестно / будет при / нём. /
Р.Стивенсон (пер. С.Маршака)
Определи стихотворный размер в данной строфе.
60 баллов:
Задрожа/ли листы/, облета/я,
Тучи не/ба закры/ли красу/,
С поля бу/ря ворва/вшися зла/я
Рвёт и ме/чет и во/ет в саду/.
А.А.Фет
Определи стихотворный размер в данной строфе.
Блок 6 “Средства выразительности” выявляет умение пятиклассников определять в предложенном фрагменте выразительно-изобразительные средства. На уроках русского языка и литературы школьники уже получили представление о сравнении, эпитете, олицетворении, метафоре, гиперболе, о фонетических средствах выразительности (аллитерация).
10 баллов:
“Тайга...Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны молчаливая, равнодушная”.(В.П.Астафьев).
Какое средство выразительности использовано в выделенном фрагменте?
20 баллов:
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
“Пройдёт – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублём подарит!”
(Н.А.Некрасов)
Какое средство выразительности использовано в выделенном фрагменте?
30 баллов:
Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвёт и мечет и воет в лесу.
(А.А.Фет)
Какое средство выразительности использовано в данном фрагменте?
40 балов:
... Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.
(М.Ю.Лермонтов)
Какое средство выразительности использовано в выделенном фрагменте?
50 баллов:
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна –
Родина неяркая моя!
(Д.Б.Кедрин)
Какое средство выразительности использовано в данном фрагменте?
60 баллов:
Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Какое средство выразительности использовано в выделенном фрагменте?
Ответы:
Блок 1 “Писатели и поэты”
10 баллов: Василий Андреевич Жуковский
20 баллов: Михаил Васильевич Ломоносов
30 баллов: Николай Васильевич Гоголь
40 баллов: Константин Георгиевич Паустовский
50 баллов: Антоний Погорельский
60 баллов: Виктор Петрович Астафьев
Блок 2 “Портрет героя”
10 баллов: Герасим. Рассказ “Муму”. А.С.Тургенев
20 баллов: Филька. Рассказ “Тёплый хлеб”. К.Г.Паустовский
30 баллов: Хозяйка Медной горы. Сказ “Медной горы Хозяйка”. П.Бажов
40 баллов: Дина. Рассказ “Кавказский пленник”. Л.Н.Толстой
50 баллов: Маруся. Повесть “В дурном обществе”. В.Г.Короленко
60 баллов: Дьячок Вонмигласов. Рассказ “Хирургия”. А.П.Чехов
Блок 3 “Какому герою принадлежат слова?”
10 баллов: Королева. Пьеса-сказка “Двенадцать месяцев”. С.Я.Маршак
20 баллов: Мать Васютки. Рассказ “Васюткино озеро”. В.П.Астафьев
30 баллов: Отец Никиты. Рассказ “Никита”. А.П.Платонов
40 баллов: Робинзон. Роман “Приключения Робинзона Крузо”. Д.Дефо
50 баллов: Чернушка. Сказка “Чёрная курица”. А.Погорельский
60 баллов: Пан Тыбурций. Повесть “В дурном обществе”. В.Г.Короленко
Блок 4 “Жанры”
10 баллов: Сказка
20 баллов: Пьеса
30 баллов: Повесть
40 баллов: Баллада
50 баллов: Рассказ
60 баллов: Сказ
Блок 5 “Стихотворная речь”
10 баллов: Перекрёстная
20 баллов: Хорей
30 баллов: Ямб
40 баллов: Амфибрахий
50 баллов: Дактиль
60 баллов: Анапест
Блок 6 “Средства выразительности”
10 баллов: Эпитет
20 баллов: Сравнение
30 баллов: Олицетворение
40 баллов: Гипербола
50 баллов: Метафора
60 баллов: Фразеологизм
“Литературная игра. 6 класс” предназначена для проведения обобщающего урока литературы в 6 классе в конце учебного года. Все вопросы объединены в 6 тематических блоков, каждый из которых содержит 6 вопросов разного уровня сложности.
Содержание игры
Блок 1 “Жанры” содержит вопросы литературоведческого характера и проверяет знание шестиклассниками жанров изученных в 6 классе произведений (шестиклассники на уроках в течение учебного года получили первоначальное представление о таких жанрах, как роман, миф, легенда, феерия, новелла):
10 баллов: Большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.
20 баллов: Сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.
30 баллов: Произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
40 баллов: Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика с особым характером и складом речи.
50 баллов: Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.
60 баллов: Малый прозаический жанр (разновидность рассказа), отличается строгостью композиции, остротой сюжета, отсутствием описательности. (Например, “Маттео Фальконе”.)
Блок 2 “Портрет героя” выявляет знание шестиклассниками текста художественного произведения и умение школьников определять литературного героя по его портретной характеристике:
10 баллов: Она “была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был чистенький и глядел вверх”.
20 баллов: “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, и шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.
30 баллов: “Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, он был вреднее и злее всех левонтьевских ребят”.
40 баллов: “...волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила”.
50 баллов: “... тоненькая невысокая девушка.... Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. ... Остальное неподвластно словам, кроме слова “ОЧАРОВАНИЕ”.
60 баллов: “Я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и сосем чёрные, коротко остриженные волосы”.
Блок 3 “Какому герою принадлежат слова?” направлен на проверку знания текста произведения и умения определять героя произведения на основе его речевого высказывания:
10 баллов: “Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся”.
20 баллов: “Я согласилась, я дала клятву, князь – мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно”.
30 баллов: “ Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля, свойство характеров; я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”.
40 баллов: “Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя”.
50 баллов: ““Как известно из древнегреческой мифологии, Геракл совершил двенадцать подвигов. Один молодой человек хотел исправить греческую мифологию. Он хотел совершить тринадцатый подвиг Геракла...”
60 баллов: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться”.
Блок 4 “Термины” включает вопросы, связанные со знанием основных литературоведческих понятий:
10 баллов: Картина природы в художественном произведении.
20 баллов: Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.
30 баллов: Изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.
40 баллов: Краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью.
50 баллов: Отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
60 баллов: Последовательность и связь событий в художественном произведении.
Блок 5 “Стихотворная речь” включает задания, связанные с умением определять вид рифмовки и стихотворный размер.
10 баллов:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
(С.Есенин)
Определи стихотворный размер в данной строфе.
20 баллов:
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
(Н.Рубцов)
Определи стихотворный размер в данной строфе.
30 баллов:
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...
(М.Ю.Лермонтов)
Назови способ рифмовки в данной строфе.
40 баллов:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Определи стихотворный размер в данной строфе.
50 баллов:
Когда на меня навалилась беда
И шёл я по отчему краю,
“Отдай свою боль мне”, – сказала вода, по горному склону стекая.
(К.Кулиев)
Определи стихотворный размер в данной строфе.
60 баллов:
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко. И грустно. И весело.
Я ничего не пойму.
(Афанасий Фет)
Определи стихотворный размер в данной строфе.
Блок 6 “Кто автор?” выявляет знание шестиклассниками авторов изученных в 6 классе художественных произведений.
10 баллов:
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
20 баллов:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
30 баллов:
“На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем”.
40 балов:
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.
50 баллов:
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.
60 баллов:
“ Я открыл глаза: утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья...Я проворно встал и подошёл к мальчикам”.
Ответы:
Блок 1 “Жанр произведения”
10 баллов: Роман
20 баллов: Мифы
30 баллов: Легенда
40 баллов: Сказ
50 баллов: Феерия
60 баллов: Новелла
Блок 2 “Портрет героя”
10 баллов: Настя. Рассказ “Кладовая солнца”. М.М.Пришвин
20 баллов: Левша. Сказ “Левша”. Н.С.Лесков
30 баллов: Санька Левонтьев. Рассказ “Конь с розовой гривой”. В.П.Астафьев
40 баллов: Павлуша. Рассказ “Бежин луг”. И.С.Тургенев
50 баллов: Ассоль. Феерия “Алые паруса”. А.Грин
60 баллов: Лидия Михайловна. Рассказ “Уроки французского”. В.Г.Распутин
Блок 3 “Какому герою принадлежат слова?”
10 баллов: Левша. Сказ “Левша”. Н.С.Лесков
20 баллов: Маша Троекурова. Роман “Дубровский”. А.С.Пушкин
30 баллов: Грэй. Феерия “Алые паруса”. А.Грин
40 баллов: Лидия Михайловна. Рассказ “Уроки французского”. В.Г.Распутин
50 баллов: Харлампий Диогенович. Рассказ “Тринадцатый подвиг Геракла”. Ф. Искандер
60 баллов: Маленький принц. Сказка “Маленький принц”. А. де Сент-Экзюпери
Блок 4 “Термины”
10 баллов: Пейзаж
20 баллов: Антитеза
30 баллов: Портрет
40 баллов: Эпиграф
50 баллов: Эпизод
60 баллов: Сюжет
Блок 5 “Стихотворная речь”
10 баллов: Хорей
20 баллов: Ямб
30 баллов: Опоясывающая
40 баллов: Дактиль
50 баллов: Амфибрахий
60 баллов: Дактиль
Блок 6 “Кто автор?”
10 баллов: Александр Сергеевич Пушкин
20 баллов: Михаил Юрьевич Лермонтов
30 баллов: Антон Павлович Чехов
40 баллов: Афанасий Афанасьевич Фет
50 баллов: Николай Михайлович Рубцов
60 баллов: Иван Сергеевич Тургенев
Правила игры
Класс делится на команды. Команда выбирает капитана, который организует обсуждение вопроса в группе и назначает того, кто отвечает на заданный вопрос (как правило, отвечающим назначается тот, кто первым в группе предложил правильный ответ). Каждая команда имеет сигнальную карточку на случай внеочередного ответа на вопрос.
Очерёдность команд в игре определяется жеребьёвкой, которую проводит учитель (ведущий).
Игра состоит из одного раунда. Капитан каждой из команд по предложению своей группы выбирает тематический блок и ячейку с вопросом, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос.
Время на обсуждение составляет 1 минуту. В случае правильного ответа команда получает жетон с цифрой, обозначающей количество очков, равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса. (Ведущий или его помощник на специальном листе фиксирует количество потерянных, в случае неправильного ответа, командами очков.) Если команда не дает ответа, то количество очков, равное стоимости вопроса, не теряется. В случае, если команда даёт неправильный ответ или отказывается отвечать, право ответа предоставляется той команде, которая первой с помощью сигнальной карточки выразит желание ответить на вопрос. Ограничений в выборе тематического блока и ячейки с вопросом для команд нет.
По окончании игры команды подсчитывают количество заработанных очков (на жетонах), определяют лучшего игрока в своей команде и сообщают ведущему. Ведущий делает окончательный подсчёт очков и называет команду, победившую в игре.
Аналогичны условия игры, если в ней индивидуальные участники.