Роман М.Булгакова знают все, многие даже читали...
К сожалению, не все понимают, о чем эта книга, что хотел сказать автор. Это не удивляет: редко можно встретить самоуверенного человека, который скажет, что все ему понятно и никакие эпизоды не вызывают вопросов, сомнений.
Сложный роман, трудная судьба писателя.
На уроках литературы в 11 классе мы говорим о композиции романа и о сюжетных линиях, о всепрощении и милосердии, о добре и зле, о теме власти и творчества, конечно, и о всепоглощающей любви...
Перед изучением романа ученикам была предложена анкета, в которой были, как мне казалось, простые вопросы, но и они вызвали затруднение. Старшеклассники не знают реалий 30-х годов 20 века, московского быта писателей, не знают Евангельские сюжеты и споры о Христе в романе, топографию и географию библейских глав, иерархию подразделений в римской пехоте и многое другое...
Хотелось познакомить учащихся и с вероятными прототипами героев романа.
Тогда я решила сделать презентацию, своеобразный “ликбез” для учащихся, чтобы они не отождествляли такие понятия, как “прокуратор” и “прокурор”.Что из этого получилось, вы сможете решить, познакомившись с презентацией и статьей к ней. Ученики 11а и 11б классов презентацию оценили положительно.
М. Булгаков работал над романом в сложное для нашей страны время. Закончилась Гражданская война, начинала утверждаться новая историческая эпоха уже в мирных условиях. Но идея непрерывности мировой революции существовала. Началась бескомпромиссная, ожесточенная, организованная идеологическая война за души людей.
Идеология могла быть только одна - идеология правящей партии. Вот почему в СССР с такой решительной нетерпимостью, непримиримостью была развернута антирелигиозная пропаганда.
Православные церкви разрушались повсеместно, священников унижали, оскорбляли, ссылали в концлагеря, расстреливали. Истерия богохульства достигла такого разгула, что рифмованные фельетоны Д. Бедного вызвали неприятие даже у партийной элиты и в последующем больше никогда не издавались
На обложке журнала “Безбожник” за 1924г. изображен собственно безбожник: бесформенная фигура, руки в карманах, как у шпаны, бессмысленный и бесчувственный взгляд (Слайд 3). Такой должна стать коммунистическая молодежь по мнению таких идеологов, как Берлиоз. Борьба за социализм и борьба против религии становятся единой задачей (Слайд 4).
"Что есть истина?" Христос и Пилат Николай Ге (1890) . Третьяковская Галерея, Москва, Россия (Слайд 5).
На полотне “Что есть истина?” Христос и Пилат” Николая Ге изображено противостояние Пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата и осужденного им на смерть Иисуса Христа. Антагонизм этих людей решается художником через прием контраста образов. Пилату, сильному, волевому и решительному, облеченному властью , противопоставлен Христос, спокойный и уставший. Он невозмутимо встречает резкий и насмешливый вызов – вопрос прокуратора: “Что есть истина?”.
Колористическое построение картины переворачивает традиционное понимание добра и зла, света и тени. Художник представил зрителю Пилата, облаченного в белую тогу, в мощном потоке солнечного света, тогда как измученный пытками Христос в потрепанных серых одеждах находится в тени. Но это только на первый взгляд кажется, что живописец “обеляет” римского наместника.
На самом деле прокуратор стоит против солнца, поэтому вся его фигура приобретает нечеткие контуры, и только активные световые отблески заставляют обманчиво светиться его тогу, темные узкие складки которой, словно веревки, опутывают Пилата.
Христос изображен в тени, но стоит приглядеться, как Его одежда приобретает пурпурный цвет, лицо освещено (в то время как лицо римского наместника полностью погружено в тень). Отблески солнца освещают фигуру Христа, словно показывая Божественный свет истины, идущий от Него.
В романе М. Булгакова, как и в произведениях Н. В. Гоголя, живая реальность так переплетается с мнимой, что одно дополняет другое, и образуется совершенно иной мир, в котором живут вечно Истина, Добро, Любовь.
Евангельские события - одна из сюжетных линий романа. Вспомним, как А.Блок написал:
В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос.
Так другой гений соединил революцию и Христа, как надежду на спасение в конце кровавого жертвенного пути.
Роман М. Булгакова начинается спором молодого поэта Ивана Бездомного и литературного функционера Берлиоза с Воландом о Иисусе Христе.
Берлиоз, абсолютный циник, предлагает так изощренно вычеркнуть Христа из сознания людей, чтобы у них даже не возникло мысли о самом его существовании. И здесь мог бы прозвучать вопрос: “Что есть истина?”. Вопрос Пилата вовсе не требует ответа, потому что для него истина и власть одно и то же. Значит и он сам, власть имущий, истина или бог. Во времена Булгакова слово “бог”, конечно, старались не употреблять в печати, а вот слово “вождь” было в большом ходу. Любая диктатура отождествляет себя с истиной, и все, что существует вопреки ей, не “истина”... и подлежит уничтожению.
Вероятный прототип Берлиоза - Леопольд Авербах (слайд 6). Родился в Саратове. Отец — Леонид Исаакович Авербах, владелец пароходной компании на Волге. Мать — Софья Михайловна (урожд. Свердлова), сестра Якова Свердлова, (Председателя ВЦИК, формального главы РСФСР).
Из пятого класса гимназии Авербах уходит на комсомольскую работу, избирается членом ЦК комсомола первого созыва. Затем он— секретарь Московского комитета РКСМ, редактор “Юношеской правды” (1920). Член РКП(б) с 1920 г. Работает за границей по линии Коммунистического Интернационала молодежи. После возвращения из-за границы по рекомендации Троцкого Авербах назначен редактором журнала “Молодая гвардия”. Редактировал газету “Уральский рабочий”. Член редколлегии “На посту”, а с основания журнала “На литературном посту” — его ответственный редактор. Проводил в журнале политику вытеснения писателей, которых считал “попутчиками”. Один из основателей РАППа, ген. секретарь ВАПП (1926—1932). Соредактор книги “Беломоро-Балтийский канал имени Сталина” (1934). Арестован 4 апреля 1937 года. Расстрелян 14 августа 1937 года.
Воланд “ловит” Берлиоза на его утверждении: если бога нет, то человек всесилен, что он сам способен всем управлять (Слайд 8).
Но стечение несущественных обстоятельств предопределяет странную смерть Берлиоза, и это потрясает рассудок Бездомного. Иван, как утопающий за соломинку, хватается за иконку и свечку (а он недавно утверждал, что атеист!) и мечется по ночной Москве. В сумасшедшей доме, в клинике Стравинского, он встретится с Мастером, обретет возможность узнать иное отношение к творчеству.
Ведь талант - дар божий, над которым ничто не властно, ведь “рукописи не горят”. Так в сознании Ивана произойдут разительные перемены, но навсегда поселятся в его душе грусть, мечта о великой любви. Образ Ивана Бездомного у Булгакова мог возникнуть при знакомстве с Иваном Приблудным (Слайд 7).
Иван Приблудный (Яков Овчаренко) родился в крестьянской семье. Обучался в земской школе, окончил три класса. В 1920 году покинул родное село, работал некоторое время батраком и пастухом, выступал в труппе бродячего цирка, а в декабре того же года поступил в 17-ю кавалерийскую дивизию Червоного казачества под командованием Г. И. Котовского. Служил добровольцем в дивизии, получил прозвище, ставшее впоследствии его поэтическим псевдонимом. Начальник особого отдела дивизии, заметив поэтический дар своего бойца, снабдил его рекомендательным письмом и направил в столицу. В 1921 году Приблудный был принят в московский интернат для одарённых детей. Валерий Брюсов, познакомившись со стихами Приблудного, в 1922 году пригласил начинающего поэта стать студентом Высшего литературно - художественного института, который возглавлял сам.
Во время учебы Приблудный познакомился, а затем и сблизился с Сергеем Есениным, который отзывался о молодом поэте так: “Замечательная стерва и талантливый поэт, очень хороший...”. Известно о фотографии Есенина с дарственной надписью Приблудному. Ему приписывали сочинение известной воровской песни “Мурка”.
Отправлен в ссылку в 1931г. за распространение эпиграммы на Ворошилова. Возвратился в Москву в 1935 г. Жил случайными заработками. Вновь арестован в 1937 г. и вскоре расстрелян по обвинению в принадлежности к террористической группе.
Мастер рассказывает Ивану о своем многострадальном романе о Понтии Пилате и Иешуа. Мы понимаем, что Булгаков не мог писать о Христе, поставив себя в один ряд с евангелистами, ведь это было бы кощунством. Но образ Иешуа максимально приближен к восприятию Христа.
Чтобы лучше понять эту тему в романе Булгакова, обратимся к картине А. Иванова “Явление Христа народу” (Слайд 9), на которой одно из главных событий в истории христианства: Богоявление. На полотне Иоанн Предтеча, совершающий обряд в водах Иордана, люди, принимающие крещение, зеваки – все они изображены в тот момент, когда вдалеке, будто спустивший с небес, появляется Христос и приближается к ним. Еще не все видят его, но все предчувствуют явление его. На лицах людей надежда, радость, а у кого-то сомнение, смущение, негодование у фарисеев, целый калейдоскоп эмоций видим мы здесь. Нет равнодушных, ведь все осознают величие свершившегося. Интересная деталь этой картины, человек в толпе в коричневой одежде, который ближе всех находится к Христу, написан Александром Ивановым с Н.В. Гоголя, который часто бывал в мастерской художника. Кто же сможет, заглянув в лица изображенных здесь людей, сказать,что “не было никакого Христа”? !
В пылу спора с Воландом Бездомный предлагает отправить Эммануила Канта на Соловки, эту Голгофу 30-х годов 20 века. И сам, того не желая, подтверждает слова Воланда... “И доказательств никаких не требуется... Все просто...” (Слайд 10-11). Какие нужны доказательства, если Иван под влиянием Берлиоза повторяет, как и толпа перед дворцом прокуратора, “распни его”. Это и есть доказательство, что у противников христианства нет никаких доказательств, нет веры истинной, философии, культуры, а есть Голгофа, Соловки, другие концлагеря (Слайд 12-13).
В романе выразительно описаны и другие действующие лица (Слайды 14-17). Это позволяет понять историческую ситуацию, в которой происходят события романа Мастера о Понтии Пилате. Пилат прошел трудный путь воина и не раз смотрел смерти в лицо, но вот пробил час и смелость оставила его. Тень императора Тиберия “зависла” над ним, и Пилат вынужден был уступить первосвященнику Каифе. Тем самым Пилат обрек себя на муки вечного раскаяния, ведь он понял суть происходящего зла и свою роль в нем.
Значительную роль в романе М. Булгакова играют Москва и жители этого великого города. Яркие картины, живые образы, созданные мастером слова, замечательно воспроизводят Москву 30-х годов 20 века (Слайды 23-26).
“Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было . Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их”, - говорит Воланд.
Но, наверное, не один жилищный вопрос...
Только Мастер и Маргарита живут в другом мире... И в финале романа они окончательно обретают в нем покой.
Булгаков в своем творчестве продолжал традиции Н.В. Гоголя, вполне понятно, что он создал Воланда и его окружение в виде оригинальных персонажей, внесших в драматическое повествование сатирические мотивы . (Слайды 27-29).
Эпизоды в варьете, в Торгсине, в нехорошей квартире наполнены и юморои, и сатирой...
В молитве, которую завещал Христос ученикам, есть слова: “Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого”. В романе персонажи “нечистой” силы то и дело искушают москвичей и творят злые шутки с людьми, но отметим, они делают это в наказание за их греховность. Наказывая жадность и подлость, лицемерие и предательство, они показывают ничтожество пороков и мнимые ценности горожан. Люди, сильные духом, им не подвластны, к ним совершенно другое отношение.
Какой мы видим писательскую среду в ресторане для “инженеров человеческих душ”? Закономерно, что в романе совпало название дома литераторов с именем А.С. Грибоедова ?! И так похоже происходящее в нем на комедию “Горе от ума”... (Слайды 30-34).
Трагедия Мастера в невозможности существования в этой среде. Сначала Мастер, потом и Бездомный не могут найти себя среди ограниченных и пошлых коллег...
Разные писатели, но одинаково трагичны судьбы у С. А. Есенина и В.В. Маяковского. Талант и гений обречены и должны нести свой крест в тоталитарном обществе (СЛАЙДЫ 35-36).
Список литературы
- Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.,1988
- Соколов Б.В. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”: Очерк творческой истории – М.,1991.
- Соколов Б.В. Энциклопедия булгаковская. М.,1997
- Текстологический комментарий к роману "Мастер и Маргарита". В изд.: М.А. Булгаков. Собрание сочинений в пяти томах. Т.5-й, Москва, "Художественная литература", 1990, с. 665-669.
Интернет-ресурсы
- http://www.all-art.org/
- http://ru.wikipedia.org/
- http://pravoslavie.ru
- http://art.mirtesen.ru/
- http://www.kinokadr.ru/